24
25
В четвертый раз на заседании «Клуба» мы встречаемся с условными «Инженером» и «Любителем», совершающими учебную поездку. В предыдущих беседах (см. «За рулем», 1968, №№ 8 и 12 и 1969, № 8), как вы помните, шла речь о технике переключения передач. На этот раз автор бесед инженерВ. Б. Табаков рассказывает, как правильно, используя коробку, обойти досадный недостаток автомобильного двигателя — снижение мощности при уменьшении числа оборотов (о нем говорилось в первой беседе). Итак, «Любитель» снова за рулем, рядом — «Инженер».КОРОБКА БЕЗ ЗАГАДОКстигла 13 л. с. Перешли на вторую — «Волга» с «мотоциклетным» стало 8. Дошли до 22, перешли на тремотором тью — стало 10, потом 16, снова 22, Инженер. Давайте поставим довользатем 27 и 32 лошадиных силы. но простой опыт. Разгоним машиИ, Давайте определим, какую средну до шестидесяти километров в нюю мощность мы использовали. час и заметим расстояние (по красным Л. Сложить и разделить? Сейчас... цифрам счетчика пройденного пути). получается 150, деленные на 8, — боТронулись. Скорость десять — перешлее 18 л. с. ли на вторую. Двадцать — перешли на И. Похоже, что под капотом всего третью. — Та-вк, шестьдесят! Двести лишь мотоциклетный двигатель. Друметров потребовалось. А теперь другое дело — разгон по второму спосогим способом. Тронулись. Полный бу. Сколько получается? газ — десять,., двадцать,., тридцать — Л. Это синие цифры и стрелы? и вторая. Дальше — газ до конца, и Минутку: 13 + 26 + 35 + 38 + 42 + вот они, шестьдесят! 4- 41 = 195. Делим теперь на 6. Ого! Любитель. Ого! На разгон до той же Почти вдвое больше — 32,5 силы! скорости ушло меньше ста метров! И. При таком разгоне водитель легИ. Посмотрим, что нам расокажет го уйдет от светофора (когда это нужоб этом график (рис. 1). На нем по но), уверенно и быстро выполнит намевертикали — величины мощности на ченный маневр. Вы уже поняли, что ведущих колесах «Волги» при разных синие участки кривых показывают скоростях движения во время разгона. диапазоны скоростей, на которых прак-, Л. Значит, учтены, вернее, вычтены, тически можно получать большую потерн в механизмах, передающих ее мощность двигателя. к колесам? Л. Теперь ясно, почему, выходя на И. Даже больше, все возможные пообгон при скорости движения тери. А та, нижняя кривая — мощ40 км/час, вы с прямой передачи переность, идущая на преодоление сопроходили на вторую в конце первой потивления движению. Здесь и трение и ездки (см. конец беседы в № 8 за 1968 сопротивление воздуха. Черные и сигод). Тогда водитель располагает больние вертикальные стрелы показывают, шой мощностью для разгона. сколько «л.с.» в данный момент траИ. Вы правы. Чем большую хотим тится на разгон машины при различполучить мощность, тем большим долной скорости на каждой передаче. жно быть число оборотов мотора. КоЛ. Выходит, что наибольшая мощнечно, не надо излишне «перекручиность бывает редко, лишь в узком диавать» двигатель — заходить далеко за пазоне оборотов? обороты максимальной мощности. И. Как показывает график — на Л. Но по графику видно, что, пекаждой передаче только один раз. реходя со второй на третью, мы, однаЛ. Вижу. На первой так бывает при ко, заходили дальше. Разве можно? тридцати пяти километрах в час, на И. В меру можно. Порой даже вывторой — где-то около шестидесяти. А годно — при разгоне. Иногда это комна третьей — даже за сто. промисс: получить резвый разгон на И, Это при разгоне. Если же движеосновных, наиболее нужных скоростях ние равномерное, то участки, где мощдвижения, пожертвовав максимальной ность наибольшая, переместятся впраскоростью. Такое (правильное) решево. На первой — в меньшей степени, ние принимают конструкторы, когда в на третьей — в большей. Разгон по коробке мало ступеней, например, три, первому способу обозначен черной лиа двигатель не очень мощный. нией. А черные стрелы показывают И последнее: наши примеры разгомощность, которую в этом случае мы нов — «вялый» и «быстрый» (черная и использовали. синяя линии) — две крайности. Только Л. Вижу. На первой передаче, когпервый способ, пожалуй, совсем не стода мы прервали разгон, мощность до- ит применять — уж слишком низки начальные обороты двигателя. Второй же вполне оправдан, технически (грамотен. Им можно пользоваться, когда надо быстро разгоняться. Когда же особой нужды нет, выходить на очень большие обороты не стоит (например, если путь впереди свободен и мы начинаем движение). На подъеме И. Выбор момента, когда переключаться, особенно важен при движении на подъеме. Давайте попробуем — доU рога как раз пошла вверх. Она свободна. На спидометре — восемьдесят. Л. А вытянем на прямой передаче? И. Не знаю. Вы уже потеряли время — запоздали прибавить газ. Л. Но подъем только начинается, по-моему, еще не поздно. И. Скорее педаль до пола! Мы начали резко терять скорость. Вот уже пятьдесят, а стрелка все ползет влево. Вот нас уже обгоняет «Москвич». Л. И верно, машина-то еле «тянет» — смотрите, на спидометре двадцать, пятнадцать... Перехожу на вторую. И. Нет, уж теперь давайте первую. Так на ней и придется «пилить» до самой вершины подъема. Л. Чувствую, что и здесь нужка теория. Почему же «Москвич» так ходко пошел? И. Во-первых, у него четырехступенчатая коробка — легче выбрать передачу. Видимо, он пошел на третьей, но главное не это, а то, что он вовремя ее включил. Разберем все по порядку. При переходе от больших оборотов на меньшие (замедление движения) у нашего двигателя сначала увеличивается крутящий момент. Значит, растет и сила тяги на ведущих колесах. Однако при дальнейшем падении числа оборотов крутящий момент и тяга уменьшаются. В этом проявляется плохая приспособляемость нашего мотора, свойственная любому двигателю внутреннего сгорания. Л. Такой недостаток призвана исправить коробка передач? И. Да, и этим верным помощником в борьбе с дурным характером мотора мы просто не сумели воспользоваться. Момент переключения был упущен. Инерции надолго не хватило. Л. Объяснение меня утешило, но как все это применить на практике? Давайте поменяемся местами — покажите, что же не надо делать. И. Согласен. Преодолеем этот же подъем иначе. Развернулись... Разгоняем машину... Помните, нам нужно всего две сотни метров. Та-ак. Ну вот, и на спидометре те же восемьдесят. Начинаем подниматься. Сразу даю полный газ. Л. Видите, и у вас скорость снижается. Вот уже семьдесят, шестьдесят пять... Что вы собираетесь делать? И. Выключаю сцепление и, не медля, даю большой «промежуточный газ»... Включаю вторую. Л. Понял. Идем, как обогнавший нас «Москвич». Мотор «поет». И. Вот и поднялись. Стали. Смотрите теперь, в чем дело. График (рис. 2) показывает, как меняется крутящий момент двигателя от числа оборотов. Для большей наглядности я пересчитал число оборотов еще в скорость дви-liloI-О шEC Л I-U ш3 sШXS<<о ясения (округленно) на всех передачах для двух характерных точек: наибольшего момента и наибольшей мощности. Л. Ага, вот почему мне не везло на подъеме! Сила тяги увеличивается, пока число оборотов не упадет ниже 2200. Постойте, постойте — на третьей передаче это как раз и соответствует 60 км/час. Значит, в этот, момент пора переключаться? И. Верно. Этот момент как раз соответствует перегибу на графике крутящего момента. Видите, он отмечен галочкой. Ею отмечено начало «опасной» зоны — дальше тянуть с переключением нельзя. Правда, если конец подъема недалеко, можно рискнуть. Л. Следовательно, если в это время (перед галочкой) перейти на низшую (скажем, вторую) передачу, мотор бу- • 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 12 дет работать на оборотах правой части графика, и машине тяги хватит. А есСКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯВ JC М / Ч АС ли подъем очень крут и видно, что на второй «не вытянем»? Тогда надо переходить на первую задолго до галочР ис . 1. «Мощность» на ведущих колесах «Волги», затрачиваемая прн фазгонах с переключением передач: I, II, III — передачи. ки? И. Конечно. У «Волги» начинать пез мененне ^™ крутящего момента двигателя «Волги» в зависимости от реключение лучше примерно при ии^» числа оборотов коленчатого вала и скорости движения: I, II, III — передачи. 40 км/час. Тогда на первой можно идти быстро и еще будет запас тяги. Кстати, о пользе хорошего разгона перед подъемом или заблаговременного переключения передач. На рис2 выделены две точки (число оборотов двигателя 1250 и 3350 в минуту и соответственно скорости 35 и 90 км/час), для которых одинакова величина крутящего момента (15 кгм), а поэтому я тяга. При 35 км/час стоит подъему пойти чуть круче, и скорость упадет, а крутящий момент и подавно уменьшится и придется переходить на низшую передачу. При хорошем же разгоне (90 км/час) перед тем же подъемом наше число оборотов лежит намного правее галочки. Мы движемся не только быстро, но ис порядочным запасом тяги. Любое увеличение сопротивления здесь, хотя тоже приведет к снижению скорости, во одновременно вызовет такой прирост крутящего момента, что 9 его хватит и на преодоление этого до1000 2000 | 4000 об/иин полнительного сопротивления, и на почисло оборотов коленчатого Вала двигателя следующий разгон. То есть, движение при числе оборотов правее максимума ^Г 'Щ-бОкм/ч1 ЭКГ'Ш^ПО км/ч момента — устойчивое и выгодное. км/ч И-бОкм/ч Л. Вижу — на графике «диапазон км/ч П~35кмлч 1^30 К / МЧ приспособляемости» выделен. 1—20 км/ч И. Давайте разберем еще один случай, который подчас многих ставит в тупик. нет. Двигатель у нас, кажется, проверзный вопрос: стартер не работает, грет. Это кстати. Тогда, не колеблясь, а машину толкать не удается? включаем первую, а затеи и зажигаЕсли отказало сцепление И. Случай редкий, но вероятный. ние. Нога на акселераторе. Газ — саТогда вот как : чуть прибавляю газ, мый маленький и «на стартер». ЧеЛ. Вы имеете в виду пробуксовку? резко включаю первую и тут же рез несколько секунд — уже едем. ТеИ. Это как раз чаще всего устраеще газу. Видите: ничего не случиперь постепенно добавляем газ. Собстнимо, даже в пути. Если сцепление лось — едем. Но это вредно, даже при венно, на крайний случай проблема хоть чуть-чуть «схватывает», можно умелом исполнении. «как доехать» в принципе решена. доползти на низших передачах с миЛ . А как выключать передачи? нимальным газом. На крайний слуЛ. А если аккумулятор слабый? И. Прежде всего, при не работающем чай^ — даже если «рассыпался» ведоИ. Тогда — стоп. Придется начинать сцеплении будем сокращать число пемый диск — можно сцепление заклидвижение с работающим двигателем. реключений. Например, если движемнить; отпустив нажимной диск, залоРычаг — в нейтрали. Хорошо бы прися в населенном пункте или по прожить между ним и маховиком что-нидать машине небольшую скорость. селку, то на «Волге» следует держатьбудь (хоть щепки) и снова, затянуть. Можно это сделать самому или с пося второй передачи. Если едем по своЛ. Значит, совсем не будет выклюмощью прохожих Покатили,., теперь бодному шоссе — перейти с первой чаться, словно отказал гидропривод. включаю первую и тут же добавляю (хороший разгон) сразу на прямую. Как же ехать? Ведь надо тронуться с газ. На такой случай можно винтом Это просто. Как выключать? Взявшись места, а как включить первую? И как «количества» предварительно немного за рычаг, создаем небольшое усилие в потом передачи переключать? увеличить обороты холостого хода. А направлении выключения передачи, И. Включить просто. Сейчас покачто еще обязательно — проверить, на которой двигаемся. Затем — резко жу. А переключение «без сцепления» чтобы шины не были приспущены — бросаем газ ив этот момент легко вытеперь нам . у же под силу: владеем к иначе машину трудно толкать. талкиваем рычаг в нейтраль. теорией и практикой. Итак, сцепления Л. Ясно. Но хочу задать один каЛ. Вижу — не впервые делаете. )125