кто ездит нз паннонииСИСТЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ В прошлом году («За рулем», 1968, № 8) мы рассказали об устройстве и ремонте коробки передач «Паннонии». Многие владельцы этих мотоциклов просят опубликовать также точную схему и подробное описание системы электрооборудования и рассказать об устранении неисправностей. Отсутствие таких материалов в инструкции и отличие схемы «Паннонии» от других схем электрооборудования мотоциклов, распространенных в нашей стране, вызывает у мотолюбителей и работников неспециализированных мастерских затруднения при обслуживании и ремонте машин. Об устройстве системы электрооборудования мотоцикла «Паннония», выявлении и устранении неисправностей рассказывается в настоящей статье. Основной источник электроэнергии мо ­ тоцикла «Паннония» — магдино (магнето маховичного типа), Оно имеет четыре катушки: одну — зажигания, две — освещения > одну — поднаряда аккумуляи тора. Следует отметить, что в схеме электрооборудования мотоцикла цепь зажигания совершенно не связана с остальными цепями (освещения, звукового сигнала, заряда аккумулятора и т. д.), и потому при всех неисправностях зажигания дефект следует искать только в этой цепи. На магдино укреплена колодка с тремя зажимами: 51, 2 и 59. Две катушки освещения соединены параллельно и подключены одним концом к мессе, а вторым — к зажиму 51 магдино, Катушка подзаряда аккумулятора одним концом подсоединена к зажиму 51, а другим — к зажиму 59 магдино и включена в противофазе по отношению к основным катушкам освещения (будем дальше называть катушки освещения «катушкой 51», а заряда аккумулятора — «катушкой 59»). Конструкция магнитопровода катушки 59, ее расположение и обмоточные данные обеспечивают незначительное изменение зарядного тока при изменении скорости вращения вала двигателя.Цепь зажигания. Зажим 2 внутри магдино соединяется непосредственно с молоточком, а проводом — с клеммой 15/45 центрального переключателя. При вынутом (или вставленном наполовину) ключе зажигания клемма 15/45 посредством пружинного контакта соединена с клеммой 61/31, которая всегда замкнута на массу. Если вставить ключ зажигания полностью, то он через пластмассовый цилиндрик отожмет пружинный контакт от клеммы 61/31, прерывая цепь «молоточек — масса». Двигатель можно пустить. Иногда двигатель не останавливается при вынутом ключе зажигания. Это происходит оттого, что где-то разорвана цепь между молоточком прерывателя и массой. Для определения дефекта снимают фару (оптический элемент с ободком) и правую крышку картера и отрезком провода, соединенным с массой, последовательно прикасаются к клеммам 61/31, 15/45 центрального переключателя и зажиму 2 на колодке магдино. Если двигатель глохнет, когда прикасаются к клемме 61/31, значит, провод, идущий от этой клеммы на массу, имеет повреждение (обрыв). Если это происходит, когда прикасаются к клемме 15/45, — значит, нарушено соединение между пружинным контактом клеммы 15/45 и клеммой 61/31. Это наиболее частая неисправность. Здесь возможны две причины: первая — деформирован пружинный контакт клеммы 15/45, из-за чего при вынутом ключе зажигания остается зазор между контактами; вторая — контакты смыкаются плотно, но из-за сильного окисления ток через них не проходит. И в том ив другом случае вынимают из фары центральный переключатель, не отсоединяя проводов. Если деформирован пружинный контакт — аккуратно подгибают его тонкими плоскогубцами или пинцетом, так чтобы он надежно смыкался с контактом клеммы 61/31. Окисленные контакты осторожно зачищают тонким надфилем. Если двигатель глохнет, когда прикасаются проводом к зажиму 2 магдино — это признак обрыва в проводе, соединяю щем зажим 2с клеммой 15/45. Реже встречаются случаи, когда двигатель не перестает работать, даже если замыкают зажим 2 магдино на массу, Тогда останавливают двигатель, сдернув колпачок со свечи зажигания, снимают при помощи специального приспособления («За рулем», 1968, № 5, стр. 28) маховик и осматривают провод на участке от зажима 2 до прерывателя. Обрыв может быть в месте изгиба под изоляцией. Цель освещения. Катушки освещения магдино через зажим 51 соединяются с клеммой 51 центрального переключателя. При повороте ключа зажигания «влево» три клеммы — 51, 56 и 58 соединяются « питание поступает к лампе дальнего-ближнего света фары, лампе освещения номерного знака и лампе подсвета шкалы спидометра. Иногда бывает, что при включении света глохнет двигатель. Это указывает на замыкание провода от зажима 2 магдино с проводами от зажимов 59 и 51. Место повреждения — чаще всего под баком. Слабый накал нитей ламп три включении «большого» света обычно является следствием неисправности одной из катушек 51 магдино (как правило, в месте соединения с клеммной колодкой магдино). Для устранения дефекта необходимо снять магдино. Если одновременно обнаруживается, что слаба искра между контактами свечи, — дело хуже, вероятнее всего, магниты магдино потеряли коэрцитивную силу (размагнитились). В этом случае ротор лучше заменить, потому что для намагничивания его требуется довольно сложное оборудование. При повороте ключа зажигания вправо в переключателе соединяются клеммы 30/51Е, 57 и 58. Таким образом к клемме 59 подключаются лампа стояночного света фары, лампа подсвета шкалы спидометра и лампа освещения номерного знака. Два потребителя — лампа стоп-сигнала и звуковой сигнал — подсоединены к клемме 30/51В, следовательно, они питаются от аккумуляторной батареи, подключенной к той же клемме. Батарея подзаряжается при любом положении ключа зажигания через предохранитель и селеновый выпрямитель. Когда включены указанные цепи, многие мотоциклисты при определении и устранении неисправности совершают следующие ошибки. Редко проверяют целость предохранителя. А как видно из схемы, если сгорает предохранитель, то аккумулятор, не получая подзарядного тока, постепенно разряжается. Вследствие этого перестают работать звуковой сигнал и лампа стоп-сигнала. Предохранитель рассчитан на ток в1 ампер и может быть заменен таким же от радиоприёмника. Если вовремя не заменить перегоревший предохранитель, батарея придет в негодность. Другая ошибка. Когда перегорает лампа, подсвечивающая шкалу спидометра, ее удаляют, а пустой патрон с подсоединенным к нему проводом обычно вставляют обратно в гнездо, не обращая при этом внимания на то, что головка винта, зажимающего провод, касается корпуса патрона и замыкает всю сеть на массу. Это тоже портит аккумулятор (особенно в том случае, если вместо нормального предохранителя стоит так называемый «жучок» из более толстой проволоки), Поэтому не следует вынимать перегоревшую лампу из паv трона до установки новой. Третья и наиболее распространенная ошибка — отсоединение аккумуляторной батареи без соответствующих изменений в схеме. Мощности катушки 59 не хватает для питания лампы стоп-сигнала, а звуковой сигнал, даже подсоединенный через селеновый выпрямитель, работать не будет (или звук будет тихим и хриплым), так как выпрямленный ток — пульсирующий, а не «чисто» постоянный, как в схеме с аккумулятором. Без батареи. Наиболее рациональная схема соединения потребителей при эксплуатации мотоцикла без аккумуляторной батареи показана на рисунке пунктиром. Провод, шедший к зажиму 59 магдино, пересоединяют на зажим 51 магдино. Таким образом, катушки освещения теперь будут питать все потребители. Лампу стоп-сигнала, чтобы она не перегорала в момент, когда все остальные потребители отключены (езда днем), следует питать по-прежнему через выпрямитель, который а некоторой22