30
31
ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ АВТОМОБИЛИ.У автомобильной промышленности Чехословакии более чем семидесятилетняя история. Сегодня автозаводы республики выпускают десятки тысяч грузовиков, тягачей, самосвалов, автобусов и легковых автомобилей как для нужд внутреннего рынка, так и на экспорт. Основной поставщик легковых автомобилей — заводы в г. Млада Болеслав, где производится «Шкода» моделей 1000 МБ (988 см 3 ) и 1100 МБ (1107 см3) в четырхдверном варианте, а также двухдверная «Шкода 1100 МБХ» (подробнее об этих автомобилях — см. «За рулем», 1967, № 7 и9 — р е д.). В нынешнем году мы увидим первые машины модели Ш-100 и Ш-110 с увеличенным багажником и новым электрооборудованием. У них двухкруговая тормозная система и дисковые тормоза передних колес. В дальнейшем намечается повысить рабочий объем двигателя до 1500 см 3 . Заводы «Шкода» в настоящее время осваивают выпуск машин нового семейства «Шкода-1203» с модификациями — фургон, санитарный, микроавтобус и рефрижератор. Все они — с несущим кузовом и четырехтактным верхнеклапанным двигателем (1221 см 3 , 49 л. с ) , расположенным между сиденьями водителя и пассажира. Продолжается и производство известной модели «Октавия комби». Грузоподъемность фургона «Шкода-1203» — 1000 кг, максимальная скорость — 100 км/час. «Шкода 1100 МБХ». Изящные, удобные и быстрые легковые машины модели «603» строит в небольших количествах предприятие «Татра». Восьмицилиндровый мотор рабочим объемом 2472 см 3 развивает 105 л. с. при 4800 об/мин. что обеспечивает скорость 160 км/час. Теперь о грузовиках. Завод «Авиа» в Праге выпускает пятитонки марки «Прага» двух моделей: ВЗС и С5Т. Одна из модификаций—седельный тягач С5Т-2ТН — хорошо известна в СССР. Недавно завод приступил к постройке (по лицензии «Рено-Савием») полуторатонных грузовиков «Авиа-А-15» с модификацией А-15Ф (фургон) и трехтонных «Авиа-А-30». Эти машины имеют практически одинаковые четырехтактные дизельные двигатели водяного охлаждения рабочим объемом 3320 см 3 . Различие их только в топливной аппаратуре, и прежде всего, в топливных насосах разнбй производительности, что обусловливает два варианта мощности — 72 и 85 л. с. Мотор размещен под сиденьями трехместной кабины вагонного типа. Полная унификация основных деталей двигателей дает большие преимущества и для производства и при ремонте. Коробка передач обеих машин также одинакова — механическая, четырехступенчатая, полностью синхронизированная, что не часто можно встретить на грузовиках. Разные редукторы задних мостов предопределяют и разные скорости: у А-30 — 81 км/час, а у А-15 — 95 км/час. Завод в Либереце (ЛИАЗ), известный грузовыми автомобилями «Шкода», подготовил производство семейства машин «Шкода-706» ряда МТ4 и МТ5 грузоподъемностью 9 тонн. Новые модели снабжены 12-литровым дизелем «Шкода-М-634» мощностью 200 л. с. Для этого ряда автомобилей завод «Прага» поставляет механическую десятиступенчатую коробку передач — комбинацию из основной пятиступенчатой коробки и двухступенчатого редуктора, что позволяет подобрать оптимальное передаточное число для любых условий движения. Восьмитонные самосвалы дополнительно оборудованы приводом на передний мост и механизмом блокировки дифференциала. Машины этой серии предназначены для эксплуатации на горных дорогах, в карьерах, на стройках. Поэтому особое внимание создатели новой «Шкоды» уделили ее тормозам. Ножной тормоз — пневматический, колодочный с независимым приводом на задние и передние колеса. Кроме того, имеется запасной, лгакже пневматический, с самостоятельным приводом только на задние колеса. А на выпускной трубе стоит моторный тормоззамедлитель. Четвертый, стояночный тормоз — с механическим приводом, установлен .