но»; большинству выпускников, прибывающих в войска, очень скоро доверяют управлять колесной, боевой техникой. Серьезно вникают в учебный процесс, знают нужды преподавателей и курсантов руководители Барабинского автомотоклуба Новосибирской области. Здесь, как иу вильнюсцев, проводятся открытые и показательные уроки, ведется рационализаторская работа, организуются методические сборы, совещания. Умело направляет работу инструкторов и преподавателей, педагогического совета руководство Хорольского автомотоклуба Полтавской области. Примером правильного воспитания кадров является Киевский автомотоклуб. Здесь с большой ответственностью люди относятся к порученному делу, заботятся о самообразовании. Большое внимание в клубе уделяется практическому обучению курсантов. Этому способствует хорошая материальная база. Повседневная методическая подготовка преподавателей является предметом заботы большинства коллективов клубов, но, к сожалению, не всех. В Новосибирском областном автомотоклубе, например, почти бездействует педсовет, там не пользуются методическими разработками, редко собираются, не бывают друг у друга на уроках. Не лучше обстоит дело в Йскитимском клубе Новосибирской области. Не все воспитатели тут относятся к делу с должной ответственностью. Новое в обучении их мало волнует. Показ на плакате, рассказ по старым конспектам — вот основной метод, к которому прибегают педагоги, лишенные творческого огонька. Излишнее тяготение к «плакатному» методу обучения наблюдается ив некоторых автомотоклубах Украины, в частности Полтавской области. Особого внимания и заботы требуют инструктора, обучающие молодёжь вождению автомобиля. Кто такой инструктор? Чаще всего — вчерашний водитель. Обычно водитель высокого класса. Но одно дело самому сидеть за рулем, другое — обучать. Тут и подход и такт нужны, а главное, умение методически правильно провести занятие, четко отработать все элементы управления машиной на автодроме, улицах города, на дорогах и по бездорожью, обеспечивая безопасность движения. Между тем, в ряде автомотоклубов, в которых нам довелось близко ознакомиться с учебно-воспитательной работой, инструктора еще не удостоились такого заботливого отношения. Не везде на должной высоте требовательность, контроль. А этим порой пользуются недобросовестные люди. В Бийском клубе Алтайского края некоторые инструктора занимались очковтирательством, приписывали часы вождения. Инструктора и мастера учатся здесь нерегулярно. Даже на пятидневные сборы явилось немногим больше половины из них. Ясно, что недисциплинированный инструктор не сможет научить курсантов как следует, привить им высокое чувство ответственности. Недостаточно внимания уделяется учебе инструкторско-преподавательского состава в Полтавском и Гребенковском автомотоклубах — отсюда и слабые практические навыки обучаемых. Естественно, преподаватели испытывают трудности, когда слаба учебно-материальная база. В этом случае даже самое большое желание направить учебный процесс в нужное русло останется лишь благим порывом. Это замечание опять в адрес ряда клубов Новосибирской области. Некоторые из них ютятся в тесных помещениях, оборудованы слабо. Не лучше обстоит дело в Бийском автомотоклубе. Агрегаты здесь есть, но, стыдно сказать, успели заржаветь. Нечто подобное можно увидеть в Фастовском, Кременчугском автомотоклубах на Украине. Говоря о факторах, положительно влияющих на качество обучения, нельзя не отметить стремление многих коллективов автомотоклубов поднять уровень идеологического воспитания будущих воинов. Педагоги, руководители клубов стараются разнообразить методы воспитания. Тесная связь с воинскими подразделениями, встречи с героями войны и труда, интересные лекции, доклады связывают обучение и воспитание в неразрывный процесс. Именно из таких автомотоклубов выходят технически грамотные, физически крепкие, политически развитые юноши, будущие вооруженные защитники Родины. Герой Советского Союза К. КОРОЛЕВНовости, события, фактыУЧЕБНЫЙКАРТ В Московском дворце пионеров для «начального обучения» школьников вождению автомобиля построен специальный карт. По устройству он принципиально не отличается от своих гоночных собратьев. Правда, его рама удлинена тан, чтобы за спиной водителя поместилось второе сиденье — инструктора. Машина снабжена фарой, дублированным управлением тормозом и выключением зажигания. Ее двигатель (взятый от мотоцикла М-104) не форсирован, так что максимальная скорость не превышает 40 км/час.Карт нужен на первой стадии обучения, когда осваивают приемы троганья с места, переключения передач, торможения. Последующие приемы отрабатывают .на обычном учебном автомобиле. Применение учебных картов, постройка которых по силам кружкам автодела школ, Дворцов пионеров и школьников, поможет привлечь к занятиям по вождению больше ребят и одновременно сэкономит моторесурс учебных автомобилей. Разумеется, карт пригоден и для обучения начинающих картингистов. И. СНИТКОПРОТИВ ТУМАНАСпециальные противотуманные фары-лампы начали выпускать в Рязани. Приборы поступают на базу Роскультторга, а через нее — в специализирован-Оптический элемент. ные магазины. Цена комплента из двух противотуманных фар в корпусах с кронштейнами — 32 рубля. Продаются и оптические элементы отдельно. Каждый стоит 11 руб. 50 коп. В прошлом году было выпущено 25 тысяч ламп-фар. В 1969 году их выпуск увеличится. Противотуманная фара в корпусе.•ШШШшжШ^стя развернуто социалистическое соревнование за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, усилена политико-воспитательная работа среди курсантов: их знакомят со славной историей и сегодняшней жизнью армии и флота, для них устраивают вечера и встречи с ветеранами войны и военными водителями. Налажен выпуск общеклубных и групповых стенных газет и боевых листков. Значительно улучшена учебно-методическая работа с инструкторско-преподавательским составом. Проводятся областные учебно-методические сборы по обмену опытом работы, семинары, совещания, открытые уроки, показательные занятия и индивидуальные беседы. Укрепляется материальная база учебных организаций. Недавно построены гаражи в Луганском, Лисичанском и Краснолучском автомотоклубах. В Красном Луче оборудованы класс горячей регулировки двигателей, два класса для практических работ, созданы автодром и спортивный городок. В Станично-Луган-ском районе ив г. Красный Луч завершается строительство домов технической учебы. На 1970 год такое строительство запланировано в Краснодоне, Свердловске и Лисичанске. В результате проделанной работы, сообщает тов. Семик, качество обучения значительно повысилось. Подавляющее большинство воспитанников автомотоклубов в 1969 году сдали экзамены на «хорошо» я «отлично». Многие выполнили нормативы комплекса «Готов к защите Родины» и стали спортсменами-разрядниками. Подробные ответы прислали также и другие обкомы ДОСААФ, принявшие развернутые меры по улучшению учебной и политико-воспитательной работы в автомотоклубах. Нельзя, однако, признать удовлетворительным ответ председателя Красноярского краевого комитета И. Слюсаренко. Кроме общих фраз и заверений, в нем ничего не содержится. Возможно, и там дело идет на лад, но из информации тов. Слюсаренко этого совершенно не видно.!! Jtlffl<мI 1I VlttL 1VlHJIM1 -iuMЩшг] щ