КАЛЕНДАРЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯИЮНЬТеплынь. День длинный, подходящий для любого дела. Можно, конечно, заняться ремонтом двигателя и других крупных механизмов или истреблением ненавистной ржавчины под крыльями и покраской. Но будем считать, что это, к аки полагается, сделано еще весной. В марте и апреле. В мае закончено решение всех технических проблем. А в июньские погожие денечки пора «на природу». Зараженные вирусом странствий, автолюбители, к ак Евгений Онегин, уже испытывают «беспокойство, стремленье к перемене мест» и рвутся из городских квартир, снабжаемых горячей водой и газом, в лес, на речку, стряпать на корточках у костра. Еле дождавшись золотого времени очередного отпуска, они спешат в дальние путешествия. Первый признак машины путешественника — багажник на крыше и атлас автомобильных дорог за задним стеклом. Доблестный экипаж состоит обычно из водителя, командора, сынка, тещи. Комаядор любит подмазывать губы, вывернув на себя зеркало заднего вида, но, к ак истинная подруга автопутешественника, — отнюдь не пассивный пассажир. Она зорко глядит вперед, и, несомненно, ее пара глаз хорошо помогает водителю. Она не скупится давать ему ЦУ (ценные указания), как-то: «Дай газу», «Не пили», «Включай третью», «Теперь прямую — не с кислым молоком едем, нас уже «Запорожец» обогнал», «Куда ты как угорелый», «Не чеши нос перед милиционером, ты ничего не нарушил». Без багажника на крыше, заполненного туристской утварью, действительно в путешествии обойтись трудно. Бывалые оборудуют его шнурующимся текстовинитовым чехлом, и тогда он зализан не хуже самого автомобиля. Зеленые — стараются просто получше прикрыть утварь полотнищем и похитрее обвязать веревками, забывая о коварстве ветра. И вскоре вся их увязка становится дыбом, парусина начинает полоскаться по ветру и машине приходится «проламывать» массу воздуха, задавая тройную нагрузку двигателю. С собой принято возить кое-какие запасные части — с ними спокойнее. Применительно к «Москвичам» от «402-го» до «408-го» (а в общем-то для любой машины) полезно следующее: вентиляторный ремень; прокладка, «стаканчик» и диафрагма (в сборе) бензонасоса; ремонтный комплект водяного насоса; подшипники переднего колеса, малый и большой; свеча, молоточек прерывателя (можно с «наковальней»), конденсатор, ротор и крышк а распределителя, двухнитевая лампочка для указателя поворота; запасное стекло фары; пара камер; аптечка с вулканизатором; комплект резиновых манжет, шланг и жидкость для тормозов; сменный элемент фильтра тонкой очистки; коробка с гайками, шайбами, шплинтами • и проч., чтобы было где порыться. Все это, за исключением камер, мелочь, легко умещающаяся хотя бы под задним сиденьем. Пожелавшие запрятать туда же краски, клей и консервы учитывают, что с правой стороны особенно горячо от глушителя. Этим вещам там не поздоровится. В зависимости от срока службы той или иной детали прикидывают, какие из запчастей брать преждевременно и что взять с собой дополнительно. Непорядочно по отношению к хорошо снаряженным туристам ехать налегке, рассчитывая на нянек и на счастье. Видел и мы таких счастливцев, когда они «голосовали» на обочине и клянчили у проезжих: «нет ли подшипничка для переднего колесика». Путешественники в массе благородны и, следуя святому закону товарищества, выручат, хотя иной раз, с воспитательной целью, полезно было бы проучить. Не возбраняется взять больше — думайте не только о себе. Но, конечно, не «на все случаи жизни». От этого, кажется, прок невелик. Случалось, что автомобилистам, много лет бравшим с собой «полмашины» запаса ис превосходством поглядывавшим на незапасливых, приходилось пересмотреть свои позиции. Бывало, что в пути из этого груза им ни разу не -понадобилось ничего, а вот лобовое стекло они выбивали. Труженик-любитель, досыта навозившийся с машиной за год, в путешествие собирается не кое-как, а основательно подготовившись, чтобы в пути голова не ныла от забот и можно было безмятежно предаваться удовольствию езды на отлаженной машине — отдыхать, к ак говорят, душой и телом. Но водители разные: одному спокойнее, если он все проверил и отладил, другому — когда в багажник положен буксирный трос с удобными наконечниками. Что ж, быть предусмотрительным хорошее дело, особенно если мало опыта. Тогда трос надо взять обязательно. В машине, на поверхностный взгляд, как будто все в порядке: и клапаны, и карбюратор, и распределитель. Но если вспомнить инструкцию, то с тревогой подумается: наверно, не зря она рекомендует притирать клапаны через 25 тысяч километров пробега. У распределителя со временем (помимо износа втулок) ослабевает натяжение пружин центробежного регулятора. Появляется детонация. Чтобы устранить стуки, водитель вынужден повернуть головку верньера; стук прекращается, но на несколько градусов уменьшается опережение зажигания, а следовательно, не придется попользоваться полной мощностью, которая так приятна в путешествии. В промытом карбюраторе в дополнение к другим работам не лишне обратить внимание на уровень бензина. Сход и развал колес стараются проверить непосредственно перед поездкой. Этому правилу научились не от хорошей жизни. Ведь бывало, стартовали на хороших шинах, а возвращались на лысых. Теперь под воздействием аналогичных стимулов и «зеленые» и «консерваторы» привыкают также ик балансировке колес. Хотя прежде возражали: «Сколько лет ездили не балансировали, не будем себе голову морочить, возню затевать, добывать или отливать грузики из свинца». Был, конечно, известный резон: ведь неторопливо можно почти безнаказанно годами колесить по городу и сельским дорогам. Но при длительной быстрой езде это немаловажно. Автолюбитель, который видит в своей машине друга, думает о ней постоянно. Противопоказано только забивать голову заботами, когда ты за рулем. Тут недолго прозевать дорожный знак, притаившийся за деревом или идущим впереди грузовиком, и получить приглашение инспектора, короче, по-просту сплоховать. Обидно, направившись в дальнее путешествие, скажем, в Мукачево, попасться при выезде из родной Москвы. Грозный автоинспектор зажмет в руке водительское удостоверение и, отчитывая за обгон в зоне действия запрещающего знака, полезет за компостером. А водитель будет смиренно клясться, что не видел знака за фургоном. Разговор получается обычный: «Все видели, а вам не видно. Вон сколько вас, уже три аварии сделали». В ответ — «Честное слово...» и сладчайшие, конфузливые улыбки. Кажется убедили, строгий страж дорог, пожурив, отпускает с миром. А водитель, знающий, сколь омрачается путешествие от дырки, заработанной при выезде, еле переводя дыхание, но уже с довольно бравым видом, слегка бахвалится перед командором: «Видишь, отпустил». Невдомек путешественникам, что инспектор, рассмотрев снаряженного «Москвича»-ветерана, о дырке не помышлял, а просто перед дальней дорогой делал то, что, впрочем, на официальном языке называется словесным предупреждением. «Будьте осторожны, счастливого пути», — сказал он. 1 М. ГИНЦБУРГ Рис. М. Каширина