на карданном валу. Такая «страховка» исключает полный отказ тормозов при любых условиях эксплуатации. Завод приступил к разработке типового ряда автомобилей грузоподъемностью 10 и 12 тонн. На этих машинах будет новый двигатель М-635 мощностью 230 л. с , который, к аки М-634. можно устанавливать в трех положениях — наклонном, вертикальном и горизонтальном. Дальнейшее увеличение мощности до 270 л. с. возможно получить применением нагнетателя, причем кривошипный механизм и общая конструкция двигателя рассчитаны на это уже сегодня. Новое семейство автомобилей к 1971 году полностью заменит все прежние модели. Основная продукция старейшего автомобильного предприятия республики за-ФИАТ128ФИАТ-128 с четырехместным четырехдверным кузовом. Тон задал «Рено». Несколько лет назад фирма изменила заднемоторной компоновке и склонилась в пользу схемы с передними ведущими колесами. Конструктивное решение, которое в 50-х годах представлялось единственно верным для малолитражки, теперь оказалось устаревшим. В этом году и ФИАТ «сжег то, чему поклонялся». Он ответил своим конкурентам «Остину», «Рено» и «Пежо» малолитражкой уже не с задними, а с передними ведущими колесами и поперечным расположением двигателя. На сцену вышел ФИАТ-128. Носовая часть автомобиля целиком занята четырехцилиндровым (80x55,5 мм, 1116 см 3 ) мотором с верхним кулачковымвалом, приводимым зубчатым ремнем. Двигатель развивает 55 л. с. при 5600 об/мин (степень сжатия 8,8). Среди его важнейших особенностей — литые, а не кованые шатуны, электрический вентилятор системы охлаждения. В отличие от «Остин-макси» и «Пежо-204», где коробка передач расположена рядом с мотором и имеет общий с ним масляный картер, на ФИАТе-128 коробка передач находится на одной оси с двигателем иу нее отдельный картер. Правда, в этом случае главная передача сильно смещена влево, и правая полуось значительно длиннее левой. Однако, как показал опыт эксплуатации, такая конструкция работает вполне удовлетворительно. Благодаря независимой задней подвеске с двумя поперечными рессорами между колесами оказалось достаточно места для бензобака. Запасное колесо удалось разместить в моторном отсеке горизонтально под капотом, а все пространство за спинками задних сидений отведено под объемистый багажник.Здесь максимально использованы достоинства такой компоновочной схемы.«ОСТИН МАКСИ»«Остин-макси» с пятидверным кузовом Десять лет назад английская автомобильная корпорация «БиЭмСи» начала производство новой модели микролитражки «Остин-мини». Ее отличали поперечное расположение двигателя, передние ведущие колеса и минимально допустимые для четырех человек размеры пассажирского помещения. Идеи, заложенные в «Мини», получили дальнейшее развитие в новой модели — «Остин-макси» с передними ведущими колесами, появившейся в середине нынешнего года.«Остин-макси» задуман как автомобиль с широким диапазоном применения. Он обладает хорошей динамикой и мощными тормозами, приближаясь к спортивным машинам. Машина снабжена пятиступенчатой коробкой передач, причем высшая передача в ней не прямая, а ускоряющая (меньше расход топлива на автострадах). В мировой практике пятиступенчатая трансмиссия на легковых автомобилях массового производства прежде не применялась. В то же время пятиместный пятидверный кузов «Макси» практичен в городских условиях. При необходимости перевозить в машине громоздкие вещи можно откинуть назад спинку заднего сиденья. По существу кузов новой маши-30 вода «Татра» — это тяжелые многоосные грузовики и тягачи. Двенадцатитонная «Татра-138» и тринадцатитонная «138М», выпускаемые сейчас, скоро уступят место модернизированной модели «Т-148 супер», у которой двигатель на 20 сил мощнее и грузоподъемность на 2 тонны больше. Для тех случаев, когда мощность и грузоподъемность «Татры-148 супер» недостаточны, завод предусмотрел автомобили из следующего типового ряда — «813». Основной моделью его является четырехосный тягач «Татра-813 колосс» с колесной формулой 8X8 (см. «За рулем», 1967, № 9 — р е д.). Это тоже семейство из нескольких модификаций самого разного назначения. На базе четырехосного шасси «Кочосса» — грузовой автомобиль, специальные машины, самосвалы и тягачи. На постройке автобусов специализируется завод «Кароса» в г. Высоке Мыто. Он выпускает 11-метровые автобусы моделей ШМ11, Ш ЛИ , ШД11. Их несущие кузова состоят из шести частей-панелей. Это остроумное