ЦВЕТ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯЕще недавно окраска рассматривалась только как средство защиты кузова от механических и химических воздействий и улучшения внешнего вида автомобиля. Теперь наши представления на этот счет изменились. Цветовое оформление машины, как оказалось, играет не последнюю роль в системе мер по повышению безопасности движения. По мнению некоторых зарубежных специалистов, рациональной окраской можно предотвратить до 70 процентов дорожных происшествий. Если эти цифры и завышены, то все же бесспорно, что между окраской автомобиля и количеством аварий существует определенная связь. Подсчитано, что яркие и белые автомобили реже попадают в аварии, и наоборот, автомобили темные, окрашенные в нейтральные, приглушенные цвета в этом смысле более уязвимы. И понятно: чем активнее, ярче цвет машины, тем быстрее заметят ее водитель и пешеход. Кажется, все ясно. Надо окрашивать все автомобили в самые яркие, самые «заметные» цвета. Но при существующей интенсивности транспортных потоков каждый отдельный автомобиль просматривается не столько на фоне городского пейзажа с его сероватой гаммой асфальта и камня, сколько на фоне других автомобилей. Потому использование каких-то одних, пусть даже самых активных цветов ухудшает рааличаемость каждого отдельного автомобиля. И наоборот, чем разнообразнее будет окраска, тем четче воспринимается каждая машина, тем легче другим водителям оценить ее скорость, габариты, направление движения. Следовательно, принципом окраски автомобилей следует признать яркость, насыщенность цветов и их разнообразие. Остается еще один вопрос — за какими группами автомобилей закрепить те или иные цвета, чтобы они несли сигнальную и информационную нагрузку. Представим себе такую картину. Звучит автомобильная сирена. Машина аварийной службы или скорой медицинской помощи просит дорогу. Однако попробуйте быстро обнаружить ее в массе других автомобилей, если она окрашена по тому же принципу, что и они. Необходимость выделения цветом пожарных и аварийных машин (водопровод, канализация, газ, энергослужба), как и автомобилей экстренного вызова (скорая помощь, милиция, техслужба), ни у кого не вызывает сомнения. Однако этому требованию отвечают пока лишь пожарные машины. Очевидна польза особой окраски и автомобилей, перевозящих огнеопасные и ядовитые вещества. Тем не менее сейчас по необъяснимой причине, скажем, бензовозы имеют скромный серый цвет, в то время как машины, перевозящие, например, муку, окрашены в красный или оранжевый. Активная окраска, на наш взгляд, нужна школьным автобусам, машинам пионерских лагерей, да и вообще в целом общественный пассажирский транспорт должен быть ярче, заметнее, чем грузовой. Следует подумать, в частности, об окраске такси. Она сейчас неудовлетворительна. Красная крыша заметна лишь сбоку или сзади, когда машина уже проехала. Нельзя не принимать во внимание и влияние цвета на психическую активность водителя. Если в городе у него избыток зрительных впечатлений, то на шоссе однообразие их притупляет восприятие, замедляет реакции. В этагх условиях яркая окраска автомобиля, броская реклама помогают восстановить психическую активность. Стало быть, автомобили, которые эксплуатируются преимущественно за городом, надо окрашивать ярко. И напротив, в окраске автомобилей, работающих только в городе (поливочные, снегоуборочные, мусоровозы, торговые фургоны и др.) вполне могут использоваться спокойные нейтральные цвета. Однако коммунальные машины, часто следующие во время работы против движения, должны иметь яркую переднюю часть. Несколько слов о рекламе. Существует мнение, что реклама на автомобиле отвлекает водителей. Это справедливо в какой-то мере лишь в отношении рисунков на задней части кузова. Если же для этих целей использовать боковые плоскости, которые видны водителям под большим сокращением и ослаблены бликами, то они их практически не воспринимают. Важно лншь, чтобы цветовые пятна не разрушали форму автомобиля и не превращались в «камуфляж». Для того чтобы с наибольшей эффективностью использовать цвет как средство повышения безопасности, лучше организовать транспортный поток в городе, необходим единый подход к решению этой задачи. Сейчас многие автохозяйства пытаются сами разработать «фирменные» цвета и знаки. При такой разобщенности трудно учестьважность цветового выделения той или иной группы автомобилей, их количество на улицах города, преимущественное место и