ГТрибуна читателя\ПРОПАВШАЯ СТОЯНКАПроблема автомобильной стоянки в городе становится все более злободневной. Увеличивается число машин — и растет на улицах количество знаков, запрещающих стоянку, а иногда и остановку. Это понятно: суженная стоящими вдоль тротуаров машинами улица, к ак замороженный трубопровод, с нижает пропускную способность. Останавливающиеся и отъе зжающие машины мешают другим, тормозят движение. Поэтому все чаще стоя нку автомобилей отводят в сторону от магистралей, на площадки, где машину без хлопот можно оставить на час, два или на ночь, до утра . Такая размеченная четкими линиями площадка стоянки настоящее спасение для автомобилиста, если... на ней найдется свободное место. А это не всегда бывает. Ведь в плотной городской застройке свободных пространств не такуж много. Значит, надо рациональнее использовать каждый метр площади. Сказанное, конечно, не Открытие. Но обратимся к примерам. в одном из кемпингов, на стоянке, ограниченной живым забором густого ку ­ старника, машины располагались таи , как показано на верхнем рисунке. Похоже было, что размечал ее сам сторож, не знакомый с геометрией и расчетом. Посмотрите, поместилось здесь всего 18 машин. Если же эту площадку разметить по схеме, предлагаемой на нижнем рисунке, на ней нашли бы место 27 автомобилей. Разница существенная.Проблемы автомобилизации занимают умы не только специалистов. Они всерьез волнуют и огромную армию водителей — шоферов-профессионалов, автолюбителей, мотоциклистов, вызывают потребность поделиться своими наблюдениями. Все больше писем с предложениями, к ак «расшить» то или иное узкое место в организации движения или обслуживании транспорта, получает и редакция журнала. Два таких письма мы публинуем в этом номере.РАЗДУМЬЯУ АЗСКому из водителей не приходилось нервничать, т еряявремя на автозаправочной станции7 Особенно летом, когда дороги заполняет многочисленная армия автолюбителей. П одъезжаешьи видишь у шеренги бензоколонок хвост в 10—12 машин. Это значит, что раньше чем через час дальше не тронешься. Может' быть, мало еще у нас АЗС? В этом есть доля истины, но на основных автомагистралях заправочные станции расположены не такуж редко — через каждые 75—125 километров, а емкость бензобака машины позволяет преодолеть без пополнения запасов горючего 300—400 километров. Но какраз здесь очереди на заправку самые затяжные . Тогда, может быть, не хватает бензоколонок на станциях? Да нет, их не такуж мало: в среднем от пяти до десяти. В чем же дело? По-моему, в неудачном расположении колонок. Почти везде можно наблюдать один и тот же стандарт — строй вытянувшихсяв одну линию бензо-У--.У:*:У.УЛ<колонок синтерваламивнесколько метров (верхний рисунок). Подъехать к ним можно только вдоль фронта . Стоит одному тягачу с прицепом «причалить» к колонкес нужным Для него сортом топлива, к остальным уже не подберешься. Они просто заблокированы. В лучшем случае вместо одного тягача смогут одновременно заправиться две легковыемашины . Третьей между ними уже не втиснуться. Вот таки получается, что издесятка колонок заняты лишь две-три ипропускная способность автозаправочной станции используется лишь на треть. В очередях теряются долгие часы, простои съедают не только время, но и миллионы рублей: ведь транспорт государственных предприятиитеряет тонна-километры полезной работы. Встречаются, конечно, АЗС, н акоторых бензоколонки расположены не в одну, а в две шеренги или не по прямой линии, а с изломом, но сути дела это не меняет: почти в любом случае одна заправляющаясямашиназагораживает доступ к соседним колонкам. А почему бы не отказаться от такой системы движения на заправку вдоль линии колонок? Ведь сделать это очень просто — достаточно расположить строй колонок так, чтобы машины могли проходить сквозь него, к ак между зубьями гребенкиX 11 10 9В7В54X12 13 14(122 23 24 25 2Б 271 fw3 2— - J X 15 IB 17 IB 19 20 211 ^(нижний рисунок). В таком случае крупногабаритный грузовик не загородит доступа к соседнему автомату, все колонки будут действовать. А если еще над каждой из них укрепить табличку с четкой, издалека видной надписью, обозначающей сорт топлива, м ашиныс хода, без задержек будут направлятьсяк нужной свободной колонке. Даже переустройство существующих АЗС по такой схеме не потребует больших затрат: ведь длина подземных коммуникацийи все оборудование остаются прежними. Думаю, это предложение не ново. Если это так, то тем более удивительно, почему проектировщики от него упорно отказываются. Возможно, все дело в том, что при устройстве АЗС по «поперечной» схеме потребуется несколько больший земельный участок. Но если хорошо продумать планировку подъездных путей, р азница будет невелика, а выгоды ожидаются весьма внушительные. Хотелось бы знать, каково на этот счет мнение специалистов. „лпт-юст, А. БОЛДЫгЬо, автолюбительС тех nop я стал нритически оценивать каждую попадающуюся на глаза стоянку и неизменно находил резервы. Оказалось, что оптимальным расположением машин на любых прямоугольных стояниах с одним выездом является принцип стягивающих прямоугольников. Их может быть несколько, один в другом, и в любом варианте они обеспечивают наибольшее число мест для автомобилей на данной площади при соблюдении всех норм и условий для свободного маневрирования. Давайте пересмотрим в этом свете планировку наших охраняемых и неохраняемых стоянок в городах, у туристических объектов, в пансионатах. Не найдется ли там поистине пропавших стоянок? В. МАНЕВИЧ, автолюбительг. Смоленск11