Рис. 3. Защита внутреннем полости генератора от пыли: 1 — крышка; 2 — лабиринтные канавки (ширина 2 мм, глубина 1.5 мм): 3 — сальник — полоса (5x5 мм) из тонкошерстного войлока; 4 — улитка вентилятора: 5 — маховик генератора; 6 - канавка под сальник. ших вибраций и загрязнения), штепсельная вилка вместо пружинных контактов. Отличие новой схемы (рис. 2) состоит в том, что аккумуляторная батарея подзаряжается теперь от катушки питания зажигания через кремниевый диод КД-202Л, в то время как в старой схеме батарея заряжалась от катушек освещения через дроссель и селеновый выпрямитель. Отбор мощности от цепи питания зажигания не влияет на ее работу, так как для подзаряда батареи используется одна (не используемая для зажигания) полуволна переменного тока. Это позволило сделать зарядный ток аккумуляторной батареи более стабильным, разгрузило цепь освещения, в результате чего повысилось напряжение на фаре и упростилась схема электрооборудования. Одновременно с новой установкой катушки была изменена схема ее подключения. Ликвидирована одна выводная панель, благодаря чему уменьшилось количество пыли, засасываемой через отверстие во внутреннюю полость3!ЖРис. 4. Сальниковый узел амортизати ра: А, В, В — места возможной течи масла; 1 — сальник; 2 — гайка сальника; 3 — корпус сальника; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — корпус амортизатора. генератора. Штепсельное соединение проводов, идущих к заднему фонарю, повысило надежность питания лампы фонаря. Улучшена защита внутренней полости генератора от пыли (рис. 3), ускоряющей износ упора рычага прерывателя и поверхности кулачка. В корпусе улитки вентилятора протачивается канавка, в которую вставляется войлочный сальник (кольцо). Он закрывает зазор между маховиком генератора и улиткой. Чтобы сальник плотно прилегал к маховику, его протачивают до диаметра 144 мм соосно с посадочным отверстием. Смотровые окна в маховике закрываются специальными полиэтиленовыми крышками. Эти изменения испытаны и скоро будут внедрены в производство. Удобство мотороллера в большой степени зависит от надежности работы гидравлических амортизаторов. Прежде всего, в них должно сохраняться определенное количество масла. В процессе эксплуатации масло может выходить в соединениях А, Б, В (рис. 4) амортизатора. Течь масла в местах АиБ указывает на разрушение бурта сальника 1 или на то, что он недостаточно поджат корпусом 3. В этом случае надо проверить наличие фаски (90°) на гайке 2, а если бурт сальника недостаточно поджат, уменьшить размер 10. В месте В течь возникает либо из-за повреждения при переборке уплотнительного кольца 4 (проверьте наличие фаски 1x45° на корпусе амортизатора), либо из-за увеличения диаметра корпуса амортизатора. В передний амортизатор полагается заливать 42 смз вере3 тенного масла АУ, в задний — 87,5 см . Лишнее масло ограничивает ход амортизаторов, а при резком сжатии повышенное давление внутри амортизатора «раздувает» корпус. Это может привести к тому, что корпус 3 сальника вырвется из корпуса 5 амортизатора. Можно несколько обжать кромку корпуса амортизатора, если обнаружено увеличение его диаметра. Поврежденное кольцо надо заменить. Не лишне знать, что сальник амортизатора и уплотнительные кольца унифицированы с деталями амортизатора ижевских мотоциклов. По просьбам потребителей для удобства разборки будет изменена конструкция верхней головки переднего амортизатора. Крепление его унифицируется с креплением заднего амортизатора. Улучшена защита пластмассового подшипника нижней головки амортизатора от грязи, станет шире сам подшипник. Готовится производство ступицы переднего колеса с улучшенной защитой его подшипников. Она будет взаимозаменяема с нынешней. Качающийся рычаг передней подвески упрочняется. В серийном производстве внедряются стенды для контроля за жесткостью