университетыпример, были свидетелями того, как автоколонна, возглавляемая политработником майором запаса И. Звездой, ночью доставила в часть боеприпасы. Группы разгрузки запаздывали, и тогда водители, не сговариваясь, принялись за дело. Освободили кузова автомобилей и тут же двинулись в новый рейс. Я видел на учении могучие трайлеры взвода, где командиром был комсомолец техник-лейтенант М. Жуков. На платформы их были погружены бульдозеры, машины для рытья котлованов. Сотни и сотни километров прошло это подразделение по дорогам учений. И ни одного замечания. На комсомольском собрании выступал рядовой Анатолий Талыко, молодой совсем водитель. — Весной этого года, — сказал он,— уволился в запас мой брат, отличник боевой и политической подготовки. Я как бы занял его место в строю. И даю слово следовать его примеру. Солдат сдержал обещание. З а отличные действия в ходе учений он заслужил благодарность. Удостоился поощрения и старший сержант запаса А. Макаревич, шофер одного из промышленных предприятий. Ему и на «гражданке» приходилось немало ездить, но только тут, на учениях он получил представление о работе военного водителя в современном бою. Передо мной лаконичные строки донесений — красноречивое доказательство высокого гражданского и воинского долга атомобилистов: «Капитан Голубев, старшина сверхсрочной службы Сафонов и младший лейтенант Сечко в полевых условиях произвели замену двигателя МАЗа, вышедшего из строя во время марша. Воины при этом вдвое сократили установленный срок ремонта». «В батальоне (командир — майор П. Прыгунов) за время учений нет ни одной поломки, ни одной аварии». Одиннадцать водителей приехало в подразделение из одного и того же города. И всем им на предприятия посланы благодарственные письма. Все это свидетельства того, что учение «Неман» явилось настоящей боевой школой для тех, кто ныне в резерве. А сколько наблюдал я замечательных примеров взаимопомощи! Опытный шофер Иван Лазакович, обслужив свою машину на привале, спешил к младшему товарищу. Вместе осматривали двигатель, ходовую часть. Добросовестно потрудились на учениях и дорожно-командные подразделения. Это они развертывали на всех маршрутах диспетчерские пункты, пункты заправки, технического обслуживания, умело обеспечивали равномерную загрузку автомобильных трасс, предотвращая пробки на узлах и развилках. Порядок на маршрутах движения обеспечивался четкостью регулировочной службы. Большим подспорьем для военных автомобилистов были современные средства связи — радио, мегафоны, диктофоны. С высоты птичьего полета обширный район тыловых учений представлял внушительное зрелище. Колонны машин катились по всем дорогам. Одни опешили вперед, догоняя наступающие войска, другие возвращались обратно. Машины, машины, машины. Боевые и специального назначения, автоцистерны, автобусы и обычные работяги — грузовики, которые доставляют горючее, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. Словом, все, что нужно для боя. Воочию убеждаешься — времена изменились. Возросли возможности нашего общевойскового тыла. Любой глубокий маневр войск сопровождается и соответствующим маневром тыла. Это доказали учения, ярко продемонстрировавшие боевую готовность Советских Вооруженных Сил. Район учений *Неман> подполковник В. АНДРИАНОВкВозвращаясь напечатанномуДорогая редакция! Я испытал большое волнение, прочитав в июньском номере журнала за этот год очерк подполковника Н. Кириллова «Подвиг у переправы». В Отечественную войну мне, младшему сержанту-радиотелеграфисту, пришлось участвовать в боях в составе 3-го гвардейского минометного полка, где служил шофером «катюши» герой очерка Павел Назаренко. Очень хорошо помню то раннее летнее утро 1944 года, когда у переправы через речку Оболянку произошел ожесточенный бой гвардейцев-минометчиков с отступающей гитлеровской частью. Не стану повторяться, а лишь постараюсь, как участник того боя, хотя бы коротко дополнить своими воспоминаниями рассказ Н. Кириллова.Я ПОМНЮ ТОТ БОЙПередовые отряды нашей дивизии: танкисты, артиллеристы бригады ИПТАП ушли вперед, и только зенитная батарея осталась на том берегу. Началась переправа наших боевых и транспортных машин со снарядами и имуществом. Когда завязалась перестрелка, я находился в своей машине, где была радиостанция, в хвосте колонны. Понимая, что впереди творится неладное, мы — отделение связи — поспешили на огневые позиции батареи. Там у переправы часто стучали наши зенитки, доносился треск автоматов, вспыхнуло зарево над лесом — это «катюши» дали первый залп. Бой был очень тяжелым, притом неравным. Противник видел перед собой горсточку артиллеристов и во что бы то ни стало стремился уничтожить их. Но не смогли сломить стойкости гвардейцев даже самоходные «Фердинанды». Решающий удар по гитлеровцам нанесли подоспевшие к нам на помощь артиллеристы бригады ИПТАП. Много врагов полегло на холмистых берегах Оболянки. Своих товарищей мы хоронили у переправы. В бою я был ранен и попал в госпиталь под Смоленск. Через месяц догнал свой полк. Однажды, уже будучи в Германии, командир части приказал построить личный состав для зачтения Указа Президиума Верховного Совета СССР. И вот тогда мы услышали, что павшим в бою у переправы через Оболянку Павлу Назаренко, Тимофею Светличному, Сергею Бородулину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Родина не забыла подвиг своих верных сынов. Я очень благодарен тем советским людям, которые чтут память павших в Отечественной войне, и благодарен за памятник, установленный героям-минометчикам в г. Сенно. Д. МАЛЬЦЕВ, старший лейтенант запаса, председатель городского комитета ДОСААФ г. Первоуральск Свердловской областиВ сосновом бору к танкам подкатил топливозаправщик. Он обслуживает одновременно несколько боевых машин. Фото Г. Шутова