на отличает высокая техника езды, отличная маневренность на дорожке, которая позволяет ему «атаковать» соперников практически в любой позиции. Но в мастерстве Дубинина есть пока и слабая сторона — Юрий плохо берет старт. Улучшив дебютную часть гонки, он сможет избавиться от неприятной обязанности быть в каждом заезде догоняющим. Второе место с 25 очками занял также молодой гонщик Валерий Клементьев (Тбилиси). Бронзовая медаль вручена Виктору Трофимову (Ровно) — 23 очка. До последнего заезда реально претендовал на «бронзу» и В. Гордеев из Балаково. Но обидное падение на финишной прямой отодвинуло этого талантливого гонщика на четвертое место. Из молодых спортсменов мне хотелось бы отметить еще двоих — А. Павлова и А. Кузьмина. Насколько мне помнится, мы впервые увидели представителя Владивостока в финале чемпионата страны. Думается, что знакомство с Павловым зрителям понравилось. Специальное жюри наградило его призом за лучший стиль езды. Исключительно корректно выступал и 19-летний гонщик из Даугавпилса А. Кузьмин. В этом году он успешно стартовал среди юниоров. И вот теперь, о казавшисьа компании взрослых, сумел потеснить многих более опытных соперников. Во второй день соревнований Кузьмин набрал 9 очков. Неплохой результат. А теперь вернусь к тому, с чего начал свой рассказ о чемпионате страны. Он оставил, конечно, горький осадок каку любителей спидвея в нашей республике, т акИу самих башкирских гонщиков. Впервые за одиннадцатилетнюю историю первенств Советского Союза в этом виде соревнований уфимские гонщики остались без медалей. Десять лет столица Башкирии собирала на гаревыхтреках богатые спортивные трофеи, все эти годы уфимские спортсмены составляли костяк сборной команды страны. И как-то незаметно здесь забыли о необходимости готовить молодых спортсменов. Минувший чемпионат особенно ярко вскрыл этот изъян . Наша республика богата спортивными талантами. Думается, что тренеры и ведущие гонщики в ближайшие годы сумеют подготовить новых Плехановых, Шайнуровых, Самородовых, которые возродят славу башкирского мотоспорта. Г. КАДЫРОВ, заслуженный мастер спорта СССР г. Уфа Результаты чемпионата; 1, К). Дубинин (Новосибирск) — 28 очков; 2. В. Клементьев (Тбилиси) — 25; 3. В. Трофимов (Ровно) — 23; 4. В. Гордеев (Балаково) — 20; 5. Б. Цеханович (Балаково) — 17; 6. А. Павлов (Владивосток) — 17 очков.Советские спортсмены на зарубежных трассах«ДОМБАЙ» — СИЛЬНЕЙШИЙ НА КОНТИНЕНТЕ.После годичного перерыва советские мотоболисты вновь приняли участие в розыгрыше Кубка Европы среди сильнейших «лубных .команд. И на этот раз нашу страну представлял черкесский «Домбай», завоевавший звание чемпиона Советского Союза в четвертый раз подряд. Его выступление в западногерманском городе Куппенхайме, где проводился турнир, ожидалось с большим интересом: ведь «Домбай» > 1967 году, впервые прив няв участие в европейских соревнованиях, выиграл (почетный приз. Помимо советских мотоболистов в розгрыше кубка ныне участвовали французский клуб «Камара», прошлогодний победитель этих 'соревнований, и западногерманакал команда «Куппенхайм». В первом полуфинальном матче жребий свел наших спортсменов и хозяев поля. Мотоболисты «Домбая» поначалу действовали скованно — сказывалось большое волнение. И довольно быстро были за это наказаны: форварду «Куппенхайма» удалось открыть счет. Во втором тайме советские мотоболисты наконец заиграли атолкую силу, на больших скоростях. Один за другим следовали сильные прицельные удары по воротам западногерманских спортсменов. Вскоре М. Акимов сделал счет ничейным, а затем 'В. Шаула вывел «Домбай» вперед. В 'итоге 2 : 1 — победила наша команда. Затем советские мотоболисты сыграли .вничью (1 : 1) с французской «Камара». Счет не отражал соотношения сил на поле: «Домбай» превосходил соперников ив 'скорости, и в маневренности, и .в количестве ударов по воротам. Третий полуфинальный матч проводился между французской и западногерманской командами. «Куппенхайм» уверенно победил — 4 : 1 . На следующий день состоялась финальная встреча. Вновь на поле «Дом,бай» и «Куппенхайм». Хозяева соревнований выступали, к аки во всех предыдущих матчах, на экспериментальных мотоциклах 250 смз с двигателями, имевшими мощность 29 л. с. Наши спортсмены были «вооружены» отечественными кроссовыми «Ковровцлми-250». Но ни новейшая техника, ни «родные стены» не помогли хозяевам поля. С первой и до последней минуты матча полностью доминировал «Домбай». Финальный свисток зафиксировал крупную победу советских спортсменов — 5 : 0 . Два мяча забил В. Шаула и по одному В. Безворотиый, Б. Денишов н М. Акимов. .