7 ноября 1924 года десять грузовиков АМО прошли по Красной площади во главе колонны демонстрантов. Это был день рождения советского автомобилестроенияпнть БОЛЬШОЙ и слоеныйСегодня, когда весь наш народ встречает 52-ю годовщину Октября, с конвейера автомобильных заводов страны непрерывным потоком сходят машина за машиной. Двадцать один завод выпускает автомобили самых различных типов. Они — на всех участках обширного фронта коммунистического строительства. В сельском хозяйстве, на новостройках и промышленных предприятиях, в Советской Армии — везде можно встретить много первоклассных машин отечественного производства. Это большой вклад советских автомобилестроителей в народное хозяйство страны, в дело укрепления оборонной мощи Родины. Большой и славный путь прошло наше автомобилестроение за годы Советской власти. В период восстановления народного хозяйства хорошую службу сослужили стране наши первенцы — АМО., Машины Московского и Горьковского автозаводов, построенных в ударном темпе, вовсю трудились в годы индустриализации ис честью выдержали тяжелые испытания на дорогах Великой Отечественной войны. Интенсивно развивалось советское автомобилестроение в послевоенные годы. В короткие сроки выросли новые заводы .— в Минске, Кутаиси, Львове, Кременчуге, Павлове, Кургане, Брянске. Тяжелые самосвалы, мощные грузовики, автобусы, комфортабельные легковые автомобили, малолитражки — во всех этих моделях, во всех современных образцах нашей автомобильной техники воплощен труд многих тысяч ученых, инженеров, рабочих. Успехи автомобильной промышленности тесно связаны с победой и утверждением в нашей стране нового общественного строя. Планами на ближайшие годы предусмотрено дальнейшее бурное развитие этой важной отрасли машиностроения. Эти планы уже сегодня воплощаются в жизнь. Совершенствуются модели автомобилей, создаются новые, более полно отвечающие потребностям населения и народного хозяйства. Вместе с тем в невиданных масштабах развернулось строительство автомобильных заводов. Растет Волжский гигант в Тольятти. Окончание стройки посвящается, как и все лучшее, что создают советские люди, знаменательной дате — 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Заканчивается строительство автосборочного завода во Фрунзе. Начинается возведение корпусов филиала автомобильного завода имени Ленинского комсомола в Кинешме.' Предусмотрены в планах и новые заводы-спутники, которые будут обслуживать автомобильное производство. Барановичский агрегатный завод будет поставлять амортизаторы. Расширяется Уфимский моторный. Проектируется строительство филиала МАЗа в г. Осиповичи — здесь будут делать платформы для самосвалов. У городов Поволжья — Горького,\ Ульяновска, Ярославля, уже известных своей автомобильной биографией, в недалеком будущем появится «собрат по профессии» — город Набережные Челны в Татарской АССР. Принято решение о строительстве здесь завода большегрузных дизельных автомобилей. Теперь на берегах Волги — на лучшем водном пути для доставки грузов, вблизи от источников сырья н крупных промышленных центров, — расположится целый комплекс заводов по производству автомобилей большой грузоподъемности. Недавно вступило в строй двадцать второе в стране автомобильное производство — в Ижевске. Экспериментальный цех уже наладил выпуск «Москвичей» с маркой «ИЖ». Строительство здесь в самом разгаре. Об этой новостройке мы рассказываем сегодня на страницах журнала.