ИтогиподведеныЗакончился чемпионат мира 1969 года по кольцевым мотогонкам, включавший двенадцать этапов. Приводим итоги первенства 3в каждом из классов. 50 см : 1. А. Ньето (Испания). «Дерби» — 76 очков; 2. А. Тоерсен (Голландия), «Крайдлер» — 75; 3. Б. Смит (Англия), «Дерби» — 69; 4. Я. де Фрис, «Крайдлер» — 64; 5. П. Лодевийкс (оба — Голландия), «Ямати» — 63; 6. Ж. Парлотти (Триест). «Томос» — 31. J 125 CM : 1. Д. Симмондс (Англия), «Кавасаки» — 90; 2. Д. Браун (ФРГ). «Сузуки» —- 59; 3. К. ван Донген (Голландия). «Сузуки» — 51; 4. К. Андерссон (Швеция), «Ямаха» — 36; 5. Г. Криванек (Австрия), «Ротакс» — 33: 6. Г. Моллой (Новая Зеландия), «Бультако» — 29; последующие три места заняли Р. Манкевич (Польша), Л. Сабо (Венгрия) и Ф. Коляр (ГДР), выступавшие на машинах «МЦет». 3 250 см : 1. К. Каррутерс (Австралия). «Бенелли» — 89; 2. К. Андерссон (Швеция), «Ямаха» — 84; 3. С. Эрреро (Испания), «Осса» — 83; 4. Р. Пазолини (Италия), «Бенелли» — 45; 5. Р. Гульд (Австралия), «Ямаха» — 44; 6. Б. Янссон (Швеция), «Кавасаки» — 37, Гонщик ГДР Г. Роснер («МЦет») был седьмым. 350 смЗ; 1. Д. Агостини, «МВ-Агуста» — 90; 2. С. Грасетти. «Ява» — 47; 3. Д. Визенци (все — Италия), «Ямаха» — 46; 4. Г. Роснер (ГДР), «МЦет» — 38; 5. Р. Гульд (Австралия), «Ямаха» — 36: 6. Д. Финдлей (Австралия), «Бультако» — 34. Чехословацкие гонщики Б. Сташа и Ф. Счастный вышли соответственно на восьмое и девятое места. 3 500 ом : 1. Д. Агостини (Италия). «МВ-Агуста» — 105; 2. Д. Маршовский (Швейцария), «Линто» — 47; 3. Г. Наш «Нортон» — 45; 4. Б. Нельсон. «Ханнапатон» — 42; 5. А. Барнетт, «Кирби-метисс» — 32; 6. С. Эллис (все—Англия), «Линто» 326. 500 см с коляской: 1. К. Эндерс и Р. Энгельгард, БМВ — 60, 2. Г. Фат и В. Калауш, УРС — 55; 3. Г. Ауэрбахер и Г. Гаан. БМВ — 40; 4. Ф. Линнарц и Р. Кюнемунд, БМВ — 38; 5. 3. Шауцу и X. Шнайдер. БМВ — 38; 6. А. Бучер и И. Хубер (все — ФРГ), БМВ — 34. В зачете заводов места распределились так: 50 см 3 : 1. «Дерби»; 2. «Крайдлер»: 3. «Ямати». 125 см3: 1. «Кавасаки»; 2. «Сузуки»: 3. «МЦет». 250 см3: 1. «Бенелли»; 2. «Ямаха»; 3. «Осса». 350 см': 1. «МВАгуста»: 2. «Ямаха»; 3. «Ява». 500 см3: 1. «МВ-Агуста»; 2. «Линто»; 3. «Ханна-патон». 500 см3 с ноляской: 1 БМВ; 2. УРС. .КТО ВОЗЫШСН эМОТОРЫ «УФА»Зимой 1965 года на освободившемся к вечеру ледяном трекеуфимского стадиона «Строитель» впервые раздался громкий голос рожденного на местном моторостроительном заводе мотоциклетного двигателя «Уфа». Установленный на специальном мотоцикле для гонок по льду, он показал обнадеживающие результаты. Новый мотор разработало общественное конструкторское бюров составе А. Быстрова, Л . Ж игулева , В. К узьмина , Ю. К урчавогои В. Пахалова спомощьюспециалистов ВНИИМотопрома .из г. Серп ухова . Первые образцы «Уфы» были сделаны вдвухвариантах : рабочим объемом 498 и 348 смЗ. По конструкцииони однотипны: четырехтактный одноцил индровый мотор, привод верхних клапанов — н ороткиетолкающиештанги . В отличие от известных моторов «Ява-ЭСО» здесь примененодвухискро вое (две свечи на цилиндр) з ажигание (от магнето или батарейное). Кроме того , « п ятисотка » сделана не короткоходной , а «квадратной» — диаметр цилиндра и ход поршняу нее — 86X86 мм . При степени сжатия 14 (топливом служит метанол) двигатель развивает мощность 50 л. с. п рч 7000 об/мин. Вариант «Уфы» класса 350 см3 , наоборот, сделан довольно коротноходным (86X60 мм) и развивает максимальнуюмощность 30 л. с. п ри более высоком числе оборотов — 7500 вминуту . Степень сжатияэтого мотора равна 10, и работает он на бензине А-95. Сейчас доводка двигателей закончена . У фимскийгонщик мастер спорта Н. Чернов, в ыступая на мотоциклес новым мот ором , в чемпионатах СССР по мотогонк ам на льду (класс 350 смЗ) д важды (в 1967 и 1968 гг.) одержал победы иодин раз (в 1969 году) занял второе место. Т акие двигатели очень нужнынашиммотогонщикам , однако дальше опытных образцов дело пока не пошло . Завод, который возьмется изготовить партию в несколько сотен штук таких моторов для клубов, окажет большую услугу нашему спорту.ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 22. П равильные ответы — 3, 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20, 26. I. Разметка' проезжей части улиц и дорог помогает регулировать движение транспорта (ст. 173). II. Если знаки и линии разметки по смыслу противоречат друг другу, надо выполнять требования знаков (ст. 175). III. Перестроение из ряда в ряд ограничивают сплошные разделительные линии, а разворачиваться можно только через прерывистую осевую линию (ст. 173,1,111)'. IV. Р азличить эти две разметки легко: .разделительная линия белого цвета, а зоны стоянки — желтого (ст. 174). V. Неправильно остановился водитель грузовика: на рисунке изображена «линия запрещения остановки», которая не распространяет свое действие лишь на водителей маршрутного транспорта общего пользования (ст. 173. XV). VI. Если в обозначенных рядах нет «направляющих стрел» (при отсутствии указателя), из крайних рядов можно двигаться и прямо (ст. 41). VII. Правильный путь выбрал водитель автомобиля: по «посадочной площадке» движение запрещено, даже если на ней нет пассажиров (ст. 173, V). VIII. Ошибка — в квадрате 26: «резервная зона» обозначается сплошными линиями (ст. 173, IV).Первенство мира по нартингуЧемпионом мира 1969 года стал бельгийский гонщик Ф. Гольдштейн. выигр авший все три этапа (в Швейцарии, Англии, Франции).Памяти товарищаУмер Артур Павлович Вренцие. Это имя было хорошо известно каждому раллисту, каждому автоспортсмену-досаафовцу. Один из пионеров ралли, непременный их участник, А. П. Бренцис приложил немало сил, чтобы этот вид автомобильных соревнований получил права гражданства. Ему было нелегко — сказывалось тяжелое ранение, полученное на фронте в годы Отечественной войны, но любовь к спорту была сильнее. Он стартовал в первых всесоюзных ралли 1957 года, не раз выступал в чемпионатах страны, международных встречах, был тренером в Московском автомотоклубе ДОСААФ, вел большую общественную работу. В 1962 году Артур Бренцис выиграл золотую медаль чемпиона страны. За свои спортивные успехи он одним из первых раллистов был удостоен звания мастера спорта СССР. Светлая память об Артуре Павловиче Бренцисе навсегда сохранится в сердцах спортсменов и любителей автоспорта. На первой страницеобложки — фото В. Ш иршова . Главный редактор И. И- АДАБАШЕВ. Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ. Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, И. М. ГОБЕРМАН, А. М. КОРМИЛИЦЫН, Л. В. КОСТКИН, Б.П.ЛОГИНОВ, Д.В.ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС (ответственный секретарь], В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (заместитель главного редактора), Б. Ф. ТРАММ, А. М. ФЕДОТОВ, А. М. ХЛЕБНИКОВ, Л. М. ШУГУРОВ. Оформление Г. Ю. Дубман и Н. [П. Б урлака . К орректор8 . В. Н икольская .ВетеранысдаютпозицииЧемпионат мира 1969 года по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 1 финишировал. Приводим результаты последних пяти этапов и общие итоги. VIII этап. Монца (Италия): 1. Д. Стюарт, средняя скорость — 236,5 км/час; 2. И. Риндт; 3. Ж. Бельтуаз; 4. Б. Мак-Ларен; 5. П. Каридж; 6. П. Родригес. IX этап. Моспорт (Канада): 1. Ж. Икс — 181.4 км/час; 2. Д. Брэбхэм; 3. И. Риндт: 4. Ж. Бельтуаз; 5. Б. Мак-Ларен. X этап. Уоткинс Глен (США): .1. И. Риндт — 203.4 км/час; 2. П. Каридж; 3. Д. Сертисс; 4. Д. Брэбхэм; 5. П. Родригес; 6. С. Мозер. XI этап. Магдалене Михука (Мексика): 1. д. Хьюм; 2. Ж. Икс; 3. Д. Брэбхэм; 4. Д. Стюарт; 5. Ж. Бельтуаз; 6. Д. Оливер. Сумма очков: 1. Д. Стюарт (Англия), «Матра-Форд-МС80» — 63; 2. Ж. Икс (Бельгия). «Брэбхэм-Форд-БТ26» — 37: 3. Б. Мак-Ларен (Новая Зеландия), «МакЛарен-Форд-М7А» — 26; 4. И. Риндт (Австрия), «Лотос-Форд-49Б» —22; 5. Ж. Бель туаз (Франция), «Матра-Форд-МС80» — 21; 6. Д. Хьюм (Новая Зеландия), «МакЛарен-Форд-М7К» — 20. В минувшем первенстве менее удачно выступили чемпионы прошлых лет Г. Хилл. Д. Брэбхэм и Д. Сертисс. которые заняли седьмое. десятое и одиннадцатое места.Адрес редакции: Москва, К-92, ул. Сретенка, 26/1. Телефоны: отдел науки и техники — 221-94-67; отдел обучения и воспитания — 295-92-71; отделы безопасности движения и обслуживания; спорта, туризма и массовой работы — 228-71-21; отдел писем и консультаций — 221-62-34; отдел оформления — 223-37-72. Рукописи не возвращаются. Сдано в произв. 20.10.1969 Подп. в печ. 20.11.69 Бум. 60X90%. 2,25 бум. л. = 4 печ. л. Цена 30 коп. Тираж 2590000 экз. Зак. 972 Г. 60666 издательстваНабрано в 3-й типографии Воениздата. Отпечатано в типографии ЦК КП Белоруссии, г. Минск.