гидравлических амортизаторов, их работоспособностью и герметичностью. Все нововведения, о которых мы рассказали, были испытаны в 1968 году на мотороллерах, участвовавших в моторалли ФИМ ив организованном заводом мотопробеге по местам боевой славы. Серийные мотороллеры, которые в сложных доролсных условиях прошли по 10 тысяч километров, остались в хорошем состоянии и были годны к дальнейшей эксплуатации. Работник нашего завода Н. Костюнин на мотороллере «Вятка» в 1968 году победил в первенствах РСФСР и СССР по многоборью. В сентябре 1Э68 года команда завода участвовала ив испытаниях серийных машин на первенство заводской марки. На протяжении 3500 километров в сложных горных условиях машины полностью сохраняли свои ходовые качества. Г. БРАВЫЙ, заместитель главного конструктора г. Вятские ПоляныАВТОМОТОКЛУБАМ КРАСНОЕ ЗНАМЯСоревнуясь за достойную встречу вел икой даты — 100-летия со дня рождения В. И. Л енина , м ногиеучебные организации ДОСААФ значительно улучши ­ ли качество обучения и воспитания буд ущих воинов. Сейчас подведены итоги работы учебн ыхорганизаций Общества. Пятнадцать автомотоклубов награждены переходящ имиКраснымизнаменами военных округов. Большая часть их удостоена выс окой награды во второй раз. Называем эти автомотоклубы : Новгородский (начальник В. М. Волошин), В ильнюсский (Д. Д. Т онкопий ) , Витебс кий (М. В. Овсищер), Тамбовский (В. Ф . Осадчий), Ж итомирский (И. В. Никульс кий ) , Симферопольский (П. М. Савчик), Ч ерниговсний (Е. И. П риимак ) , Ростовсний (Г. П. Короткое), Саратовский (А. С. Рубан), Ф ерганский (А. Г. Пономаренко), Б акинский (И. К. Зайналов), Свердловс кий (Е. В. Куров), Ч итинский (Г. И. Савченко), Называевский (С. С. Фабрициус). Благовещенский (А. И. Вакулович). Чувство ответственности за порученное дело, и нициатива , умелая постанов ка учебно-воспитательной работы, забота об улучшении материально-техничес кой базы, внедрение новых методов в подготовку специалистов для Советских Вооруженных Сил — вот что характерно для коллективов передовых автомотоклубов, чей трудзаслуженно отмечен наградами.СТОТЫСЯЧНЫЙ КрАЗС нонвейера Кременчугского автомобильного завода сошла стотысячная маш ина . Десять лет назад, в 1959 году в Кременчуге было начато производство 12-тонных грузовиков КрАЗ-219 и 10-тонных самосвалов КрАЗ-222. К онструкция автомобилей непрерывно совершенствовалась, все новые модели и модификации КрАЗов создавал коллектив завода для нужд народного хозяйст ва. КрАЗ-256, 256Б и 257; вездеходы КрАЗ-255Б и 255В, седельный тягач КрАЗ-258, к оторый рассчитан на букси ­ рование 30-тонного полуприцепа , лесовозы, автомобили для Крайнего Севера июжных районов. От модели к модели росли скоростьигрузоподъемность автомобилей, с нижался расход топлива. Тяжелые самосвалы и бортовые маши ­ ны Кременчугского автозавода широк оиспользуются на крупныхпромыш ­ ленных стройках , г орнорудных разработк ах , на дальних перевозках, для монтажа специальных агрегатов (автокранов, э кскаваторов , б уровых уст ано во ки др.). Автомобили смаркойКрАЗ отлично зарекомендовали себя у нас и за рубежом. Сорок стран охотно покупают маш иныКременчугского завода. Непрерывно совершенствуется технология , автом атизируются основные и вспомогательные производственные процессы. На заводе действуют 28 конвейерных линий общей протяженностью более 6000 метров и 88 поточныхиавтоматических линий. Две тысячитристаработников завода заслужили почетное звание ударникакоммунистическоготруда . Среди них депутат Верховного Совета СССР электрообмотчица Людмила Тимофеевна Пшеничная, Герой Социалистического Труда ток арь Сергей НиконовичЗаиченко . Д осрочныйвыпускстотысячного автомобиля КрАЗ — т рудовой подарок автомобилестроителей к столетию со дня рождения В. И. Л енина .Митинг в честь стотысячного КрАЗа. Фого В. Крючевского13