Реле содержит два транзистора , два сопротивления и один конденсатор. Элентричесная схема его приведена на рис. 1. Т ранзистор Т, — т ипа П-38. Его с успехом можно заменить на МП-36. МП-36А, МП-38. Т ранзистор Т„ — т ипа П-39. Заменители — МП-39. МП-40, МП-42 или любой аналогичныйнизкочастотный транзистор. Переменное сопротивление !{, желательно взять типа СПО-0,5. Конечно, годится любое другое , расчитанное на 47 килоом , но тогда существенно увеличатся габариты реле. Постоянное сопротивление R2 может быть любого типа (МЛТ-0,5, УЛМ-0,12 или даже ВС-0,25) на номинал от 270 до 340 ом . Конденсатор С, лучше применитьмалогабаритный — типа ЭМ или К-50. Его рабочее напряжение должно быть не ниже6 вольт, а емкость 40 — 60 микрофарад . Если конденсатора такойемкости нет, его можно составить из двухи более конденсаторов меньшей емкости , в ключенных параллельно, из того расчета, что их суммарная емкость составит нужную величину. Детали реле монтируются на изоляц ионной плате. Очень удобно применить •печатный монтаж на фольгированном гетинаксе или стеклотекстолите . Методы изготовления таких плат хорошо знакомы радиолюбителям (журнал «Радио». 1964, № 3, с тр . 53; 1964. № 10, с тр . 58; 1966, № 1 1 , с тр . 42 и 61). Общий вид печатной платы со стороныпроводниковс разметкой отверстий и размерами приведен на рис . 2, а расположение деталей (они находятся на стороне, где нет проводников) п оказано на рис . 3. Там же дана распайкатранзисторов . Все обозначения деталей соответствуют схеме на рис . 1. В случае, если печатн ый способ почему-либо не удастся, монтаж можновыполнитьобычными провод пиками , соединив их согласно рис . 2. П осколькуустройство будет установлено на мотоцикле , необходимо предусмотреть меры по защите деталей от повышеннойвибрации . Они должны бытьбует контрольных лампочек. Это обусловлено тем , что лампочкив фонарях включены на каждой стороне последовательно. Наблюдая за миганием переднего фонаря, м отоциклист видит, что устрой ­ ство работает. Если выйдет изстроялампочкав любом фонаре одной стороны или возникнет иная неисправность , передний фонарь не будет загораться . Это знактого , что водитель должен дублироровать сигналырукой . Переключатель света во всех случаяхкрепится на руле, э лектронное реле — в любом удобном месте. Его можно помес тить даже в один из бортовых фонарей или фару. Смонтировав схему указателей поворота, надо установить частоту мигания фонарей. Для этого достаточно повернуть ось переменного сопротивленияgi на электронном реле вту или другую сторону. Этим сопротивлением вшироких пределах регулируется частота срабатывания реле, к отораядолжнабыть90 ± 3 вв минуту. Такое реле указателей поворота можно установить на мотороллере, мопеде и даже на любом автомобиле взамен менее надежноработающего электромехан ического реле. П ри этом тольконужно учесть, что на автомобилях и мотороллерах Т-200 Ми «Турист» и спользуется 12-вольтовое питание . Поэтому в реле конденсатор С, д олженбыть поставлен на рабочее напряжение не ниже 12 вольт. А чтобы не переделывать ужеимеющую ­ ся на автомобиле бортовуюпроводку , целесообразно применить схему с параллельным включением ламп на каждой стороне (рис. 5).Рис. 4. Схема включения указателя поворотов с последовательным соединением ламп. Т акуюже схему удобно использовать на мотоцикле , если в качестве бортовых фонарей поставить подфарники от моток оляски или иные фонари без зеркальн ых отражателей ихороших рассеивателей света. Эта схема позволяет пользоваться более мощными источниками света, в то время как схема на рис. 4 требует маломощныхисточниковс нап ряжением вдвое меньшим , чем в бортоаой сети (если на мотоцикле 6-вольтовоеРис. 1. Электрическая схема электрон ного реле: 1, 2, 3 — выводы. Подключе ние их показано на рнс. 4. самым тщательным образом закреплены . а пайка — н адежнойиаккуратной . Для дополнительного крепления транзисторов они приклеиваютсян плате клеем БФ-2 (или эпоксидным ) . Реле готово. Теперь предстоит собрать схему указателей поворота. Для этого потребуется четыребортовых фонаря (по два спереди и сзади), «мотоциклетный» перенлючатель света типа П-25А, П-201 или П-200 имонтажный провод. На рис. 4. приведена полная схема указателей поворота сэлектронным реле. Все соединения между реле, переключателем света ибортовыми ^ронарями необходимо выполнитьмногожиль ­ ным проводом визоляции , а сами провода для повышения их механичес койпрочности желательно заключитьв полихлорвиниловую трубку. В качестве бортовых фонарей очень удобно использовать велосипедные фары, соответственно приспособивих для крепления на мотоцикле . П ри небольшой мощности лампочкивтакой фаре бла годаря зеркальномуотражателюи линзе-рассеивателю ее свет достаточно яроки очень хорошо виден. Для того , чтобы придать свечению фары цвет, достаточно окрасить лампочницветным цапон-лаком. Приведенная на рис . 4 схема электронных указателей поворота не треРнс. 5. Схема чением ламп.параллельнымBK.II-Рис. 2. Монтажная плата реле (расстояние между линиями вспомогательной сетки — 2 мм). Рис. 3. Расположение деталей на плате. На рисунках у стрел показана распайка выводов транзисторов.п итание , то лампочки , в ключенные по схеме на рис. 4, д олжны быть 2,5 —3-воль товые). Завод предполагает выпускать электронное реле вкомплектесбортовымифонарями . Для этой цели разработана специальная конструкцияфонаря , под кожухомкоторого размещается и реле. В нем применено стекло от фонаря зад него хода «Москвича-408». Чтобы сделать свет фонаря ярче, в стекле изменилирисунок рифления, а за лампочкой поставили полированный отражатель. Фонарь герметизирован.ЛенинградвБРОДКИН. инженер)