ЕСЛИ НАДО СНЯТЬУсталось в конце концов наступает в любой работе. Это неизбежно. Но вот последствия ее для представителей разных профессий далеко не одинаковы. Скажем, у почтальона, машинистки или бухгалтера утомление оборачивается лишь снижением производительности труда. Если же устанет шофер, итоги могут быть нуда плачевнее. Кому из водителей, совершающих дальние поездки, не приходилось испытывать сонливости, нагнетаемой монотонным однообразием дороги. Бесконечной вереницей мелькают телеграфные столбы, обстановка на шоссе спокойная, в кабине тепло и уютно, плавно покачивающаяся машина убаюкивает. Внимание рассеивается, восприятие окружающей обстановки притупляется. Внезапный провал в сознании — и машина окажется в придорожном кювете, а водитель будет растерянно припоминать, то ли он заснул на мгновение, то ли о чем-то замечтался за рулем. Такое состояние медики называют «заторможенностью», «дорожным гипнозом», «ступором», «сонным опьянением». Оно может возникнуть в результате даже небольшого утомления, но ведет к самым тяжелым последствиям. Тут уж все равно, заснул ли водитель за рулем, изнуренный длительной тяжелой поездкой, или забылся на несколько мгновений. Дорога ничего не прощает. Утомление шофера подразделяют на физическое, умственное и эмоциональное. Чаще же оно сочетает свойства этих разновидностей. Физическая усталость быстрее наступает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, особенно при езде по плохим дорогам, когда им приходится выполнять большую физическую работу. Но ив легковой машине у водителя, долго сидящего в одной и той же позе, большая часть мышц находится в состоянии слабого статического напряжения, и утомление их постепенно нарастает. Труд шофера эмоционально напряжен. Утомляют шум и вибрация в кабине, качка, изменение ритма и направления движения. Постепенно устает мозг, ухудшается внимание, замедляются реакции, снижается способность правильно оценивать дорожную обстановку. Беда ив том, что водитель не всегда в состоянии сам определить степень своей утомленности. Она маскируется эмоциональным возбуждением, характерным для работы шофера, и проявляется внезапно в резком снижении работоспособности или в приступах сонливости за рулем. Как же бороться с этой опасной усталостью? Прежде всего, разумеется, правильной организацией труда, режимом отдыха и питания водителей, особенно в дальних рейсах. А правильный режим труда включает как обязательный элемент кратковременные перерывы для активного отдыха. Отдыхать можно не только лежа в постели. Еще И. М. Сеченов установил, что работоспособность утомленной мышцы восстанавливается быстрее, если при этом будут работать другие мышцы, ранее бездействовавшие. Известно также , что при длительном напряженном труде, не связанном с большими физическими усилиями, работоспособность быстрее восстанавливается при изменении характера выполняемой работы. Всем этим условиям и отвечает предлагаемый комплекс физических упражнений для шоферов. В этих упражнениях нет ничего необычного, а выбор пал на них потому, что они способствуют восстановлению работоспособности именно тех групп мышц, которые устают у водителей раньше всех. 1. Исхюдное положение — нопи на ширине плеч, р укиопущены , р асслаблены . Н ачатьупражнениедвижениемрук до отк аза назад. На счет 1—2—3 отведенныеназадрукиразвестив стороны, поднять вверх, п рогауться ; з акончить глубокий вдох. На счет 4 — в ернутьсяв исходное положение ; выдох. Повторить четыре — шесть раз. 2. То жеисходноеположение . На счет 12 повернуть туловище и голову до отказа вправо (влево), сделать два рывка прямыми руками назад, прогнуться; вдох. На счет 3—4 сделать два пружиня ­ щих наклона вперед, к асаясьпальцами носков ног; выдох. П овторить три-четыре разасповоротомвкаждую сторону. 