4. Обе машины останавливаются с одинаковым замедлением. (Цифры 5,0; 3,7; 3,2 мы взяли как величину средних замедлений на практике.) В последнем случае все просто — дистанция между машинами зависит от того, через какое время начнут действовать тормоза заднего автомобиля. Мы нашли, что в среднем оно равно 1 секунде, а значит длина безопасной дистанции будет равна пути, проходимому автомобилем за 1 секунду плюс 1 метр, как безопасное расстояние после полной остановки. А вот в других вариантах тормозной путь и безопасная дистанция будут различными (см. таблицу).SK., мИз зала судаТормозной путь (м) при замедлении! Безопасная дистанция, м] варивариант 1 ант 2 4,0 7,5 11,4 15,6 20.4 25,6 31,4 37,3 43,9 50,8 4,3 8.6 13.7 20,0 27,3 35.4 44,8 54,6 65,9 77,8 варивари-1 ант 3 ант 4Л OS i. f* trуть заНА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕПреподавателю Казахского республиканского автомотоклуба ДОСААФ С. Голованову, как говорят, по долгу службы надо было внушать учащимся мысль о том, что даже при самом небольшом опьянении нельзя садиться за руль машины, ибо ни к чему хорошему это не приведет. Наставник будущих водителей, видимо, решил не ограничивать свои педагогические старания беседами и лекциями. Известно, ведь, что показ нагляднее, а потому убедительнее. Посчитав так, С. Голованов принял изрядную дозу спиртного и отправился на прогулку за рулем собственной «Волги». В результате к очередному занятию он располагал животрепещущим примером недопустимости пьянства за рулем. Управляемая его нетвердой рукой «Волга» врезалась в первый встречный грузовик. Горе-преподавателя лишили водительских прав на три года и обязали выплатить 200 рублей за ремонт грузовика. Наверное, это произвело на учащихся большое впечатление. Однако «педагог» не посчитал свою миссию выполненной. Что может быть хуже управления автомобилем в нетрезвом виде? Повторные поездки пьяного за рулем, без водительских прав, уже отобранных за художества такого же рода. За такие действия законом теперь предусмотрено уголовное наказание. С. Голованов продемонстрировал заодно совсем уж непростительное неуважение закона, продолжая совмещать выпивки с поездками на своей машине. Спустя три месяца его задержали и вновь направили на медицинскую экспертизу. После ее заключения он уже сел не за руль, а прямо на скамью подсудимых. Весной нынешнего года народный суд Ленинского района Алма-Аты приговорил его к шести месяцам лишения свободы. Таким образом, С. Голованов окончательно убедил учащихся в том, что пьянство за рулем большое зло, а с законом шутить никому не позволяется. К сожалению, никаких полезных выводов из всей этой истории не сделали начальник клуба Г. Шепелев, его заместитель по воспитательной работе Н. Окуловский и председатель месткома В. Сопрыкин. Они вдруг обратились в суд с ходатайством передать им подсудимого для проведения с ним разъяснительно-воспитательной работы в автомотоклубе. Суд, однако, решил, что, поскольку С. Голованов достиг уже пенсионного возраста, руководство клуба несколько поздно спохватилось с его перевоспитанием, и ходатайство это отклонил. Ш. АЙМАНОВ, народный судья г. Алма-АтаОО SK o<-Иом/сек2 !0.56 2,24 4,96 8.80 13,8 20,0 27,2 35,2 44.6 55,0V 15 м/сек 2 0,78 3,14 7,0 12,3 19,3 27.9 38,1 49,3 62,5 77,03,7 м/сек 2 1.06 4,23 9,4 16,7 26,2 37,7 51,5 66.6 84,5 104,03,2 м/сек 2 1,23 4,9 10.9 19,3 30,2 43,6 59,5 77,0 97,8 120,0и as10 20 30 40 50 60 70 80 90 100!2,8 5.6 8,3 11,1 13,9 16,7 19.5 22,2 25.0 27,8 4.5 9,2 15,3 22,6 31.3 41,3 52,8 65.0 79,2 93,8 3,8 6,6 9,3 12,1 14.9 17.7 20,5 23,2 26,0 28,8Посмотрите также, как эти величины безопасных дистанций выглядят графически. Разница оказывается столь значительной, что рекомендация избирать при движении дистанцию, численно равную половине скорости, пригодна далеко не всегда. Если, например, водитель автомобиля МАЗ-500, движущегося со скоростью 50 км/час вслед за «Москвичом-408», будет придерживаться рассчитанной таким способом дистанции 25 м, то при экстренной остановке переднего автомобиля наезд на него неизбежен. Дистанция в данном случае не может быть меньше 31,3 м, а если учесть, что время срабатывания пневматического тормозного привода составляет не 0,2 сек., а 0,3—0,4 сек., то дистанцию следует увеличить еще больше. Надо также помнить, что все наши расчеты справедливы только для движения по ровному сухому асфальту. При любом ухудшении условий движения (менее совершенное покрытие проезжей части, мокрая поверхность ее, грязь, снег, уклон) дистанция между машинами должна увеличиваться с учетом всех этих факторов. Итак, безопасную дистанцию надо находить для каждого конкретного случая. Вот несколько советов, которые окажутся полезными водителям. При выборе дистанции следует точно энать тормозные возможности своей машины. Кроме того, надо уметь по типу переднего автомобиля представлять себе максимальную эффективность его торможения. Дистанцию, численно равную половине скорости движения, можно рекомендовать лишь для машин одного типа, когда тормозные возможности вашего автомобиля приближаются к предельному значению тормозного пути, установленному Правилами движения. Если эффективность торможения выше, то дистанцию можно уменьшить. При движении в городских условиях это увеличит пропускную способность улиц. Водитель грузового автомобиля, следуя за легковым с разрывом, численно равным половине скорости движения, не гарантирован от наезда при экстренном торможении. В данном случае дистанцию нужно увеличить в 1,1—1,4 раза. При движении по менее напряженным загородным дорогам дистанция между любыми типами машин может быть численно равна скорости движения, а между легковыми автомобилями — составлять половину этой величины. И конечно, о всяком намерении тормозить нужно сигнализировать заранее, чтобы торможение не было неожиданным для водителя задней машины. В. КОРСАКОВ, инженер-подполковник Ташкентская область, г. ЧирчикС(00 90 8070/_//;60//, У* //11-0140 ;30 •20•£У ^№ 20 304-»»*•[--—Л|iВО 90Изменение безопасных дистанций в зависимости от скорости движения и эффективности торможения: 1, 2, 3 и4 — варианты соотношения замедлении впереди и сзади идущих автомобилей (см. таблицу).40500070i (ПО21СКОРОСТЬ деокшия. кн/час.