степени будет служить гасителем напряжения («срезается» один полупериод). Из этих же соображений потребители тока (лампы стояночного света фары, подсвета шкалы спидометра и освещения номерного знака), включаемые поворотом ключа зажигания вправо, тоже следует питать через выпрямитель. Селеновый выпрямитель целесообразно заменить более мощным, рассчитанным на ток не менее 5 ампер, например, диодом типа Д-305. Выносная катушка. Мотоциклисты, не имеющие возможности приобрести взамен перегоревшей заводскую катушку зажигания, спрашивают, как можно обойтись без нее. Обычно выходит из строя (пробивается) вторичная обмотка. В этом случае ее надо смотать или срезать с катушки (она намотана поверх первичной обмотки), а подсоединение первичной оставить прежнее: начало обмотки — на массу, конец — на прерыватель, Для получения высокого напряжения, подаваемого на свечу зажигания, надо будет приобрести дополнительно любую катушку зажигания (от мотоцикла ИЖ, «Ява», «Ковровец» или 12-вольтовую «автомобильную» — на ней надо замкнуть контакты, к которым подсоединяется добавочное сопротивление). Питание на катушку подают с зажима 2 магдино. Для этого удобно использовать провод, идущий от него на клемму 15/45 замка зажигания. Этот провод присоединяют к клемме 15 катушки зажигания и продолжают его дальше к клемме 15/45 замка зажигания. Клемму 1 катушки зажигания надежно соединяют проводом с массой мотоцикла. Если же и первичная обмотка катушки зажигания в магдино вызывает сомнения, то надо сделать заново эту обмотк у из эмалированного провода диаметром 0,7—1,0 мм (около 180 витков). О старых моделях. Мотоциклы «Паннония» первых выпусков имели несколько иную схему магдино. Там катушка подзарядки не регулировала напряжение зарядного тока, и оно, следовательно, менялось пропорционально оборотам коленчатого вала. Кроме того, на магдино первых выпусков ставился конденсатор с двумя выводами, отходящими от «центральной точки». Один провод шел на молоточек прерывателя, второй — на зажим 2 магдино. Провода, который непосредственно соединил бы молоточек прерывателя с зажимом 2, не было, поэтому мотоциклистам, заменившим такой конденсатор конденсатором с одним выводом, необходимо соединить отдельным проводом молоточек с зажимом 2. Если этот провод не поставить, то двигатель будет работать при вынутом ключе зажигания. Центральный переключатель также несколько изменился. В старом (выпуска до 1966 года) клемма 61 соединялась проводом с неподвижным контактом выключения зажигания. В новых моделях эта клемма перенесена непосредственно к неподвижному контакту и соединительный провод исключен. Эта клемма получила- номер 61/31. Принципиальной разницы между такими переключателями нет. Надо также предостеречь владельцев «Паннонии», руководствующихся «Справочной книгой по мотоциклам, мотороллерам и мопедам» Б. Ф. Носенко и Б. П. Тюркина (Лениздат, 1965 г.): в ней ошибочно рекомендуется подсоединять на массу плюсовой провод аккумулятора. На самом же деле на массу должен быть подсоединен минусовой провод. Неправильное включение выводит аккумулятор из строя. Кроме того, магдино дает не постоянный ток, как сказано в книге, а переменный, и у венгерских мотоциклов, поставляемых в настоящее время в СССР, нет реле-регулятора. А. МИХЕЕВДВА ГОДА РАБОТЫ ФЕДЕРАЦИИНа пленуме Федерации мотоциклетного спорта СССР обсуждались итоги работы за два года и задачи, связанные с подготовкой кV Всесоюзной спартакиаде по военно-техническим видам спорта. Она посвящается 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Как отмечалось на пленуме, значительно возросло число соревнований и их участников. Только в минувшем году состоялось свыше 30 тысяч различных встреч, подготовлено 94 тысячи спортсменов-разрядников. За два года отряд мастеров спорта пополнился 243 мотоциклистами. В докладе председателя президиума федерации В. Рогожина, в выступлениях основное внимание было уделено не решенным еще вопросам, перспективам развития мотоспорта, и прежде всего его массовости, повышению роли в дальнейшем укреплении обороноспособности страны, в подготовке молодежи к службе в Советской Армии. Серьезным резервом является приобщение к спорту людей, имеющих собственные мотоциклы. Между тем, президиум федерации не проявил должной инициативы в этом деле, не разработал типовых положений о простейших соревнованиях. Предлагалось разработать систему поощрения победителей подобных соревнований, найти способы помочь их участникам в приобретении запасных частей и ремонте машин. Немаловажное значение для популяризации мотоспорта, для возмещения средств, которые расходуются на спортивные встречи, имеет их зрелищная сторона. И там, где организаторы умеют и хотят превратить любой кросс, любую гонку в яркий, запоминающийся спортивный праздник, там всегда соревнования привлекают много зрителей и затраты окупаются. Убедительно показали это в своих выступлениях Л. Братковский (Украинская ССР) и Ф. Михайлов (Московская область). Участники пленума подчеркивали необходимость усилить воспитательную работу среди спортсменов, видя в этом важнейшее условие для новых успехов. Достижения спортсменов находятся в прямой зависимости от их подготовки к соревнованиям. Особая ответственность ложится на тех, кто участвует в зарубежных встречах. Между тем зачастую наши кроссмены выезжают на чемпионаты за рубеж, не успев принять ни одного старта внутри страны. И. Озолина, В. Шарнин и другие участники пленума говорили о необходимости повысить качество спортивных машин, увеличить их выпуск. Подчеркивалась важность усиления связи федерации с мотоциклетными заводами. На пленуме шла также речь о подготовке тренеров из числа наиболее опытных спортсменов, о внимании к подготовке спортивных судей (С. Рылло, Р. Аристакесян). В решении пленума федерации определены задачи по подготовке к ленинскому юбилею и посвященной ему V Всесоюзной спартакиаде по военно-техническим видам спорта.Схема электрооборудования мотоцикла «Паннония»: 1 — фара; 2 — переключатель ближнего-дальнего света; 3 — кнопка звукового сигнала; 4 — выпрямитель; 5 — центральный переключатель с замком зажигания; 6 — включатель стоп-сигнала; 7 — задний фонарь; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — предохранитель; 10 — звуковой сигнал; 11 — катушка зажигания; 12 — свеча зажигания; 13 — катушка подзаряда аккумулятора; 14—15 — катушки освещениня; 16 — контакты прерывателя; 17 — кулачок; 18 — конденсатор. Пунктиром показано подключение проводов при эксплуатации без батареи. 8 квадратах — номера «лемм.ЧЕМПИОН — КУРСКИЙгонщикВ очередном первенстве СССР по картингу на льду, которое проходило в подмосковном городе Серпухове, приняло участие 27 сильнейших спортсменов страны, представители шести союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. Медали чемпионата разыгрывались только в одном нлассе машин, 125 смЗ. Результаты соревнований 1. В. Трубников (Курск); 2. В. Мустафаев (Баку); 3. А Заградин (Ленинград); 4. М. Тодоров (Курск); 5. В. Орехов (Московская область); 6. Э. Срапионян (Ереван).23