конструктивное решение экономит производственные площади, упрощает технологию и дает возможность поставлять продукцию в разобранном виде, в ящиках. На городской модели ШМ11, рассчитанной на 100 пассажиров, ставят «горизонтальный» двигатель «Шкода МЛ-634» (о базовом моторе М-634 мы уже говорили) и автоматическую коробку передач. Пневматическая подвеска с телескопическими гидравлическими амортизаторами и регулировкой высоты кузова в зависимости от нагрузки, рулевое управление с усилителем, широкое ветровое стекло и различные усовершенствования ставят ШЛИв ряд с лучшими мировыми образцами автобусов такого типа. Разновидностью его является сочлененный автобус ШК16.5 на 160 пассажиров, максимально унифицированный с базовой моделью. Для междугородного сообщения «Кароса» производит модель ШЛИ , которая отличается от городской механической коробкой передач и двумя дверями!чHa1^5"»itif *щт—J i" 1 •М•»щ ** ^v-.' Л/~"ь • *—. —то ' tf ?r "О'0 QOAfei?" ^ '«Татра-813».ч<«Авиа-А-15Ф». (вместо трех). ШД11 — особо комфортабельный вариант, междугородного- автобуса («Евррпабус»), В нем холодильник и плитка, каждый из пассажиров может отрегулировать вентиляцию и освещение своего места так, к ак ему удобно. Кроме автобусов «Кароса» выпускает передвижную мастерскую для ремонта и обслуживания автомобилей и тракторов и пожарные цистерны на шасси «Татра-138». В 6 километрах от Высоке Мыто, в г. Хоцень находится национальное предприятие «Орличан». В СССР можно встретить его фургоны-рефрижераторы Н7Х, НЮХ, Н12Х и самый новый — Н12 АЛКА. Последний снабжен алюминиевым кузовом, в котором можно перевозить 12 тонн скоропортящихся продуктов или 5 тонн мяса в тушах на подвесном устройстве. Специальная установка обеспечивает температуру внутри прицепа от минус 18 до плюс 12 градусов. Мы охарактеризовали здесь в общих чертах основные предприятия автомобильной промышленности. Упомянем еще завод специальных машин в г. БрындысСтара-Болеслав, завод кузовов СВА в г. Роусинов, заводы запасных частей, электрооборудования и агрегатов, известные под общей маркой ПАЛ, завод аккумуляторов в г. Млада Болеслав.:Ш31Шз«Шкода-ШДИ». . Успехи чехословацкой автопромышленности хорошо известны. Мы продолжаем постоянно совершенствовать свою продукцию, чтобы идти в ногу с самыми современными требованиями. В. РЖЕПКА, представитель объединения «Мотоков* в СССРШНВННВа—НЕЯМВМПМЯННННВКомпактная конструкция машины позволила значительно сэкономить в весе — «128-й» в снаряженном состоянии весит 805 кг. Поэтому, несмотря на умеренную мощность двигателя, новый автомобиль имеет хорошую динамику — максимальная скорость составляет 142 км/час, а время разгона до 100 км/час — 18 секунд. Учитывая возможности конкурентов, ФИАТ намерен выпускать модель «128» как с двух-, так ис четырехдверным кузовом. Компоновка автомобиля.Разрез двигателя.Устройство трансмиссии.ны — своеобразный гибрид между «седаном» и «универсалом». У «Остина-макси» — четырехцилиндровый (76,2 X 818 мм, 1485 см 3 ) двигатель с верхним кулачковым валом, чугунным блоком цилиндров и пятиопорным коленчатым валом. Чтобы предельно сократить длину мотора,' который стоит поперек машины, его сделали длинноходным. и цилиндры настолько сближены, что между ними нет места для протока воды. Двигатель сильно форсирован (74 л. с. при 5500 об/мин) и работает на бензине с октановым числом 101 (степень сжатия 9). Из других конструктивных особенностей «Макси» надо отметить передние Дисковые тормоза, независимую подвеску («Гидроластик») всех колес, 13-дюймовые шины с радиальным кордом, синхронизаторы на всех пяти передачах. База автомобиля — 2640 мм: колея — 1370 мм(спереди) и 1350 мм (сзади). Габариты: 4000 мм. 1630 мм и 1400 мм (высота). В снаряженном состоянии машина весит 980 кг. Ее максимальная скорость 140 км/час, а до 100 км ' ч ас она разгоняется за 16.4 секунды. Расход топлива — 10.7 л/100 км. Схема трансмиссии (цифрами указаны передачи, буквой R — задний ход). Главная передача «лежит» на продольной оси машины, и полуоси имеют одинаковую длину.Техника за рубежом 31