Даже самые совершенные двигатели внутреннего сгорания нуждаются в непрерывной смазке трущихся частей. Специальное моторное масло должно непрерывно подаваться в зазоры между шейками коленчатого вала и подшипниками (коренными и шатунными), поршнем и цилиндром, поршневым пальцем и шатуном; смазывать такие жизненно важные детали двигателя, как распределительный вал, весь распределительный и клапанный механизм, ось привода прерывателя-распределителя. Непрерывно циркулируя по каналам, омывая детали двигателя, масло уносит от них частицы нагара, грязь и металлическую стружку и оставляет эти вредные для мотора включения в системе грязеуловительных полостей и масляных фильтров. Система смазки двигателя выполняет еще одну очень важную функцию: масло отбирает тепло у нагретых деталей, охлаждает мотор в целом, способствует поддержанию нормального теплового режима. На этом плакате в качестве примера представлена система смазки одного из наиболее распространенных у нас карбюраторных двигателей ЗИЛ-130. а. Система смазки двигателя ЗИЛ-130: 1 — левый магистральный канал: 2 — штанга толкателя клапана; 3 — ось коромысла; 4 — к аналв коромысле; 5 — к аналы для смазки кривошипно-шатунной группы компрессора; 6 — заливная горловина; 7 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 8 — трубка для слива масла из компрессора; 9 — распределительный вал; 10 — масляный радиатор; 11 — трубопровод для слива масла из радиатора; 12 — трубопровод к масляному радиатору; 13 — отверстие в теле шатуна для подачи масла на стенку цилиндра; 14 — к аналв теле коленчатого вала от коренной шейки к шатунной; 15 — грязеуловительные полости; 16 iу казатель уровня масла (масляный щуп); 17 — масляный картер; 18 — маслоприемннк; 19 — пробка отверстия для слива масла из картера двигателя: 20 — масляный насос; 21 — к ран включения масляного радиатора; 22 — канал, подводящий масло от насоса к фильтрам; 23 — привод масляного насоса; 24 — маслораспределительная камера; 25 — датчик масляного манометра; 28 — ф ильтр грубой очистки; 27 — правый магистральный канал; 28 — центробежный фильтр тонкой очистки масла; 29 — манометр системы смазки: б. Смазка цилиндра и поршня: 1 — компрессионные кольца: 2 — маслосъемное кольцо: 3 — к аналыв полость цилиндра; 4 — поршневой палец; 5 — маслоподающий каналв теле шатуна; 6 — блок цилиндров: 7 — гильза цилиндра; 8 — поршень; 9 — стопорное кольцо; 10 — шатун. Систему смазки двигателя нужно знать «на отлично», уметь во время ив полном объеме обслуживать ее. От этого зависит надежность и долговечность мотора. Советуем прочитать: К алисский В. С. и др. Учебник шофера III класса. Изд. «Транспорт», 1968. Максимов А. Е. Основы устройства автомобиля. Изд. ДОСААФ. 1967. Е горов И. М. Очистка воздуха, горючего, масла. Военное издательство Министерства обоооны СССР, 1962. Тарасенков В. П. Смазка двигателей. Военное издательство Министерства обороны СССР, 1956. Тема следующего плаката ма охлаждения двигателя». Плакат Г. Возлинского «Систе-НЕ ГОСТИАВТОМОТОКЛУБ И ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИРаньше, когда заходила речь о связях клуба с первичными организациями ДОСААФ, мы слышали претензии в наш адрес. Вы-де — редкие гости в низовых коллективах, слабо им помогаете. Для упреков были основания. Но что мы могли поделать? Ведь придти в первичную организацию — значит помочь людям. А мы в то время сами еще не стояли прочно на ногах — не хватало квалифицированных преподавателей, инструкторов, с помещениями и техникой было туго. Теперь иное дело. Автомотоклуб оснащен всем необходимым. Кроме учебных классов, имеются у нас военный и методический кабинеты, солидная техническая библиотека, построены гараж, мастерские, где делаем наглядные пособия. А главное — в клубе работает большой коллектив педагогов, воспитателей, настоящих энтузиастов дела. И как само собой разумеющееся, год от года крепнут и расширяются наши связи с досаафовскими коллективами предприятий, строек, колхозов, совхозов, учебных заведений области. Точек соприкосновения много: подготовка водителей автомобилей и мотоциклов, организация