ГУСЕНИЧНЫЕ ТЯГАЧИ И ТРАНСПОРТЕРЫНа западе и востоке, на севере и юге нашей Родины бдительно несут службу славные воины артиллеристы и ракетчики. В кабинах станций, у мощных тягачей и транспортеров все время они на посту. Тревога! Минута, другая — и взревели двигатели. За рычагами машин — опытные зоины-водители. От их умения во многом зависит, как выполнят экипажи и расчеты боевую задачу. Тягачи являются средством доставки ракет и пушек, которые призваны сделать это грозное оружие поистине вездесущим. Огневая мощь не имеет права запаздывать, на марше отставать от мотопехоты, передвигающейся на грузовиках-вездеходах, на транспортерах. Следовательно, для того, чтобы двигаться с ней в одной колонне, артиллерийские тягачи должны быть быстроходными и обладать высо'кой проходимостью. Преодолевать бездорожье, осеннюю распутицу, снежную* целину им помогают гусеницы. Артиллерийские тягачи и транспортеры — близкие соседи в боевой обстановке. Вот почему об обоих типах этих гусеничных машин мы рассказываем в одной статье, а их изображения помещаем на общей вкладке. Артиллерийский тягач, как показывает его название, служит для буксировки орудий, перевозки ракетных систем. Поэтому каждая такая машина оснащается мощным двигателем, многоступенчатой коробкой передач, прочным и надежным буксирным устройством, нередко и лебедкой. Она служит не только для подтягивания орудий, грузов, но также и для самовытаскивания, буксировки поврежденных машин. Тягачи укомплектовываются и полиспастом, который позволяет значительно увеличить усилие на тросе лебедки. Калибр и вес буксируемой системы определяют и тип тягача — легкий (АТ-Л и АТ-П), средний (АТС-59) и тяжелый (АТ-Т). Все они показаны «а вилладке. Современные артиллерийские И ракетные системы являются сложными механизмами. Их расчет, члены кото рого владеют разными воинскими специальностями, необходимое оборудование, инструмент — все должно «путешествовать» вместе с пушкой или ракетой. Для этого тягач оборудуют кузовом, чаще всего типа грузовой платформы с сиденьями и тентом. В его задней части находится либо двустворчатая дверь (АТ-Л), либо откидная стенка (АТ-Т). Мы уже сказали, что на марше тягачи нередко идут в одной колонне, в одном темпе с моторизованной пехотой. Следовательно, чтобы двигаться с высокой скоростью, которую им обеспечивают мощные (до 400 л. с.) двигатели, необходимо иметь весьма совершенную подвеску катков гусеничного хода. Поэтому на машинах АТ-П и АТ-Т применяется торсионная независимая подвеска, а у АТ-Л, кроме того, передние опорные катки снабжены гидравлическими двусторонними амортизаторами. У большей части тягачей двигатель; • и трансмиссия представляют собой один узел, а раз у многих из них силовой агрегат расположен спереди, то и ведущие звездочки размещаются здесь же (АТ-Л, АТ-Т). В этом случае крайние задние катки снабжены механизмом для регулировки натяжения гусениц по мере их износа.Поскольку у артиллерийских тягачей гусеничный движитель, управление поворотом тоже во многом подобно танковому, то и трансмиссия включает бортовые фрикционы или планетарные механизмы поворота. Двигатели этих машин имеют много общего с моторами танков шли двигателями грузовиков. Преимущественно это дизели, снабженные надежными системами пуска, охлаждения, фильтрации воздуха. Так, на АТ-Т помимо электрического стартера применяется система сжатого воздуха. В холод на помощь приходит предпусковой подогреватель. Для надежности охлаждения некоторые машины (ГТ-Т) оборудуются эжекционным устройством. Отработавшие газы, выходя с большой скоростью из выпускной трубы двигателя, увлекают за собой воздух, находящийся в кожухе, которым окружена эта труба. Пыль, поднимаемая гусеницами, для двигателей военных машин опасна не меньше, чем перегрев. Если бы она попадала а цилиндры, то быстро выводила бы их из строя. Однако на ее пути встают сложные комбинированные фильтры. К примеру, на транспортере ГТ-Т воздух, поступающий в цилиндры, сначала очищается в 42 «циклонах» — инерционных камерах, а затем проходит через контактно-масляный фильтр. Задача транспортеров — это доставка моторизованной пехоты и боеприпасов к месту боевых действий, связь, эвакуация раненых, буксировка легких артиллерийских систем. Поэтому транспортеры, как правило, имеют бронированный кузов. Сваренный в виде жесткой коробки, он позволяет обойтись без рамы (свойственной тягачам) и воспринимает нагрузки от ходовой части. Кроме того, коробку кузова несложно сделать герметичной и снабдить машину средствами передвижения по воде — винтом или водометом. Не только способность держаться на плаву отличает гусеничные транспортеры от тягачей. Они могут идти по болотам, рыхлому снегу, глубокому песку. Следовательно, удельное давление на грунт у них должно быть как можно меньше. У современных гусеничных транспортеров этот показатель достигает 0,24 кг/см 2 , то есть в 2—2,5 раза меньше, чем у артиллерийских тягачей и танков. Различаются эти два типа гусеничных машин и по тяговым характеристикам. Тягач может буксировать прицеп примерно такого же веса, как он сам. Транспортер же способен тянуть за собой примерно лишь половину собственного веса, правда, он, как правило, несколько быстроходнее тягача. На вкладке представлены два транспортера — средний (ГТ-С) и тяжелый (ГТ-Т). На первом, стоит автомобильный мотор, на втором — транспортный шестицилиндровый дизель, который, кстати, конструктивно представляет собой «половину» двенадцатицилиндрового дизеля, применяемого в разных модификациях на тягачах. Итак, мы познакомились с гусеничными транспортными машинами, тягачом и транспортером — машинами-воинами. Инженер-подполковник В. НИКОЛАЕВИллюстрации к этой статье на 2—3-й страницах вкладки 7