к а двигателя) клеммой тягового реле стартера; провод лучше всего проложить по трассе основного пучка , с крепить их и обмотать изоляционной лентой. Так как схема электропроводки автомобиля при замене стартера несколько изменится, остается неиспользованным провод с изоляцией синего цвета, ранее соединявший клемму ВК-Б катушки заж иганияс боковой клеммой включателя старого стартера. Свободный конец этого провода ( н аконечник ) надо тщательно изолировать во избежание короткогозамыканияна «массу» автомобиля.ТРИ СОРТА АС-8С. Самойлов из Ленинграда, москвич К. Борисов, П. Злобин из г. Николаева и многие другие автомобилисты спрашивают нас о том, почему один и тот же сорт моторного масла АС-8 (М8Б) продается с различной композицией присадок. Можно ли смешивать эти варианты масла? Какие присадки лучше? Почему АС-8 подешевело, не потому ли, что в нем теперь отсутствует какой-то важный и дорогой компонент? Отвечает сотрудник лаборатории топлив и масел Научно-исследовательского института автомобильного транспорта М. И. Борисов. Действительно, сейчас выпускаются и поступают в розничную продажу три разновидности моторного масла АС-8 (М8Б). Различие их заключается в композициях присадок. В одном случае масло включает 3 процента присадки СБ-3 (моющей) и 2 процента ДФ-11 (антиокислительной), в другом — моющую присадку ДФ-1 и антионислительную АФБ (соответственно 3и1 процент) и в третьем — лишь одну комплексную многокомпонентную присадку со всеми качествами предыдущих сочетаний — 3,5 процента ВНИИ-НП-360. Моющие присадки растворяют отложения нагара на деталях двигателя, очищают их и уменьшают износ трущихся частей, антиокислительные — продлевают срок службы масла, не давая ему окисляться. Все этимодификации АС-8, вырабатываемые в соответствии с ГОСТом 10541—63, п рактически одинаковы по эксплуатационным качествам и по существу равноценны . Смешивать между собой их можновлюбыхпропорциях . Область применения масла АС-8 независимо от его присадок — смазка карбю ­ р аторных двигателей отечественных автомобилей всех типов и марок. Безусловно, любая разновидность АС-8 (М8Б), соответствующая ГОСТу 10541—63, значительно лучше подходит для смазки двигателя, чем масло «СУ». Теперь о ценах на АС-8. Хочу вас усп окоить — ни качество, ни состав присадок этого масла не изменились. Первые небольшие партии АС-8 выпускались на опытныхустановках , и поэтому оно стоило сравнительно дорого. Значительное снижениерозничной цены АС-8 — результат освоения этого масла промыш ­ ленностью и, соответственно, с нижения себестоимости.КАТУШКУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ«На свой ИЖ-56 я вынужден был поставить катушку зажигания Б-2Б. Она также шестивольтовая, но стало трудно запускать двигатель и держать устойчиво малые обороты. Что мне делать?» — спрашивает В. Серый из Киевской области. Отвечают сотрудники НИИавтоприборов. Катушки зажигания ИЖ-56 и Б-2Б различаются обмоточными данными. Сопротивление первичной обмотки Б-2Б около 1,2 ома, она потребляет при напряжении 6в ток около 5 а. Эта натушка предназначена для работы с автомобильной аккумуляторной батареей. «Ижевская'; катушка потребляет меньший ток, поскольку сопротивление ее первичной обмотки 1,8 ома. Из-за большого тока при катушке Б-2Б сильно искрятконтакты прерывателя и заметно падает напряжение на аккумуляторной батарее. Это и является причиной ненормальной работы двигателя. Чтобы .избежать вредных явлений, в ключите последовательно с катушкой Б-2Б сопротивление 0,7 — 0,8 ома и зачистите. к онтакты прерывателя.ж ениепружиныякорька , о тогнув хвос товик держателя пружины (но не более чем на 0,5 мм). Если при наблюдении в течение 10 —15 дней вы заметите, что электролит по-прежнему выкипает , н апряжениенужно еще раз слегка пон изить , т акже , к акв первый раз . Если батарея быстро разряжается при нормальной эксплуатациии исправном электрооборудовании, необходимо слегка повысить напряжение , незначительно подогнув хвостовик держателя пружины , тан чтобы несколько натянуть ее. После этого 10 —15 дней нужно следить за плотностью электролита. На автомобилях ЗИЛ-130 в дальнейшем будет устанавливаться генератор переменного то " а , не имеющий вывода для контрольнойлампы , а на щитке приборов в связи с этим появится амперметр. Но реле тоже изменится. Регулятор напряжения будет бесконтактн ым , неразборным и не подлежащим каким-либо регулировкам .«ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ СТРОИТЬ»Под таким названием в № 5 нашего журнала за этот год были опубликованы статья старшего инженеракапитального строительства ЦК ДОСААФ Г. Л укьяноваи типовые проектыгаражей , п ункта техн ическогообслуживания , учебного здания. От заинтересованных в строительстве лиц иорганизацийв редакцию поступают запросы , куда обращаться за чертеж амиисправками по проектам . Сообщаем: запросы на проектные док ументы для строительства гаража-стоянк и на 15 спецмашин ипункта техничес когообслуживания , ремонта автомобилей испецмашин на четыре поста следует направлять в Центральный Военп роект . (Москва, К-160, Комсомольский проспект , 24/2). За справками по всем другимпроектам , у помянутымв статье. обращаться по адресам: Москва, Д-362. Волоколамское шоссе, 88 в отдел капи ­ тального строительства ЦК ДОСААФ ивМосковский филиал Центрального института типовых проектов (Москва, Г-357 Можайское шоссе, 81).