АВТОСПОРТНАШ ПОМОЩНИКНа трассе ралли. Фото В. Адарича На двадцать дней августа и сентября прошлого года Белоруссия стала как бы огромной спортивной ареной. На стадионах, спортивных площадках, дорогах республики проходили финальные соревнования первой Всесоюзной спартакиады работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В программе спартакиады почетное место заняли автомобильные виды спорта — ралли, кросс, многоборье. После завершения спартакиады наш корреспондент задал несколько вопросов министру автомобильного транспорта Белорусской ССР председателю Федерации автоспорта республики А. Е. Андрееву. — Анатолий Евгеньевич, почему именно Белоруссия была выбрана местом проведения первой Всесоюзной спартакиады автомобилистов я дорожников? — Мне кажется, выбор этот не случаен. Сейчас, когда все советские люди готовятся отметить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, богатые традиции советского народа занимают особое место в героико-патриотическом воспитании трудящихся, и прежде всего молодежи. Минск связан с историей Коммунистической партии Советского Союза. Здесь в марте 1898 года состоялся I съезд РСДРП. Неувядаемой славой покрыл себя белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. На территории Белоруссии действовали тысячи партизанских отрядов, бригады и соединения. В их рядах против фашистских захватчиков боролось около четырехсот тысяч народных мстителей. В июле 1969 года мы торжественно отметили 25-летие со дня освобождения Советской Армией Белоруссии от питлеровоких оккупантов. По всей республике открыты музеи боевой славы советского народа, сооружены памятники, обелиски, возведены курганы бессмертия. В свободное от соревнований и тренировок время участники спартакиады знакомились с историческими достопримечательностями Белоруссии. Это, пожалуй, важное обстоятельство, почему наша республика стала хозяйкой спартакиады. Кроме того, мы имеем некоторый опыт организации таких крупных соревнований. В 1965 году в Белоруссии состоялось всесоюзное авторалли. По отзывам участников, они прошли хороню. — Расскажите, пожалуйста, о военно-технических видах спорта, включенных в программу спартакиады, об ее участниках. — В программу спартакиады были включены три вида автоспорта — многоборье, кросс, ралли. В многоборье входили фигурное вождение автомобиля, соревнования на экономию топлива и стрельба из малокалиберной винтовки. Участники кросса преодолевали 100 километров сильно пересеченной местности. При этом груз составлял 75 процентов грузоподъемности автомобиля. В авторалли за 42 часа гонщики прошли 2700 километров. Программа спартакиады была насыщенной, сложной, победить мог дружный, сплоченный, хорошо подготовленный коллектив. Исключительно сильный состав участников заранее предопределил острую спортивную борьбу буквально во всех заездах. Только в соревнованиях по военно-техническим видам спорта выступали 77 мастеров и кандидатов в мастера спорта, 92 перворазрядника. — Как проходила спартакиада? Кто стал ее победителем? — В основном спортивная борьба разгорелась между гонщиками Москвы, Ленинграда, прибалтийских республик, Украины и Белоруссии. Большой интерес вызвали ралли. На трассу выехали 42 экипажа «Волг» и «Москвичей». Наше министерство учредило специальный приз для победителей — модель гоночного автомобиля. Силы лидеров оказались настолько равными, что до последней минуты нельзя было предугадать, кому достанется приз. Мне приятно отметить, что его завоевали белорусские автомобилисты. Из пяти призовых мест три принадлежат нашим гонщикам. Успех белорусских гонщиков не случаен. Они шли к нему долгим и трудным путем. Участвуя в различных соревнованиях, наши раллисты приобретали ценный опыт. В 1967 году команда Белоруссии победила в авторалли «Украина». Дважды она занимала второе место во всесоюзных ралли. В соревнованиях по автомногоборью первые три места заняли команды Эстонии, РСФСР и Украины. Наши спортсмены были четвертыми. В автомобильном кроссе сильнейшими оказались представители Украины, следом за ними идут спортсмены Литвы и Казахстана. Победителями спартакиады в общекомандном зачете стали автомобилисты Украины. Второе место у команды РСФСР, а на третьем — москвичи. Белорусские спортсмены вышли на четвертое. На пятом — представители Казахстана. — Как Вы оцениваете общие итоги спартакиады? — В целом спартакиада автомооилистов и дорожников явилась хорошей репетицией перед Всесоюзной спартакиадой по военно-техническим видам опорта, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Соревнования прошли на высоком спортивном уровне. Вместе с тем итоги спартакиады вызывают размышления о судьбе нашего автомобильного спорта, о путях его дальнейшего развития. Может быть, мое суждение будет сугубо личным, но постараюсь его обосновать. Ведь это не секрет, что основными «поставщиками» спортсменов высокого класса являются автотранспортные предприятия. Всеми силами мы популяризируем и развиваем автоспорт в хозяйствах министерства, исходя из того, что автоспорт — важное средство повышения квалификации шоферов. «Хороший спортсмен — отличный водитель!» — именно под таким девизом ведется пропаганда автоспорта. Из года в год все больше шоферов изъявляют желание заниматься тем или иным видом автомобильных соревнований. Но что можно им предложить? В лучшем случае — все ту же «фипурку», «экономию топлива». Правда, есть еще и такой увлекательный вид соревнований, как ралли, в которых можно стать мастером спорта. Однако при существующих сложных условиях проведения ралли в них могут стартовать только отдельные, наиболее сильные спортсмены. Они не под силу массе шоферов. В них откажутся участвовать и владельцы личных машин, на это у них не хватит ни мастерства, ни опыта, да и автомобиль пожалеют.12