Наши мотоболисты с честью выдержали трудное испытание и во второй раз завоевали Кубок Европы. Это большой успех замечательных мастеров П. Чеснокова, М. Акимова, В. Безворотного, В. Громова, Б. Денишова, В. Шаулы, О. Солнцева, НЭ. Алексинекого, Н. Анищенко, тренера команды В. Гончарука и механика В. Сердюка. Свой вклад в победу «Домбал» вложили и другие сильнейшие команды Советского Союза. Именно в споре с ними во всесоюзных первенствах наш чемпион оттачивал мастерство, закалял волю, перенимал все лучшее из технического и тактического арсенала соперников.Картинг молодеет!Очень немногие виды соревнований могут похвастаться таким бурным развитием, таким ростом популярности среди молодежи, к ак картинг. Сейчас можно сказать, что гонкам на микроавтомобилях все возрасты покорны. Это лишний раз подтвердило проходившее в Риге первенство Советского Союза. В столицу Латвии прибыло свыше 110 сильнейших спортсменов страны. Вместе с опытными гонщиками, так сказать, старожилами чемпионатов, старт приняли многие молодые спортсмены, дебютирующие на такого масштаба соревнованиях. И здесь нельзя не сказать о том, что представительности чемпионата во многом содействовал новый, более демократичный принцип отбора участников. В отличие от прошлых лет, когда комитет картинга сам называл финалистов, на это* р аз он широко раскрыл двери на рижскую трассу всем, кто был своевременно заявлен на участие в первенстве страны (разумеется, в соответствии с требованиями Положения). Прогрессивность такого решения не замедлила сказаться. Молодежь получила возможность проверить свои силы в борьбе с именитыми мастерами, поучиться у них тактическим премудростям. Впрочем, дебютанты были явно недовольны отводившейся им поначалу ролью учеников. Многие молодые гонщики смело, н аравных вели борьбу со своими старшими товарищами, и кое-кому из них удалось потеснить ветеранов с пьедестала почета. Вот, к примеру, курянин Вячеслав Чуваев, выступавший еще недавно в группе юношей. Ныне он награжден серебряной медалью за второе место .в классе П-Б. Стойкими бойцами показали себя представитель «Даугавы» Янис Бломе, на прошлой спартакиаде (в 1967 году) победивший в группе младших юношей на 50-кубовой машине, и картингист из Московского городского Дворца пионеров Михаил Густешов. Янис занял четвертое место, а Михаил — шестое. Чемпионом же в классе П-Б (машины с отечественными двигателями 125 см*) стал московский спартаковец Альфред Усан. Один заезд он выиграл, а в другом был вторым. Всего здесь стартовало 49 человек. На их картах стояли минские мотоциклетные моторы М-105. Правда, качество этих двигателей оставляет желать лучшего: невысоки их технические и скоростные данные. Но во всяком случае проблему массовости, к ак показал чемпионат, они помогают решить. Пожалуй, наиболее успешно ветеранам удалось отстоять свои позиции в заездах на картах 125 смЗ международного класса П-А. И это понятно. Здесь подобрался очень сильный состав гонщиков, среди них и те, кто имеет достаточный опыт выступления в международных соревнованиях. С самого начала лидерство захватил рижанин Виктор Бортниекс. Он отлично подготовил машину к соревнованиям и оправдал надежды своих земляков. Все заезды Виктор провел с присущей ему тактической зрелостью, по-спортивному зло и хладнокровно. Мое стремление выиграть у Бортниекса не увенчалось успехом. Более того, из-за ошибки, допущенной во втором заезде, мне пришлось довольствоваться третьим местом. В итоге «тряхнувший стариной» Имантс Шлейтерс ия набрали одинаковое количество очков. Но у Имантса были лучшие показатели в метании гранаты, и он на пьедестале почета занял более высокую ступеньку. В классе III (175 см 3 ) борьба за лидерство развернулась между прошлогодним чемпионом страны мастером спорта Вадимом Ореховым (Московская область) и экс-чемпионом СССР в гонках по льду на картах ленинградцем Александром Заградиным. После двух заездов они также набрали одинаковое количество очков и также спор их решило гранатометание. Золотая медаль присуждена Заградину. И тут уместно поставить вопрос о том, к акое место при оценке спортивных результатов призваны играть военно-прикладные элементы, не связанные непосредственно с мастерством вождения машины. Безусловно, каждый спортсмен обязан уметь метко стрелять и метать гранату, быть всесторонне подготовленным к защите Родины. Думается, что показатели соревнований по всем этим дополнительным элементам должны учитываться и поощряться, но отдельно, вне связи с результатами, показанными за рулем спортивной машины.Слева направо: в первом ряду — руководитель делегации А. Балашков, В. Шаула, В. Громов; во втором ряду — Б. Денишов. М. Акимов, тренер команды В. Гончарук, В. Безворотный, П. Чесноков, старший тренер А. Кван, Н. Анищенко, Ю. Алекоинскни, О. Солнцев и механик В. Сердюк.Фого В. Ольшевского 13