соревнований, подготовка спортивного актива и многие другие вопросы военно-патриотической работы, пропаганды военно-технических знаний среди населения. Вот примеры. В свое время к нам обратились активисты первичной организации ДОСААФ Тавдинского леспромхоза: — Расширяются лесоразработки, прибывает много новых автомобилей, нужны водители. Просим посодействовать. Мы прикинули свои возможности и решили, что учебными агрегатами и другими пособиями можем помочь. Сумеем выделить преподавателей и учебный авто-. мобиль. Вскоре здесь начались занятия. Подготовили вначале группу шоферов-профессионалов для леспромхоза. Потом стали поступать заявки чуть ли не со всего района. Теперь в Тавде обучают будущих шоферов и мотоциклистов, готовят инструкторов, спортивных судей. Обучение шоферов, мотоциклистов, инструкторов практической езды с помощью областного автомотоклуба ведется во многих местах — в поселке Заречном Белоярского района, Североуральске, Пышме, Талице, Шале, на ряде предприятий Свердловска, в частности на Уралмаше, Электротяжмаше, Уралхиммаше, в аэропорту Кольцове Большое внимание за последнее время мы обращаем на оборудование учебных пунктов, помогаем организовать там сдачу норм спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины». Наши опытные преподаватели, инструктора, общественные активисты Г. П. Улежов, В. И. Масленников, П. А. Журавлев, Н. Т. Максименко и другие, бывая теперь в первичных коллективах Общества, чувствуют себя не гостями, а первыми помощниками, советчиками. Еще одним примером того, как укрепились связи автомотоклуба с предприятиями, могут служить наши взаимоотношения с первичной организацией ДОСААФ «Уралстроймеханизации». Когда было принято решение создать здесь учебный пункт для подготовки молодежи к службе в армии, председатель первичной организации А. В. Чирков сразу же пришел к нам. Вместе мы обсудили, как оборудовать классы, военный кабинет, наладить военно-техническую учебу, развернуть спортивную работу среди призывников. Выделили для учебного пункта механизмы, агрегаты автомобилей, плакаты. Наши активисты-спортсмены помогли организовать сдачу норм ГЗР, разрядных норм; часто мы устраиваем встречи будущих воинов с героями войны и труда, автомотоспортсменами. Кто, как не областной автомотоклуб ДОСААФ, должен стать центром широкого развития спортивно-массовой работы среди населения, молодежи, школьников. Сейчас в связи с тем, что на ДОСААФ Законом о всеобщей воинской обязанности возложена подготовка технических специалистов для Вооруженных Сил, кое-где стали появляться такие настроения, что теперь, мол, автомотоклубу спорт не по силам и его надо свертывать. Думается, подобная позиция в корне неверна. Наш, да и не только наш опыт показывает, что автомобильный и мотоциклетный спорт укрепляет авторитет клуба, расширяет его возможности активно влиять на развитие спортивной работы в первичных организациях Общества. Дело, видимо, за тем, чтобы создавать спортивный актив, воспитывать его и, конечно, растить новые кадры. В Свердловске не бывает, пожалуй, ни одного сколько-нибудь значительного соревнования автомобилистов, мотоциклистов, где не участвовали бы наши воспитанники или организатором которого не были бы наши активисты. Сейчас мы поставили задачу помочь развитию автомотоспорта среди юношей, школьников. Положительным, мне кажется, может служить опыт нашей работы в 40-й и 106-й средних школах, где активисты клуба организовали технические кружки, спортивные секции. Усилиями заслуженного тренера РСФСР Валентины Брониславовны Липской совместно с педагогами школы № 40 создан спортивно-технический клуб «Урал». Два года мы проводим мотокросс «Пионерия», в котором участвуют не только свердловчане, но и юные спортсмены других городов Урала. Одной из важных задач, поставленных перед ДОСААФ в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года, является укрепление первичных организаций Общества. Как показывает жизнь, немаловажную роль в успешном ее решении могут и должны играть наши автомотоклубы. Е, КУРОВ, начальник областного автомотоклуба г. Свердловск2. «За рулем» № 6.