3. Из основной стойки на счет 1 — глубокое приседание , р уки вперед; выдох. На счет 2 — 3 — два пружинящихприсе ­ д ания . На счет 4 — в ернутьсяв исходное положение ; вдох. Повторить четыре — шесть раз. 4. Исходное положение — с татьправым (левым) боком к автомобилю, д ержасьза него рукой; свободная рука на бедре. На счет 1 — в змахправой (левой) ногой вперед; 2 — в змах назад; 3 — макс имальныйвзмахвпереди вверх; 4 — в ернутьсяв исходное положение . Дыхание произвольное . Повторить четыре — ш естьразвзмахикаждой ногой. Исходное положение — ноги на ширине плеч, ру<ки за головой. На счет 1—4 максимально сгибать туловище назад . влево, вперед, в право (круговое движение туловищем). При сгибании выдох, при выпрямлении — вдох. Повторить три-четыре разавкаждую сторону. Бег на носкахмелкимишагамив теч ение15 — 2 0секунд . Р укиопущены , расс лаблены . З атемперейти на спокойную ходьбу с глубоким дыханием. Выполнять упражнения нужно через каждые 2—3 часа непрерывной работы за рулем, а также во всех случаях, когда вы чувствуете усталость, сонливость. Это займет всего 3 — 5 минут, которые вы потом с лихвой наверстаете, так как получите хорошую зарядку бодрости. Предлагаемый комплекс быт экспериментально проверен с большой группой водителей, совершающих поездки на дальние расстояния, и получил у них одобрение. Ну а как быть, если за окном автомобиля хлещет дождь или забитое машинами шоссе делает остановку невозможной? Помогут несколько простых движений и упражнений, выполняемых на ходу в кабине, почти без изменения рабочей позы. Исследования Ленинградского института физкультуры им. Лесгафта показали, что в этом случае наиболее эффективны следующие упражнения: при глубоком дыхании произвольно напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы , главным образом спины, брюшного пресса, ног, рук и шеи. Однако, как только дорожная обстановка позволит, нужно остановиться, выйти из кабины и не полениться затратить несколько минут на полноценную зарядку. Это намного облегчит работу за рулем. кандидат Н. ИГНАТОВ, медицинских наук; Г. КЛИНКОВШТЕИН, кандидат технических наукКАКПравильные ответы — 3, 5, б, 12.ДВАЖДЫ ДВАОтветы на задачи, помещенные на стр. 20в.В первой задаче преимущественноеправо проезда за водителем грузовика — у него нет помехи справа. Но одновременно с ним может двигатьсяилегковой автомобиль. Автобус следует черезперекрестокв последнюю очередь. Меняя положение в рядах, надо уступать дорогу тем, кто движетсявпрямом направлении. Стало быть, во второй задачепреимущество за водителем легкового автомобиля. Из пяти знаков (третья задача) н азвание «Объезд препятствия » носит знак под № 6. В ситуации , п оказаннойвчетвертой оадаче, о бгонятьнельзя : г рузовик подал сигнал левого поворота, и водителю легкового автомобиляменять свое положениев рядах запрещено.Перваястраницао бложки : на мототреке .Фото В. БазылеваРедакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, И. М. ГОБЕРМАН, А. М. КОРМИЛИЦЫН, Л. В. ИОСТКИН, Д . В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, А. М. ФЕДОТОВ, А. М. ХЛЕБНИКОВ, Л. М. ШУГУРОВ Оформление Г. Ю. Дубман и Н. П. Бурлака Корректор И. П. ЗаменимАдрес редакции : г. Москва. К-92, ул. Сретенка, 26/1. Т елефоны : 223-37-72; 295-92-71; 228-71-21. Р укописи не возвращаются . Т ираж2 550 000 як.ч. Сдано впроизв . 19.3.69 г. Подп. в печ. 23.4.69 г. Зак. 690 Г-67560 Бум. 60х90'/„. 4 печ. л. + в кл Цена 30 коп. Издательство ДОСААФ (Москва, Б-66, Н ово - Р язанская , 26) 3-я типография Воениздата