время эксплуатации, традиционную цветовую символику, ассоциации, вызываемые той или иной схемой окраски, и многие чисто художественные требования. «Частное» решение задачи не позволяет координировать возможности заводской и ремонтной окраски и, кроме того, может привести- к дублированию в различных группах автомобилей. Очевидно, заинтересованным организациям (ГАИ, министерствам автомобильной промышленности и автомобильного транспорта) следует подумать о разработке и закреплении за различными автомобильными службами, управлениями и организациями определенных фирменных цветов и знаков ио координации цвета заводской и ремонтной окраски. К этой работе должны быть привлечены психологи, художники. При комплексном цветовом проектировании все разнообразные варианты окраски в соответствии с назначением автомобиля можно разделить на основные группы. Свой «проект» мы представили на вкладке. Сигнал ьно-предупреждающая окраска. Для аварийных машин, машин экстренного вызова и автомобилей, перевозящих взрывчатые и другие огнеопасные вещества (верхняя часть вкладки), следует рекомендовать самые активные, насыщенные цвета, и прежде всего красный, оранжевый и желтый. Чистый красный цвет, традиционно связанный в нашем представлении с опасностью, с необходимостью немедленного действия, вообще целесообразно применять только для этой группы машин и запретить его использование во всех остальных случаях. При двухцветной окраске эффективными будут сочетания этих цветов между собой ис цветами дополнительными по цветовому кругу (комбинации синий — оранжевый, красный — зеленый), а также с полярными ахроматическими цветами. белым и черным. Хорошую заметность обеспечивает также контрастная графическая окраска (шашки, полосы) вертикальная цветовая схема, которая в силу своей необычности для транспорта надежно выделяет автомобиль в общем потоке. Опознавательная окраска. Служит для информации о назначении автомобиля, о его ведомственной принадлежности (средняя часть вкладки). Воплощается в твердом закреплении цветов, цветовых сочетаний, знаков и эмблем за определенными группами машин. У автобусов, скажем, она может явитьс.чч^источником дополнительной информации (городской или загородный, обычный или экспресс, кольцевой или маятниковый маршрут и т. д.). Цветовая палитра может быть здесь гораздо более разнообразной, чем в первой группе, а в выборе конкретных цветов надо учитывать их традиционное, ассоциативное или кодовое значение. Если эффективность сигнальнопредупреждающей окраски определяется прежде всего психофизиологическим воздействием цвета, то у опознавательной она зависит от постоянства ее применения. Окраска выполнит свою роль только тогда, когда принятая цветовая схема и графические элементы распространятся на все автомобили данной группы и когда используется она не от случая к случаю, а повторяется при каждой перекраске автомобиля. Рекламная окраска (нижняя часть вкладки). Отличается от обычной «деловой» большей степенью эмоциональности. Здесь имеют значение не только цвет, эмблема или шрифт, но также изображения, различные декоративные, даже орнаментальные элементы. Эмоциальный характер транспортной рекламы может иногда и не быть отчетливо выраженным, и в этом случае рекламная окраска смыкается с опознавательной (в системе фирменного стиля). Хотя транспортная реклама очень часто не имеет никакого отношения к процессу эксплуатации автомобиля, она в последнее время находит все большее применение в его оформлении. Это связано, с одной стороны, с тем, что подвижность автомобиля как носителя рекламы обеспечивает ей большую эффективность по сравнению со многими видами статической рекламы. С другой стороны, транспортная реклама значительно улучшает вид самого автомобиля. Предлагаемым здесь «проектом» не охвачена еще одна, большая группа машин — личные автомобили. Как с ними быть? Главным условием цветового решения при их окраске остается возможность широкого выбора. Цвет автомобиля должен отвечать таким субъективным требованиям, как личный вкус, должен удовлетворять естественному желанию человека к индивидуализации принадлежащих ему вещей. Поэтому основным принципом здесь должно быть расширение гаммы. Цветовая систематизация зрительно организует транспортный поток, делает его более понятным и упорядоченным. Это облегчает работу по эксплуатации машин, повышает ответственность и престиж автотранспортного предприятия, помогает в организации движения. В. ГОРБАТОВ, художник16