ш&уy^Sjjp»А. ДОБРЫНИН, директор заводаIПо-разному складываются судьбы заводов. Одним от рождения предначертана их окончательная «профессия». Таковы в нашей автомобильной семье горьковский гигант из ветеранов, а из молодых — БелАЗ. И они, конечно, все время в движении. Одна конструкция сменяет другую, совершенствуются технология, оборудование. Каждый новый день ставит перед ними новые задачи. У нашего ярославского моторного иная судьба. Не менее, думаю, благодарная, хотя и пришлось ему не раз и не два менять «профессию». Нет нужды да и возможности подробно излагать здесь историю. На это потребовалась бы целая книга (такая книга, кстати, написана и вышла в 1966 году в ярославском областном издательстве). Скажу только, что в его «послужном списке», который представлен на этих страницах, многократно повторяется слово «первый». Первый отечественный тяжелый грузовик, первые четырехосные и трехосные машины, самосвалы, многоместные автобусы, троллейбусы, первый советский автомобильный дизель... Одним словом, есть чем гордиться ярославцам. Но в то же время в этих достижениях нет ничего, так сказать, чрезвычайного. Наоборот, все это вполне закономерно. Завод прошел путь, характерный для всего советского автомобилестроения. И задачи его на каждом этапе определялись бурным развитием и насущными требованиями нашего социалистического народного хозяйства. Гражданская война — в Ярославле создается авторемонтный завод; он должен был вдохнуть жизнь в «инвалидов на колесах», которые достались от прошлого молодой республике. В автомобилях остро нуждались и фронт и тыл. Начинается строительство индустрии — завод переключается на производство большегрузных автомобилей, которые с честью выдержали экзамен на переднем крае пятилеток. Магнитка, Кузбасс, Днепрогэс хранят память о безотказных тружениках ЯАЗах. в тяжелые годы военных испытаний коллектив приостанавливает начатые ранее работы над перспективными конструкциями и, используя опыт создания тяжелых многоосных автомобилей, осваивает в жесткие сроки производство артиллерийских тягачей. А потом — снова трудовой фронт — 10—12-тонные самосвалы и универсальные грузовики. И не прекращающаяся ни на день работа на перспективу. в середине 50-х годов завод получает новое назначение. Оно, в общем-то, было подготовлено всеми предыдущими работами по конструированию и освоению дизельных двигателей, умением, способностью слаженного коллектива рабочих и инженеров перестраиваться в соответствии с требованиями времени. А в то время в автомобильной промышленности был ,взят курс на расширение и четкую специализацию производства. Стране нужно было много и самых разных автомобилей, отвечающих в каждом случае конкретным условиям работы тех отраслей хозяйства, для которых они предназначались. Так было принято решение о специализации завода на производстве мощных дизельных двигателей. ЯАЗ превратился в ЯМЗ. Сорок с лишним лет назад у нас на заводе не было своего моторного производства — приходилось получать двигатели с других предприятий, подчас даже покупать за границей. В послевоенное время завод быстро наладил выпуск собственных дизелей, достиг в этом деле определенных успехов, приобрел опыт. Сегодня наша основная продукция — семейство двигателей моделей «236», «238», '«240», имеющих соответственно 6, 8 и 12 цилиндров и мощность 180, 240 и 360 л. с. Это четырехтактные дизели с разделенной топливной аппаратурой, широко Наснимках (сверху вниз): Сегодня на ЯМЗ. Линия обработки блоков двигателей. Группа механиков смоленской автомастерской, прибывшая в 1918 году на завод. Первая советская трехтонка — Я-3. 1943 год. Артиллерийский тягач Я-12 на дорогах войны. Последние ЯАЗ-205 в сборочном цехе завода. Их производство было передано Минскому автомобильному. унифицированные между собой. Так, у двух первых моделей взаимозаменяемы 93 процента деталей, чем упрощается и удешевляется их производство и ремонт. По сравнению с двухтактными дизелями, которые мы выпускали прежде, новые 1916. В Ярославле основан автомобильмоторы обладают более высокой (на 20—25 процентов) топливной экономичностью, ный завод акционерного общества «В. А. а их вес, приходящийся на единицу мощности, сократился на 20 процентов. ЧтоЛебедев». бы создать широкую гамму двигателей, пригодных для использования на авто1918. На базе завода Лебедева, эвакуированных в Ярославль смоленских и мобилях различных типов, а также на ряде других машин, завод разработал форгомельских автомастерских и петроградсированные варианты базовых моделей. ского склада запчастей организован 1-й Самой последней серийной моделью в семействе ЯМЗ является «двухсот сороавторемонтный завод — предприятие оборонной промышленности РСФСР. ковая». Ее отличает коленчатый вал, вращающийся на роликовых подшипниках. Ос1925. Собраны первые советские тявоив производство современных дизелей, завод, однако, не перестает эксперименжелые грузовики — 3-тонные Я-3 с тировать над новыми конструкциями. Сейчас ведутся работы над мотором ЯМЗ-248 40-сильными двигателями АМО. с воздушным охлаждением, готовятся новые модификации существующих моделей. 1926. 