КАЛЕНДАРЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯАВГУСТВ этом году в издательстве «Знание» тиражом 110 тыс. экземпляров вышла книжка «В путешествие на автомобиле» Н. Акимовой и М. Гинцбурга, являющегося автором заметок, которые мы публикуем в журнале с январского номера под рубрикой «Календарь автолюбителя». Сегодняшняя, августовская страничка «Календаря» содержит материалы, имеющиеся в этой книжке, которую, думаем, с интересом прочтут автомобилисты. С первых дней августа по шоссе, ведущим на юг, устремляется нескончаемый поток туристских машин. Хотя отдых «на автомобиле» нередко требует большей затраты сил, чем работа, путешественник возвращается домой с запасом бодрости на целый год. Утверждают даже, что путешествующие живут дольше. С каждым годом поток машин кажется все более густым даже бывалым туристам. Откуда столько! Будто все владельцы автомобилей, оговорившись, разом покинули свои гаражики и стоянки и спешат наперегонки полакоком. Первый — главным образом утверждает в сознании собственной доблести; его избирает молодость. Второй — сохраняет машину и приносит спокойный отдых; его предпочитает благоразумная зрелость. В одиночку или компанией? Много ли есть чувств более высоких, чем чувство товарищества. Теплее становится от одной мысли о восхитительном путешествии с друзьями по нашей прекрасной и необъятной стране. В доброй компании хорошо на привалах; уютней даже ночевать в •чужих лесах. Не верьте оригиналам, которые хвалят гордое одиночество. Одному всегда плохо. Однако нельзя забывать, что современная наука (и суровая практика тоже) требует совместимости участников путешествия. Составляя компанию, опрометчиво брать всех без разбору. Плохо если попадется индивид, в формуле личности которого благородное чувство коллективизма замещено эгоизмом. Он внесет разлад в дружные решения группы и, считая себя обиженным, может без предупреждения отколоться и испортить всем путешествие беспокойством за потерявшегося товарища. Очень тоскливое дело ждать, искать, заказывать телефонные разговоры, посылать телеграммы и дожидаться ответа. Не будет житья и от беспечного лентяя, с неподготовленной машиной которого придется возиться в пути; от эрудированного спорщика, заводящего дискуссию по любому поводу; от труса, отговаривающего ночевать в лесу. Сторонитесь «жилы», медленно достающего кошелек при покупках вскладчину. В общем присматривайтесь: отпуск скоротечен, время, к ак велосипед, — легко катится вперед и не имеет заднего хода.миться морем и солнцем. Сомнений быть не может, август — излюбленный месяц для путешествий на колесах. План поездки обдуман еще зимой. Отличная штука хороший план. Не надо только, чтобы он превращался в балласт, мешающий свободному передвижению. По плану в Прибалтику — а там холодище и дожди. Задумано в тихое место на Днепре — а туда строят дорогу и предстоят объезды по грунту. Есть два противоположных принципа. Первый — пусть хлещет дождь, колеса зарываются по ступицу, любой ценой, хоть на буксире у трактора, но добраться до запланированного рая. Второй — в сторону хорошей погоды, по наилучшей дороге, с наименьшим рисНо даже в хорошо подобранной и «притершейся» компании могут возникнуть несогласия. Одному хочется поспеть на утренний базар за свежими огурцами — другой интересуется фольклором и боится не успеть в музей прикладного искусства. Одного не добудишься — другому не терпится ехать в полпятого утра. Когда есть командор, все улаживается быстрее, и машины не слишком рано и не слишком поздно, а в самый раз дружно снимаются со стоянки и катятся по устраивающему всех маршруту. В «гусаки» выбирают обычно самого бывалого, и он, сидя за рулем головной машины и чувствуя себя по меньшей мере Колумбом, ведет свою колонну-стаю.Неприятностей надо опасаться не только от случайно попавшего в ваш маленький коллектив носителя индивидуалистических инстинктов, но иногда и от собственного автомобиля. Двигатель на юге может перегреваться, если в системе охлаждения отложилось много накипи. Редко кипят «Москвичи-402» — у них большой радиатор. Зато старые «Победы» и «Москвичи-401» мастера кипеть. В особенности южнее Харькова. Но не все, кому следует, верят этому. Почтенный турист, собравшийся на «Победе» навестить родственников в Батуми и уже уложивший бадминтон и пижамы,"в ответ на предостережения кричал : «Зачем удалять накипь, возиться с промывками, когда девять лет машина не кипела! Почему будет кипеть за Харьковом, если в Москве не перегревается! Ничего не буду делать, хочу отдыхать!» Но вот южнее Харькова в машине запахло жареным и со щитка глянул красный глаз индикатора перегрева. Пришлось запасти в бензиновые канистры воду для доливок, открыть люк отопителя кузова, включить вентилятор и принимать тепло на себя. Экипаж на остановках вываливался из машины полуживой. Они делали все, чтобы понизить температуру двигателя. Меняли установку зажигания, регулировали карбюратор, вынули по наущению шоферов ненавистный им, но ни в чем не повинный термостат, подтянули вентиляторный ремень. В Пятигорске поменяли выпускную трубу, имевшую глубокую вмятину, и засоренный (будто бы) глушитель. Температура снижалась мало. И на Военно-Грузинской дороге приходилось то и дело останавливаться и менять воду, не видя ни гор, ни неба. Еле дотянули до Батуми. Здесь братскую помощь москвичу признали делом чести батумских механиков. Был создан большой консилиум специалистов различных национальностей и квалификации. Об оплате не вспоминали. Торжествовала дружба народов. Спорили на разных языках и докричались до того, что вскрыли «старушке» механизм газораспределения, оказавшийся в полном порядке. Оскорбленная «Победа» не выдала своей тайны. Бывалые автолюбители объясняют злоключения путешественников все-таки отложением большого слоя накипи. К такому же выводу можно прийти, если вспомнить статью «Микроклимат двигателя», напечатанную в № 9 «За рулем» за 1967 год. Нашему неудачливому путешественнику полезно было все-таки прислушаться к голосу здравого смысла и промыть систему охлаждения. Делают это по крайней мере один раз в год. На худой конец можно промывать ее струей простой воды. Но лучше пользоваться более радикальными средствами. Какими? Об этом подробно рассказано в упомянутой статье. А еще полезнее бороться с накипью профилактическими мерами: стараться не менять часто воду, остерегаться жесткой воды, умягчать ее перед заливкой, попросту — кипятить, добавлять в нее противонакипные вещества, например хромпик. Не допустить болезнь всегда лучше, чем лечить. М. ГИНЦБУРГ Рис. М. Каширина18