ДАПЛЕНУМАХИЖ-М12ФЕДЕРАЦИЙшшшшттт^втятшттшштттттттятттятавтомобильного спортаЗа минувшие два года армия автоспортсменов выросла в полтора раза. Вопрос о том, как сделать автомобильный спорт еще более массовым, более доступным, был основной темой выступлений делегатов очередного пленума Федерации автоспорта СССР. И докладчик, председатель ФАС Л. Афанасьев, и участники обсуждения говорили о том, как вовлекать в автоспорт молодежь, проводить общедоступные юношеские соревнования. В связи с этим отмечалось, что введение на крупных соревнованиях по картингу (в том числе и на чемпионатах страны) отдельного юношеского класса позволило за короткое время обеспечить постоянный приток молодежи в группу ведущих гонщиков страны. Прямым результатом этого, в частности, являются успехи советских картингистов на международной арене. Для того чтобы привлечь в автоспорт «новобранцев», серьезное внимание, — отметил Д. Фингарет, — должно уделяться простейшим соревнованиям (фигурное вождение, экономия горючего, многоборье). Однако комитет массовых видов спорта за минувшие два года практически не работал. Критикуя деятельность комитетов Федерации, В. Лапин подчеркнул, что они плохо занимаются решением вопросов, связанных с широким развитием автоспорта на местах, в первичных спортивных организациях. Выступившие на пленуме Э. Джонсон, В. Олека, В. Свергуненко и другие отметили, что дальнейшему развитию автомобильного спорта препятствует недостаток спортивной техники, отсутствие квалифицированных тренеров и судей. Мало уделяется внимания автоспорту в спортивных организациях Дальнего Востока, Сибири, Киргизии. В постановлении пленума намечены конкретные мероприятия по подготовке кY Спартакиде по военно-техническим видам спорта, поовященнрй lQQ-детию со дня рождения В. И. Ленина.ИЖиДЛЯ ЕВКИИжевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что иу популярного мотоцикла «ИЖ-Планета 2», только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см 3 . Они различаются диаметром цилиндра (соответственно 62, 76 и 77,3 мм). При этом ход поршня сохраняется постоянным — 75 мм. Более совершенные фазы газораспределения, увеличенная до 10—11 единиц степень сжатия позволили поднять литровую мощность с 57 (у ИЖ-64М) до 85—'110 л. с. Двигатель новой машины снабжен современным карбюратором К-194 с центральной поплавковой камерой, диаметр которой 30 (модификация 250 см 3 ) или 32 мм. Для лучшей очистки воздуха на карбюраторе установлен фильтр с бумажным элементом. Электрооборудование мотоцикла включает четырехполюсный генератор переменного тока, изготовленный ОЗАТЭ. Заводом испытана также бесконтактная тиристорная система зажигания. Цепь зажигания для большей надежности сдублирована; в случае отказа одного из приборов зажигания можно на ходу переключиться на запасной. У мотоциклов ИЖ-М12 всех трех модификаций общая экипажная часть. Естественно поэтому, что машина класса 250 см 3 оказалась несколько тяжелее такого же мотоцикла Ковровского завода. Однако в интересах повышения надежности и удешевления производства такое решение вполне оправдано. Рама ИЖ-М12 одинарная, замкнутая, она сварена из стальных легированных труб и подвергнута термообработке. Передняя телескопическая вилка соединяется с траверсами рамы при помощи клемм. Благодаря этому можно регулировать высоту расположения рамы относительно вилки, то есть дорожной просвет. И передн яяи задняя подвески обеспечивают достаточно большой ход колеса (соответственно 170 и 90 мм) и снабжены мощными гидравлическими амортизаторами. Маятниковый рычаг задней подвески, как иу модели ИЖ-М10, качается на двух радиальных сферических подшипниках, но отличается повышенной жесткостью. На ИЖ-64М завод применил колеса, пригодные для установки шин широко распространенных размеров — 3,25—19 на переднем и 3,75—19 на заднем. Модель же ИЖ-М12 снабжена колесами, на которые монтируются кроссовые шины размером соответственно 3,00—21 и 4,00—18. В интересах сокращения веса передние и задние щитки, основание седла, корпус воздушного фильтра, номерные знаки сделаны из стеклопластика. Мотоцикл ИЖ-М12 в 1968 году хорошо зарекомендовал себя во многих ответственных соревнованиях в нашей стране и за рубежом, в частности на чемпионате Европы и первенстве СССР. Г. Ижевск В. УМНЯШКИН, В. ПАНОВ, инженеры Сравнительные параметры спортивных мотоциклов ИЖ для многодневкиВремя разгона на 150 мс места, сек. 9,0 8,3 8,0 8,0автомодельного спортаРастут ряды автомоделистов. В минувшем году состоялись тысячи соревнований. на которых разрядные нормативы выполнило свыше 10 000 человек. О повышении технического и спортивного мастерства автомоделистов говорилось на отчетно-выборном пленуме ФАМС. Однако, как отмечалось в докладе председателя Федерации А. Славина ив выступлениях, в ее работе еще немало недостатков. Один из главных в том, что по-прежнему еще слабо вовлекаются в занятия автомоделизмом и соревнования школьники и учащиеся школ профтехобразования. На пленуме подчеркивалось, что подготовка кV Всесоюзной спартакиаде по военяо-техничеоким видам спорта должна способствовать дальнейшему общему подъему работы по развитию автомоделизма во всех республиках, краях и областях, росту массовости, мастерства, установлению новых всесоюзных рекордов, а также достижению показателей. превышающих рекорды Европы и мира. На Пленуме избран новый состав президиума Федерации. Председателем ФАМС вновь стал А. А. Славин, ответственным секретарем — К. Ц. Турбабо.МодельРабочий объем, 3 смМощность, л. с.Число передачВес, кгСкорость, км/час 120 125 135 135ИЖ-64М ИЖ-М12-250 ИЖ-М12-350 ИЖ-М12-500346 227 339 35120 25 33 334 666140 124 130 13010