а последнее время в ряде наших городов начали активно приобщать к мотоспорту мальчиков. Для них открывают специализированные детско-юношеские спортивно-технические школы, организуют секции при автомотоклубах, внешкольных учреждениях, школах. Все это не может не радовать любителей мотоспорта. Но есть еще немало препятствий, мешающих хорошему начинанию. И одно из главных — отсутствие спортивной техники. В соответствии с существующими правилами мальчики 14—15 лет должны выступать в соревнованиях на мопедах. Они-то и являются основным спортивным инвентарем таких школ и секций. Между тем у мопедов серийного производства, в частности «Рига-3», недостаточно прочная для кросса экипажная часть. Мы внесли в ее конструкцию ряд изменений, о которых хотим рассказать как о первом опыте. Уже после нескольких прыжков рама деформируется настолько, что двигатель начинает задевать за грунт. Во избежание этого между рулевой колонкой и подседельным узлом вваривается распорка, изготовленная из бесшовной тонкостеннойЗИнженеры отвечают читателям)АМАЛЬЧИКАМ8^щ3-"^КРОССМЕНАМt~—$bzzz^^Переделанная рама мопеда «Рига-3»: 1 — усилительная труба; 2 — подножки; 3 — тормозная педаль. стальной трубы диаметром не менее 30 мм. Траверсы передней вилки, отштампованные из тонкого стального листа, тоже не выдерживают значительных ударных нагрузок. Лучше сделать их из более толстого материала, а в крайнем случае вварить между нижней траверсой и кожухом пера вилки треугольные усилительные кронштейны с катетами в 25 и 60 мм. Их изготовляют из стального листа толщиной 3—5 мм. С той же целью по всей длине маятниковой вилки заднего колеса приваривают стальную полосу сечением 5x20 мм. Болты для регулировки натяжения цепи главной передачи, изготовляемые из согнутого стального прутка, легко разгибаются. Рекомендуется изготовить новые, более прочные или же, в крайнем случае, приварить к имеющимся болтам усилители. Для кросса надо приподнять над землей переднюю часть мопеда. Это достигается заменой перьев передней вилки удлиненными от мотовелосипеда «Гауя» последней модели. Как показал опыт, велосипедные педали, установленные на мопеде, на кроссовой трассе цепляются за грунт и могут стать причиной падения. Лучше всего снять их, а при первой возможности (переборка двигателя или трансмиссии) удалить весь пусковой механизм. В таком случае двигатель пускается «с хода». Удаление педалей влечет изменение конструкции привода заднего тормоза. Надо изготовить тормозную педаль, к которой крепится конец более длинного, чем обычный, троса. Потребуется также сделать неподвижный упор для его оболочки. К нижней части рамы приваривают две подножки «мотоциклетного» типа. Правая подножка одновременно служит осью тормозной педали. Раму для переделки следует полностью разобрать. В противном' случае при сварке можно повредить капроновые втулки рулевой колонки, маятниковой вилки и другие детали. Для облегчения мопеда с него снимают приборы и проводку освещения и сигнализации, а кроме того, передний грязевой Щиток переставляют на заднее колесо и спереди устанавливают новый, легкий щиток. Правильная кроссовая посадка станет возможной только после переделки руля и сиденья. Рукоятки руля должны находиться на 200—250 мм выше поверхности подушки. Подушку же следует сделать заново, более узкой и более длинной. Серийный, хорошо отрегулированный двигатель Ш-51 вполне достаточен по мощности для тренировок и соревнований юных спортсменов вплоть до второго взрослого разряда. Однако воздушный фильтр его нуждается в переделке, а цепную звездочку заднего колеса желательно заменить новой (с 50—60 зубьями). В отдельных случаях можно вместо серийного установить карбюратор К-30 или К-55.Сегодня уже никому не надо доказывать, что световые указатели поворота не только удобны, но и значительно повышают безопасность движения. Молодые шоферы не представляют себе, как можно было раньше ездить, показы* вая направление поворота рукой, высунутой в окно (зимой ведь холодно, а ночью могут не увидеть!). И только одна категория водителей — мотоциклисты — и сегодня при маневрировании вынуждена пользоваться жестами. Иногда это даже небезопасно, поскольку руль приходится держать одной рукой. Если последние модели мотороллеров — «Турист» и В-150М — оборудованы световыми указателями поворота, то ни один наш мотоцикл еще таких указателей не имеет. Понятно стремление мотолюбителей снабдить свои машины самодельными системами указателей: ведь такие комплекты промышленностью пока не выпускаются, а 6-вольтовые реле, как сообщают читатели, приобрести трудно. В своих многочисленных письмах они просят рассказать о схеме включения указателей поворота, о фонарях и, конечно, о том, как самому сделать релепрерыватель. На одном из ленинградских заводов разработано и испытано электронное реле указателей поворота вместе с фонарями. Мы попросили участника разработки инженера В. М. Бродкина познакомить с ним наших читателей.Т. янсон,завуч детско-юношеской спортивно-технической школы г. Рига Отредакции . Переделка мопеда, предложенная работниками Рижской детско-юношеской спортивно-технической школы, конечно, вынужденная мера. Сегодня пора ставить вопрос об организации серийного выпуска спортивных пятидесятикубовых мотоциклов для мальчиков на рижском и львовском заводах. С этой целью необходимо разработать технические требования к таким мотоциклам. Сделать это без промедления — долг Федерации мотоспорта СССР.Основной прибор в системе электричесних указателей поворота — это электромагнитное или тепловое реле. Оно служ ит для периодического включения бортового фонаря поворота, заставляя его мигать и 'Привлекать внимание окружающих. Но все тание реле содержат, эо-первых, контактную систему, часто выходящую из строя, и, во-вторых, — подвижные детали, снижающие надежность. Электронное реле свободно от этих недостатков. Изготовить его может мотоциклист-любитель, обладающий небольшим навыком электромонтажных и слесарных работ. В нем нет каких-либо дефицитных или дорогостоящих деталей — все можно купить в радиомагазине. Предлагаемое электронное реле потребляет мало энергии, не влияет на другие системы. В нем нет контактов и подвижных деталей, поэтому оно надежно и дол' говечно. Частота мигания лампочек, включенных в цепь такого реле, практически не зависит от колебаний напряжения в электросети мотоцикла, и, кроме того, эту частоту можно регулировать.16