ИДЕТ В— Я «Лесник-один». Всем быть в движении! Маневр, маневр... Смелов сжал руль, резко вывернул вправо, стараясь не подставить под огонь борт машины. Смотрел в щель и на командира, по его движениям угадывая, куда следует направить бронетранспортер. Яншин получил сообщение: — Противник ведет орудийный огонь... Новые доклады и новые распоряжения. Бой не утихает. Группа Маньковского, спешившись, залегла. Все интенсивнее огонь из автоматов, пулеметов. Маоисты дрогнули — стали отступать. Маньковский опять посадил своих пограничников в бронетранспортер и двинулся на выручку другим экипажам. Тогда еще никто не мог знать, что скоро вражеская пуля оборвет жизнь Льва Константиновича Маньковского, мужественного офицера, славного сына нашей Родины. Прошло несколько минут. Маоисты усилили огонь. Все ближе и ближе разрывы снарядов. И опять водитель Николай Смелов выполняет маневр за маневром, выводя свою машину из-под огневых ударов. У Виталия Сульженко своя задача. Башня машины, послушная рукам этого невысокого плотного юноши, мгновенно поворачивалась туда, откуда грозила опасность. Стволы пулеметов то и дело нащупывали цель. А если нащупали — промаха не было. Иногда ему кричал Смелов, подсказывая, куда стрелять: он тоже на-БОЙВЕТЕРАНЫ «СОТКИ» У ШКОЛЬНИКОВТеперь это уже стало традицией. Каждый год в 450-й школе Москвы собираются ветераны сотой танковой бригады, боевой путь которой пролег от заснеженных полей Подмосковья до Берлина (см. «За рулем», 1969, № 3). В гости к пионерам приехали из Белгорода бывший командир танкового взвода Герой Советского Союза Анатолий Григорьевич Ачкасов, из Горьковской области — Сергей Ильич Волков — бывший номандир башни в танке Ачкасова. Пришел на встречу и механик-водитель этой же машины Михаил Аркадьевич Кривошеее. — Ничего другого не остается, как доложить комбату о готовности к выполнению боевого задания, — пошутил Ачкасов и направился н Михаилу Георгиевичу Марилову — бывшему командиру танкового батальона. Человеку необычайной судьбы. Летом 1943 года в разгар исторической Курской битвы батальон Марилова, уничтожив больше десяти танков врага, начал преследование гитлеровцев. Танк комбата натолкнулся на засаду, был подбит, загорелся. Мужественный советский офицер продолжал бой, пока не лишился чувств. Три года провел Михаил Георгиевич в госпиталях, ему ампутировали кисти обеих рун, но он не потерял ни любви н жизни, ни любви н людям, ради которых бился с врагом. Вот и сейчас на его обгорелом лице искрилась неподдельная радость. Как всегда, пришли на встречу номандир бригады полновник Николаи Михайлович Иванов, командир роты Андрей Сергеевич Шмырев, мотоциклистка-разведчица Евгения Григорьевна ДанилюиНерод. Ветераны встречают ее особенно тепло. Ведь это она организовала школьников, повела их по местам боевой славы «сотни», помогла разыскать многих однополчан, наладить их переписку и регулярные встречи. Ребята из 450-й школы с огромным увлечением изучают боевой путь бригады, добывают все новые документы, фотографии, раскрывают затерявшиеся страницы героических дел танкистов. Такими же поисками заняты пионеры и комсомольцы Кармановской средней школы на Смоленщине, где бригада вела ожесточенные бои с гитлеровцами. Представители Кармановсной школы в тот день тоже прибыли в Москву. Волнующие минуты пережили, встретившись, ветераны войны и их юные друзья.блюдал за полем боя. Не только под колеса смотрел. На исходе боезапас в командирской машине. Рядовой Круглое, подавая Сульженко последнюю банку с патронами, крикнул: — Береги, больше нету. Не отрывая рук, правую от рукоятки горизонтальной наводки, левую — от вертикальной, Сульженко ловил цель, бил теперь короткими очередями, наверняка. В эти минуты с благодарностью вспомнил лейтенанта Зарубина: это он научил его огневому мастерству. Отвлекая противника, бронетранспортеры пополнили боезапас и снова вступили в бой. Китайских солдат было много. Но мужественные пограничники прогнали налетчиков с острова. Искусно маневрируя, впереди шел командирский БТР. Его вел Николай Смелов. Не зря воин-шофер носит такую фамилию. Он подтвердил это в первом своем бою. Я встретил Смелова у бронетранспортера. Чуть нахлобучен шлем на загорелый лоб. Руки в масляных потеках. Рядом с ним стоял пулеметчик Виталий Сульженко. Они хлопотали у БТР, вновь готовили его к защите священных границ Родины. Подполковник Н. ЗАЙЦЕВ Краснознаменный Тихоокеанский пограничныйокругСМЕЛЫМВ автотранспортном предприятии № 7 города Томска хорошо помнят тот день: провожать в армию молодого шофера Павла Ковалева собрался весь коллектив. — Смотри, Павлик, держи честь сибиряков, — напутствовали Ковалева товарищи. Юноша выполнил наказ: на дальневосточной границе Павел скоро стал отличником боевой и политической подготовки, ему доверили управлять бронетранспортером. В боях на острове Даманском он мужественно сражался с вооруженными маоистскими бандами. Орден Красного Знамени — награда, которую заслужил воин-сибиряк. Этой же высокой правительственной награды удостоен земляк Павла Ковалева — водитель бронетранспортера рядовой Аркадий Шамов, бывший шофер из томского села Поросино. Смело действовали в боях водители бронетранспортеров Петр Литвинов и Григорий Каменчук. Первый из них теперь кавалер ордена Красной Звез : ды. Григорий Каменчук награжден медалью «За Отвагу» посмертно. П. Ковалев после боя. (слева) и А. Шамов ВибикаДОБРЫЕ ДЕЛА АВТОМОТОКЛУБАЗапорожскому автомотоклубу перевалило за двадцать. Возраст, как говорят, вполне зрелый. И дела заметны. За эти годы подготовлено свыше десяти тысяч шоферов-профессионалов и любителей, мотоциклистов, немало сделано для развития технических видов спорта. Многие его воспитанники, пройдя армейскую школу жизни, водят автомобили, руководят автохозяйствами. возглавляют учебные организации, преподают. Здесь начинал свой путь Иван Сергеевич Дорошенко — нынешний начальник автомотоклуба, а Петр Ульяненко теперь стоит во главе спортивно-технического клуба Жовтневого райкома ДОСААФ Запорожья. В стенах автомотоклуба подготовлены сотни общественных инструкторов, спортивных судей, тренеров. Есть в клубе свои мастера спорта — Жанна Рыкун, Владимир Голенко, вокруг которых группируется молодежь. Многие воспитанники автомотоклуба сегодня служат в Вооруженных Силах, стали отличниками боевой и политической подготовки. J г. Запорожье К. БАБИЧ, нештатный инструктор • обкома ДОСААФФого Г.