ЗАВОД, КОТОРЫЙ БУДЕТВсе чаще можно встретить на дорогах светлый «Москвич» с эмблемой «ИЖ» на радиаторе. Знакомое сочетание букв, но до недавних пор мы привыкли видеть его на мотоциклах. Первому «Москвичу», сошедшему с конвейера ижевского автопроизводства, еще не исполнилось трех лет. Кто же делает новые «Москвичи» с маркой «ИЖ»? Есть автомобильные заводы, чья история уходит в давнее прошлое. Ижевское эвтопроизводство не обзавелось еще историей. Оно самое молодое в стране. А модели автомобилей, которые выпускают ижевцы, давно делают в Москве. И тем не менее уже есть что рассказать сегодня об ижевском автомобильном. Производство — это прежде всего люди. В 1966 году пришли сюда специалисты всевозможных профилей: литейщики, сварщики, строители, мотористы. Мало было среди них только... автомобилистов. 12 декабря 1966 года в экспериментальном цехе они собрали свой первый «Москвич-408» с маркой «ИЖ». А уже в следующем году его сменила модель «Москвич-412». Кроме него, здесь собирают фургоны «Москвич-434». Конвейер невелик. Масштабы экспериментального цеха вообще предельно скупы. Тем не менее отсюда выходят автомобили, нисколько не уступающие по качеству московским «Москвичам», которые делают на заводе с историей, традициями, с опытными «автомобильными» кадрами. — Это было совершенно новое для нас производство, — вспоминает начальник отдела технического контроля Виктор Васильевич Коваленко. — Поначалу пришлось учиться. Очень многие работники нашего производства подолгу бывали в Москве на АЗЛК. Это была настоящая стажировка. Работники ОТК, например, научились там сами выполнять все технические операции, которые им потом пришлось контролировать. Москвичи и после стажировки всегда помогали нам в трудную минуту. Ездили мы знакомиться с автомобильным производством также в Горький. Неожиданно Виктор Васильевич переключается на сегодняшние заботы — их много:• — У москвичей, конечно, выше темп. А у нас... Вот видите разрывы на конвейере? Результат того, что опять ктото опоздал с поставками. Нас снабжают отовсюду. Пермь дает передние подвески, детали рулевого управления, рессоры, воткинок — радиаторы, Уфа — двигатели. На Ижевском механическом делают задний мост. В Москве основные узлы автомобиля — своего производства. У нас же в случае чего возникает конфликтная ситуация в отношениях с заводом-поставщиком. Но вот когда закончится строительство, многое будем делать сами, вот тогда... Последнюю фразу можно услышать здесь часто. Мысли людей устремлены в будущее, которое начинается сегодня, у «их на глазах. ...Автомобиль, выехавший с конвейера за ворота экспериментального корпуса, попадает на территорию, которая представляет собой сплошную строительную площадку. Эта комсомольская стройка республики раскинулась более чем «а 120/ гектаров. Уже поднялись корпуса основных цехов — прессового, сборочно-сварочного, окрасочного. Они будут сдань! в эксплуатацию в 1970—1971 годах. Вот тогда ижевцы будут сами делать многие детали для своих машин. Годовой выпуок «Москвичей» вырастет до шестизначной цифры. О темпах этого роста можно судить уже сейчас по следующим^ ц ифрам . З а 1966 год автопроизводство дало 300 машин, з а 1967-й — уже 3 тысячи, в 1968 году с конвейера сошлооколо 14 тысяч машин. Сейчас Ижевск дает 1700 «Москвичей» в месяц. Как представить читателям ижевский «Москвич»? Конструкция его известна — он делается по чертежам автозавода имени Ленинского комсомола. Значит — р азговоро качестве. Снова предоставим слово начальнику ОТК — ему, как говорится, и карты в руки. — С первых же шагов мы вседума ­ ем о чести марки. С амым внимательным образом рассматриваем замечания владельцев машин, в от на что у нас никогда не бывает рекламаций — это на качество сварки деталей кузова. За ней особый контроль. При малейшем дефекте останавливаем линию и проверяем всю партию. Шов всегда отличный. Но вообщес . кузовом много хлопот, так как мы , в отличие от АЗЛК, п о ­ ка сами не штампуем, п олучаем детали со. стороны. Пока строимся... З дание прессово-кузовного цеха, как и остальные новостройки, стоит на мес ­ те бывших холмов. Гору разворочали экскаваторы. Их силуэты и сейчас видны на отвале — з емлеройные работы продолжаются. Вместо травы кругом теперь красная глина. С короеезакро ­ ет асфальт. З десь взят самый высокий темп. Темп комсомольской стройки. Удмуртии в этом году полвека, а приближающееся 100-летие соднярождения В, И. Ленина делает обязательства стро ­ ителей особенно ответственными. Еще вфевралекоробка прессового ' цеха стояла пустой. Сейчас всамомраз ­ гаре монтаж оборудования. Заходим вфанерную будку. Это вре ­ менный кабинет начальника прессовокузовного производства Германа Густавовича Жуховицкого. На стенах — схемы цехов стройки. На них появляются все новые отметки: идет монтаж линий крупной листовой штамповки. Три из них полуавтоматические итри автоматические полностью. Это самоеновое , современнейшее технологическое оборудование предназначено для крупных деталей кузова — крыльев, д ве ­ рей, крыши, капота. З десь будут изго ­ товлять и детали пола, усилители дверейи капота. Высокое качество гарантировано тем, что линия автоматически отключается при малейшем отступлении от заданной нормы. В цехе колес все операции — изготовление обода, диска, сварка диска с ободом — будут выполняться на автоматической линии. Такой нет еще ни «Москвич-434» с кузовом «Фургон».на одном из наших автомобильных заводов. Высокий уровень автоматизации име ­ ханизации был заложенив проекте сборочно-сварочного цеха. Автоматическая сварка такой большой детали, как пол автомобиля. Подвесные конвейеры для транспортировки деталей. Механические руки, укладывающие на конвейе р отпрессованную деталь, в се это можноуже сегодня наблюдать в действии, в цехах, а ведь, если помните, монтаж оборудования начался только вфеврале нынешнего года... П рограмма строительства велика. Мы проходим по участкам цехов, где еще ничего пока нет и только по схеме можно представить себе , ч то . з десь будет. З десь . «черный» кузов поступит в окраску, а здесьего будут обивать. А там — т ам будет большой конв ейер . Из ворот цеха асфальтированная дорожка выведет новый автомобиль че ­ р ез тоннель на трек, г деего будут ждать первые производственные испытания. У заводских испытателей хороший контакт с Дмитровским полигон ом . К тому же ижевцы серьезноотно ­ сятся к автомобильному спорту, видят внем средство усовершенствования се ­ рийной продукции. Д ля них, к акидля их шефовс АЗЛК, это одна из сложнейших и ответственнейших форм испытаний. Авторалли — новый для Ижевска вид спорта, такой же новый, как и сам о автопроизводство. С овсемещемо ­ л одая команда заводских спортсменов сейчас активно выступает в крупных всесоюзных соревнованиях. В августе экипаж А. Брум — С. Б рукдза на ижевском «Москвиче-412» занял пер ­ в оеместов чемпионате России по ав ­ торалли в Ярославле. А впрошлом году на первенстве страны представители Ижевска в . Шихов и С. Брундзэ вы ­ шли на второе место. Итак, перспективы у ижевского про ­ изводства большие. Растет выпуск автомобилей, поднимаются новые корпуса, а главное, укрепляется авторитет автомобильной марки «ИЖ». Эти свои .успехи ижевцы посвящают 100-летию соднярождения В. И. Ленина. Когда-то Удмуртию называли «сухим куском Урала», великий Октябрь сделал обильной эту «сухую землю » . Новая Удмуртия славится 'Мотоциклами, р адио Приемниками. А теперь вот столица республики Ижевск — стала новым гор одом на автомобильной карте Родины. Н. СЕМИНА, спец. корр. «За рулем» г. Ижевск Ижевский конвейер <Москвича-412».Идет монтаж мощных прессов.Автоматическая линия прессов для штамповки крупных деталей кузова автомобиля.Перед зданием главного конвейера пока еще — большая строительная площадка. Но скоро отсюда новые автомобили будут выезжать на испытательный трек. Фото В. Ширшова