1-й авторемонтный завод реорганизован в Ярославский государственный Создан двигатель ЯМЗ-97012 с горизонтальным расположением цилиндров. Таавтомобильный завод. кой «лежачий» мотор особенно удобен для автобусов. Для автомобилей ЗИЛ и 1928. Начат выпуск Я-4. Грузоподъем«Урал» предназначаются новые высокооборотные мощные и экономичные дизеность 4 тонны; двигатель «Мерседес» мощностью 70 л. с. ли. Образцы их проходят испытания. 1929. Начато производство Я-5. ГрузоПервостепенное внимание уделяет коллектив повышению моторесурса двигатеподъемность 5 тонн; двигатель «Геркулей. На основе серьезных исследований был разработан комплекс конструктивных лес» мощностью 93 л. с. Изготовлена первая партия автобусных шасси Я-6. и технологических усовершенствований, которые уже позволили довести его с 1931. Выпущен первый отечественный 2,5 — 3 тысяч моточасов в 1963 году до 6 тысяч. Эти меры вдвое сократили расхо8-тонный автомобиль — трехосный ЯГ-10. ды на ремонт наших моторов. 1932. Построен образец 12-тонного четырехосного грузовика с двумя управляГоворя о сегодняшнем дне, о наших масштабах, хочу все-таки обратиться емыми осями — ЯГ-12. к истории. От акционерного общества Лебедева нам осталось в наследство 11 тысяч 1933. Созданы опытные образцы перквадратных метров производственной площади и 75 станков. Ныне завод располавых отечественных автомобильных дигает сотнями тысяч метров площади, а парк только металлорежущего оборудовазелей. 1934. Построены опытные образцы ния исчисляется четырехзначной цифрой. 100-местного автобуса ЯА-2. Ныне уже мало и того, чем мы богаты. Полным ходом идет реконструкция заво1935. Начато производство 4-тонных да. Строится цех цветного литья, расширяется производство поршней, должна удЯС-1, первых отечественных самосвалов. воиться площадь кузницы, где вступят в строй тяжелые молоты (на 16—-20 тонн). 1938. Выпущены первые советские троллейбусы ЯТБ-1. Освоено производстСтроится склад готовой продукции и изделий смежных комплектующих произво самосвалов ЯС-3. водств, таких, как подшипники, топливная аппаратура, электрооборудование. Наме1943. Освоено производство гусеничных чено построить и корпус вспомогательных цехов. Сооружается филиал ЯМЗ. Здесь артиллерийских тягачей Я-11 и Я-13 со спаренными двигателями ГАЗ. Создан, будет цех чугунного литья и производство некоторых агрегатов и арматуры. испытан и запущен в производство тяЕще один важнейший участок. Здесь, в экспериментальном цехе трудятся наши гач Я-12 с мощным дизельным мотором. разведчики. 6 1925 году их был всего десяток — энтузиастов, готовивших первый 1944. Построен в первом варианте 7-тонный грузовик ЯАЗ-200. ярославский автомобиль Я-3. По-современному оборудованные лаборатории. Сот1946. Собран самосвал ЯАЗ-205 грузони высококвалифицированных специалистов. Теснейшие связи с более чем дваподъемностью 5—8 тонн. дцатью научно-исследовательскими организациями автомобильной промышленно1948. Построены первые 10—12-тонные трехосные автомобили ЯАЗ-210. сти и смежных отраслей. Вот что такое сегодня экспериментальный цех ЯМЗ. 1950. Начато производство 10-тонных Растет завод. Растут его люди. Свыше трех тысяч членов коллектива — студенсамосвалов ЯАЗ-210Е. ты институтов и техникумов, учащиеся школ мастеров и рабочей молодежи. Толь1951. Производство автомобилей семейства ЯАЗ-200 полностью передано на ко в заводской сети обучения повышают квалификацию свыше 10 тысяч человек. Минский автозавод. Взгляните на снимок, запечатлевший группу механиков в 1918 году. Они были 1958. Завод начинает специализирохорошими мастерами своего дела, а главное — большими энтузиастами и сумели ваться на производстве дизелей, наладить производство почти что из ничего. И возьмем нынешних наших рабочих. 1959. Полностью прекращено производство автомобилей. Семейство ЯАЗ-210 В области технических знаний, культуры они достигли того, о чем те могли только передано на Кременчугский автозавод. мечтать. И вместе с тем унаследовали от зачинателей автомобильного дела, от Собран первый образец восьмицилиндронескольких рабочих поколений энтузиазм, который является движущей силой во вого V-образного дизеля ЯМЗ-238. всех наших начинаниях. Мы гордимся нашими передовиками, среди которых — 1960. Собран первый двенадцатицилиндровый двигатель ЯМЗ-240: рабочий Герой Социалистического Труда кузнец В. П. Комаров, поддерживаем их пример, объем — 22,3 л, мощность — 360 л. с. распространяем их опыт. 1966. ЯМЗ награжден орденом Ленина. Сейчас коллектив трудится с особым подъемом. Приближается большая дата — Правительственных наград удостоены бо100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, с чьим именем мы свялее ста пятидесяти работников завода. зываем все наши достижения. Думая о возложенных на нас задачах, о взятых на 1967. Завод получает на вечное хранение памятное Знамя победителя в социсебя обязательствах, о завтрашнем дне, мы постоянно помним о том, к чему зоалистическом соревновании в честь вет нас та высокая награда, которой удостоен Ярославский моторный — орден 50-летия Великой Октябрьской социалиЛенина. стической революции.ГОДЫ ТРУДАДвигатель ЯМЗ-238.Новая продукция — двенадцатицилиндровый о турбонаддувом ЯМЗ-240НВ.дизель