АГРЕГАТЫ И УЗЛЫ В РАЗРЕЗЕИз автомотоклубов ДОСААФ, училищ профтехобразования и других организаций приходят письма с просьбой сообщить, где можно разрезать агрегаты и узлы автомобилей, тракторов для учебных целей. Такие работы выполняет Московский опытный механический завод из материала заказчиков и по их эскизам, а также по чертежам завода. Подробные справкиможно получить по адресу: М осква , Е-20, А виамоторная , 1. Телефоны: 267-58-63; 261-16-57.БУКВЫ НА ПОДШИПНИКАХЧто обозначают разные буквы , стоящие на автомобильных подшипниках рядом с номером, — с прашивают многие автолюбители. Б уквы рядом с номером автомобильного подшипника качения говорят о различии между ним и стандартным (без буквенной маркировки ) п одшипником . Что же обозначают буквы? «Н», «П» и «В» определяют класс точности : н ормальный , п овышенныйивысокий . Буква «У» — повышенная чистота рабочих поверхностей, «К» — к онструктивные отличия (усилен сепаратор, изменено уплотнение и т. п.), «А» — модернизация (изменение внутренн их размеров, м онтажные фаски и т. п.). Б уквы «Л» и «Е» п оказывают , что сепаратор подшипника сделан из латуни в первом и пластмассы во втором случае. Если вы увидите букву «Ш», знайте, этот подшипник имеет нормированный предел шумности.НУЖЕН ЛИ АМПЕРМЕТР?«Мы, водители автомобилей ЗИЛ-130, задумались, почему на этой машине вместо амперметра поставлена контрольная лампочка. Ведь так невозможно установить степень зарядки аккумулятора?» М ыпопросили ответить на этот вопрос заместителя главного конст ­ р уктора ЗИЛа Г. Михайлова. Амперметр автомобиля предназначен только для наблюдения за исправностью генератора и реле-регулятора. Для этих целей вполне достаточно контрольной лампы, сигнализирующей водителю в случае, когда требуется вмешательство электрика. Многолетний опыт показал, что на автомобилях, .оборудованных амперметрами , эти приборы , к сожалению , часто неправильно использовались для регулир овки реле. Дело втом , что согласно действующему ГОСТу 1700 — 66 допускается погрешность прибора в пределах ± 7 процентов, от суммы конечных значений шкалы (для амперметра на 30 а -с нулем посредине это составит ±4,2 а). Кроме того, на его показанияв большой степени влияет состояние аккумулятор ­ ной батареи и температура электролита. В результате реле на машинах нередко были отрегулированы на ток 18 — 20 в. К ак следствие — преждевременн ый выход батареи из строя . Поэтому для «настройки» регулятора напряжения амперметр автомобиля не годится, н ужен точный контрольный вольтметр. Если его нет, следует вести наблюдение за аккумуляторной батареей. В случае, когда электролит быстро выкипает , м ожно слегка ослабить натяУЛУЧШЕНО НАПОЛНЕНИЕГ. Маленьких из Пермской области спрашивает, каким образом повышена мощность на мотоцикле К-650 по сравнению с «Уралом-2». Увеличение мощности на К-650 достигнуто в основном лучшим наполнением цилиндров рабочей смесью и повышением степени сжатия. Для этого увеличен диаметр клапанов, сделана более выгодной форма впускных и выпускных каналов и подобраны более совершенные фазы газораспределения.СТЕКЛО НЕ ЗАМЕРЗАЕТЧто можно сделать, чтобы при короткой поездке, когда нет необходимости включать отопитель, не обмерзало стекло на «Запорожце»? Этот вопрос задают многие читатели. Предлагаем два рецепта. Каной из них вам более подойдет — решите сами. Первый способ — п окрыть стекла изн утри специальной смесью из светлого глицерина инасыщенного раствора поваренной соли. Приготовляют раствор так: в пол-литра кипятка засыпают соль до тех пор , пока не прекратится ее растворение. Смешивают этот насыщенный раствор с литром светлого глицерина. Состав готов. Нанесите его на стекло, и он предохранит от образования льда в течение 2 — 3 часов. Второй способ — создать воздушную прослойну. На стекло изнутри нужно аккуратно нанлеить тонкий лист целлулоида, смазав клеем его края . Слой воздуха между стеклом и наклеенным листом предохранит стекло от обмерзания.КАК СМЕНИТЬ СТАРТЕРМожно ли на «Москвич-402» установить стартер с дистанционным включением? Как это сделать? Такие вопросы нам задают многие читатели. Стартер типа СТА-4, применяемый на моделях «407» и «408», можно установить на «Москвич-402», где не было дистанционного включения этого агрегата. Порядок операций следующий. Замените стартер, установите вместо старого замок зажигания типа ВКЗЗО-Б; этот замок имеет дополнительную клемму «СТ»; соедините ее с верхней (со стороны бло27