АВТОЭКСПЕДИЦИЯУ автомобильнойЗдравствуй, Ярославль!партыРодины'iapif.iliu5/ГоиьЯтти * * * * * Q ^Л Ш1ГСорок лет назад, чтобы рассказать о наших автозаводах, корреспонденту журнала потребовалось бы всего-навсего совершить путешествие из Москвы в Ярославль: 250 километров — несколько часов езды. Заводов было только два — АМО и Ярославский. Сегодня такая экспедиция заняла бы месяцы. Шутка ли — объехать двадцать два автомобильных завода! А сколько еще тех, что поставляют для них двигатели, амортизаторы, карбюраторы, различные приборы, — словом, комплектующие изделия. В эти дни, когда страна готовится достойно встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, мы знакомим читателей с нашими автозаводами — и теми, что были построены в годы первых пятилеток, и самыми молодыми, и теми, что еще будут. Но, видите — их столько, что сразу все не охватишь. Надо было сделать выбор. Из чего исходить? География нашей автомобильной промышленности под влиянием объективных экономических факторов сложилась так, что группа ведущих предприятий, и в их числе горьковский гигант, выросли на берегах Волги, которую теперь с полным основанием можно назвать автомобильной рекой. В определенном смысле это символично. Крупные волжские города — Ульяновск, Казань, Куйбышев — в нашем сознании связываются с именем, с жизнью и революционной борьбой Владимира Ильича Ленина. Основатель Коммунистической партии и Советского государства стоял иу истоков автомобилизации. Редакция, отряжая автомобильную экспедицию, назначила ей «волжский» маршрут. Пожелания, рукопожатия, шутки, и вот зашипел уже под колесами мокрый асфальт. На первых километрах въехали в первый дождь, обогнали его, выскочили на почти сухую дорогу и тут же попали под другую тучу. На спидометре — 100—110 км/час. С такой скоростью уносятся куда-то назад Загорск, и Ростов-Ярославский, и вторая туча, встречная «полуторка» с забытыми угловатыми формами. К вечеру возникает у дороги щит: медведь с секирой. В Ярославле, одном из старейших городов Руси — остановка. Здесь второй по «возрасту» наш автозавод. Теперь он называется ЯМЗ — Ярославский ордена Ленина моторный завод. Итак, Ярославский моторный. С продукцией его автомобилисты хорошо знакомы. На этот раз нас интересует мозг завода — конструкторско-экспериментальная служба. Она ведет начало от нескольких энтузиастов, создавших сорок четыре года назад первые отечественные «трехтонки» Я-3. Группу экспериментального цеха, образованную в военные годы, составили восемь человек. В 1945 году 20 человек именовались КБ дизельных моторов. Сегодня одних только конструкторских отделов на заводе больше, чем инженеров в старом КБ. Отдел главного конструктора — одна из основных служб завода. Здесь создается все новое. Четырехэтажный корпус, лросторные лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием. Первое наше интервью — с В. Аршиновым. Мы просим заместителя главного конструктора СКБ рассказать о работах бюро. — Наше специализированное бюро по двигателям создано в 1957 году, — говорит Виктор Дмитриевич. — Завод > дает серийную продукцию, и одна из важнейших задач в работе бюро сегодня — повышение моторесурса двигателя. Каждому автомобилисту ясно, что это значит. С 1958 года он возрос вдвое. То есть, практически удалось как бы удвоить производство, не строя нового завода. Как это достигнуто? Доводкой конструкции, улучшением технологии. Это направление стало главным в работе всего завода. Еще одно направление — мощностные показатели. Средство их повышения — турбонаддув. Мы просим остановиться на подробностях. — Дело вот в чем. В обычном дизельном двигателе соотношение зарядов воздуха и топлива, подаваемых в цилиндр, таково, что для полного сгорания топлива на всех режимах воздух должен поступать в избытке и не целиком участвует в горении. Поэтому объем цилиндра используется хуже и литровая мощность ниже, чем в карбюраторном двигателе. Выход такой —• подавать воздух в цилиндр под давлением и соответственно увеличить дозу впрыскиваемого топлива. Это позволяет намного улучшить использование объема цилиндра, увеличивает удельную, а следовательно, и максимальную мощность дизеля на 25—30 процентов. На наших четырехтактных двигателях мы заставили работать «на 1наддув» отработавшие газы. Выходя с большой скоростью из цилиндра, газы попадают «а жароупорную крыльчатку турбины и «раскручивают» ее до 40 тысяч оборотов в минуту. При этом вторая крыльчатка — воздушный компрессор, — сидящая на одном валу с первой, но расположенная на впускном трубопроводе, создает давление воздуха на входе в цилиндр от 1,2 до 1,5 атмосферы. Чем больше обороты двигателя и, соответственно, подача топлива — тем больше давление наддува. Так удалось увеличить почти на треть Мощность наших моторов, при этом практически не меняя конструкции. Изменились только впускной и выпускной трубопроводы, на которых поставлены газовая турбина и нагнетатель. Понимаете, как это выгодно? Уже есть у нас 12-цилиндровый тракторный двигатель для «Кировца», сейчас такой же сделан для трактора «Харьков», разработано семейство быстроходных дизелей с воздушным охлаждением для ЗИЛа. Двигатели с горизонтальным расположением цилиндров спроектированы для автобусов. — Вы работаете не в одиночку? — Конечно. Мы ведем обширные исследования и разработки с сорока институтами, лабораториями, заводами,ЯРОСЛАВЛЬСентябрьским днем стартует салатового цвета «Москвич-412». В нем четверо — бригада «За рулем» — авторы этих строк, фотокорреспондент В. Ширшов и водитель-испытатель АЗЛК А. Шишков. Это первая большая экспедиция журнала. Впереди три тысячи километров дорог, которые должны привести нас в семь городов, на семь заводов.4 к онструкторскимибюро страны. В од ­ н ом только Ярославле четыре института занято проблемой резиновых сме ­ сей для сальников. Казалось бы, что такое сальник? А это целая техническая проблема . П остоянные деловые контакты у нас с ведущими научно-исследовательскими институтами автотракторостроения — Н АМИ , ЦНИИТА, Н АТИ . ...Светлые комнатыконструкторскогобюро . Так и хочется назвать егомоло ­ д ежным . Это чувствуешь, д аже не глядя на лица, склонившиеся над кульманами. П риколотыекнопкамис обратной стороны чертежных досок портрет Эйнштейна, карта туристских маршрутов, п рограммы ярославских театров соседствуют с фотографиями гоночных автомобилей. На этих чертежных досках покаещехаотическим для по ­ с тороннего взгляда набором линий и штрихов проступают на кальке и ватмане черты новых двигателей. Здесь можно увидеть дизель для будущегоза ­ вода тяжелых грузовиков . Начальник отдела Михаил Васильевич Ершов рассказывает нам, чего хо ­ тят конструкторы от нового мотора. П режде всего — значительного сокра ­ щения веса. Задача сложная — двигатель должен быть в то жевремяимощным , и выносливым. Но тем не ме ­ нее, о н не столь массивен, к акегопредшественники — в сравнении, скаж ем , с нынешним ЯМЗ-236 он легче на 200 слишнимкилограммов . И это примощности 210 л. с. К роме двигателей, тут проектируютеще сцепления икоробкипередач . Их также выпускает Ярославский завод. Теперь мыобращаемсяк заместител ю главного конструктора по коробкампередачисцеплениям В. Зеленову. — Д ля семейства шести-, в осьми - и двенэдцатицилиндровых двигателей у нас есть четыре модификации сцепления, восемь вариантов коробокпере ­ дач. К омбинируя все эти узлы, м ыпо ­ л учаемширокуюгамму силовых агре ­ гатов, к оторые устанавливаются на раз ­ личных моделях Минского, Могилевского, Кременчугского, Белорусского автозаводов. Т акимобразом , к онструкторов Яросл авскогомоторногоможно причислить к отряду создателей более чемтри ­ дцати модификаций машин. Ярослзвцы этим заслуженно гордят ­ ся. Чувствуется гордость ив словах Зе ленова, о дного из старейших работников завода. Отдел главного конструктора — это не только новые идеи, ч ертежные доски инахмуренные лбы конструкторов .Ленинв наших помыслах и делах.ШшШшшшшшштЙг"]Это также станки экспериментального цеха, д иковинные детали опытных мо ­ торов, испытательные стенды, п риборы и, к онечно , испытатели. Испытатель иконструктор работают вместе, дополняя другдруга . — М ыстремимся , о днако , не кто ­ му, чтобы оба они думали одинаково, — говорит нам Евгений Петрович Славов, заместитель начальника экспериментального цеха, — а к тому, чтобы у них вырабатывалась общая точка зрения на конструкцию . Иначе нет де ­ ла. В то жевремя истина не родится, если не будет споров . И если кто-то ко ­ го-то «ведет», м ыужебеспокоимся . Л аборатории цеха разнообразныи приспособлены для всех видов испытаний. Самая большая — электрических методов измерений . И почти вкаждой из них не только испытывают, но и сами делают для этого приборы . Часто уникальные. Здесь работают выпускники вузов Горького , Харькова, М осквы , Л енингра ­ да, Львова. Это старая гвардия. За по ­ следние годы пришли «свои» — из Ярославского технологического института. Руководители завода и цеха сами дер ­ жат поднаблюдениембудущих специалистов, еще на стадии обучения. Студенты проходят в экспериментальном цехе практикуи делают на заводе дипломныепроекты — кафедра доверяет. Д аи есть кому доверять. В КБ и цехах работают опытные инжене ­ р ы , аспиранты, кандидаты наук, н еко ­ т орые из них преподаютвтомжеин ­ ституте. Не из каждого получается испытатель. Тут нужно стремление к анализу, и нже ­ н ерноелюбопытство : почему? Как? Бывают иошибки . А у настоящего испытателя есть и свои... к апризы . Требуется такт иуменьев работе с этой «нежной» р азновидностью специалистов. — Ш кодин Иван Петрович, — один из самых способных наших испытателей. Как говорят, болен этим. Готов без конца все переделывать. С ам изобретает разные стенды, использует все — и воду, и воздух. П окамыидем по цеху, Евгений Петро ­ вич ещемного успевает рассказать нам об этих увлеченных людях, к числу которыхи сам относится. О настоящих мастерах своего дела — о В. Зайцеве, В. С орокине , В. Г ориковском . ...В одной из лабораторий испытатели обсуждают поломку головки блока. Все возбуждены — только что обнару ­ жилась истинная причина возникновения трещины. Прогноз Зои Афиногеновны Павловой опять подтвердился. О на — старейший инженер-испытатель, на ее плечах группа дефектов . Ее мы видели везде. 3 . А. Павлова «проводит» деталь через все стенды, пока вот так, к ак сеНа фото слева направо: «Пожалуй, шестерни лучше подвинуть чуть вправо, и этот валик здесь преспокойно разместится», — говорит руководитель группы дизелистов И. С. Посталюк. В лаборатории экспериментального цеха Владимир Артемьев испытывает на разрыв шатуны. Сто тысяч почему мучили 3. А. Павлову, но, кажется, теперь причина поломки наконец ясна. гу. График строг. Надо ещемногоуви ­ деть. Из руквруки переходит дорожный атлас. На странице Поволжья — наш маршрут . У знаёму водителя встречногогрузовика , г деповорот на Кинешму . В ы ­ ясняется, что наша дорога совпадает с недавним маршрутом раллистов. М ожноим посочувствовать. