следствиям. Следовательно, очень многие из нас обязаны автоинспекторам тем, что не стали жертвами автомобильных аварий. Конечно, сотруднику ГАИ для поддержания порядка на вверенном ему участке ежедневно приходится не раз обращать внимание водителей на неправильные действия в транспортном потоке, предупреждать опрометчивое поведение пешеходов, терпеливо объяснять им элементарное, а порой —использовать предоставленную власть и наказывать наиболее недисциплинированных. Люди по-разному реагируют на критику. Справедливое замечание, сделанное на работе руководителем или просто товарищем, воспринимается как должное, не вызывая ни гнева, ни протесте, ни желания вести ненужные споры. Но, когда такое же справедливое замечание делает сотрудник ГАИ, некоторые пешеходы, а порой и водители, почему-то воспринимают его чуть ли не как оскорбление и вызывающим тоном начинают отстаивать свою заведомо сомнительную правоту. Возможно, причина в том, что никто из таких спорщиков не знает известной сотруднику ГАИ устрашающей информации о гибели и увечьях людей, последовавших именно из-за такого же нарушения правил движения вчера или позавчера. Вероятно, спорят из-за неосведомленности. Но сотруднику ГАИ от этого не легче. Он и так в постоянном нервном напряжении: плотность и интенсивность движения все время возрастают. А тут еще бессмысленные дебаты с нарушителями. И при этом ни в коем случае нельзя повысить голос. Никакого воспитательного эффекта не получится, если он не сдержит своих чувств, не установит психологического контакта с «оппонентом». Это очень трудно. Профессия у работника Госавтоинспекции такая, что весь запас душевных сил ему может понадобиться в любую минуту для решения более трудной задачи. Ведь возникают иногда и столь сложные ситуации, когда для предотвращения беды от него требуется предельная собранность, личное мужество и отвага, когда, скажем, надо остановить машину, управляемую преступником или потерявшим рассудок пьяным. И каждый год в подобных ситуациях кто-то из сотрудников ГАИ отдает свою жизнь во имя спасения других. •К этому призывает их служебный долг. В наших общих интересах не усложнять, а облегчить трудную их работу. ..JBOT кто первым прибыл к месту происшествия, с которого мы начали наш рассказ. А завтра утром, как бы рано вы ни вышли из дома, отправляясь на работу, человек с милицейскими погонами, сотрудник ГАИ будет уже на своем посту — на охране вашей безопасности. Улыбнитесь ему приветливей, он заслужил это. Б. ЗОТОВ, профессор всесоюзного юридического заочного институтаПРАВИМ И ПРИЕМЫ ВОЖДЕНИЯо оживленной автомагистрали потоком мчатся машины. На каком расстоянии они должны следовать одна за другой? Вопрос этот имеет серьезнейшее практическое значение. Если дистанция между автомобилями будет неоправданно большой, пропускная способность дороги резко снизится. Бели машины пойдут слишком плотно, возрастет опасность наездов при торможении, станут неизбежными аварии. Учебники для шоферов и пособия по правилам движения дают на этот счет простую рекомендацию: дистанция в метрах — это половина скорости в километрах. Иными словами, если стрелка, спидометра держится у цифры 60, сохраняйте дистанцию до впереди идущей машины в 30 м. Если она даже резко затормозит, вы всегда успеете остановиться и избежать наезда. Для машин одного типа с одинаковыми тормозными возможностями эта рекомендация полностью оправдывает себя. Но годится ли она на все случаи жизни? Ведь в транспортном потоке в самых различных комбинациях перемежаются тяжело груженные самосвалы, легковые автомобили, многотонные автопоезда, автобусы. Остановочный путь у них неодинаков, и с увеличением скорости эта разница возрастает. Попробуем разобраться поподробнее. Общеизвестно, что остановочный путь слагается из пути, проходимого автомобилем за время реакции водителя, за время срабатывания тормозного привода и, наконец, непосредственно тормозного пути машины. При благоприятных условиях водитель успеет принять решение и нажать на педаль за 0,8 сек. (в среднем, как принимается в расчетах), а тормоза сработают через 0,2 сек. Значит, можно сказать, что остановочный путь — это расстояние, которое автомобиль пройдет на данной скррости без торможения за 1 секунду плюс длина тормозного пути. Тормозной путь, в свою очередь, зависит от ряда факторов и, в частности, от максимального замедления, а оно неодинаково у машин разных типов — 4,2; 5,0; 5,8 м/сек2 (статья 124 Правил движения). Стало быть, у них неодинакова и длина тормозного пути. Определенный той же статьей 124 Правил тормозной путь даже несколько больше того, который мог бы быть достигнут при торможении с постоянным максимальным замедлением данного вида автомобиля. Объясняется это тем, Что замедление не мгновенно достигает максимальной величины. Таким образом, в транспортном потоке могут следовать автомобили с совершенно разными возможностями экстренной остановки. Какая же дистанция между ними безопасна? Рассмотрим четыре варианта. 1. «Москвич-408» останавливается с замедлением 7 м/сек2 (испытания показали, что он может достичь такого замедления), а следующий за ним автомобиль — с замедлением 5 м/юек2. 2. Передний останавливается с замедлением 7 м/юек2, а .второй — 3,7 м/сек2. 3. Передний — с замедлением 7 м/сек2, а второй — 3,2 м/сек2.П20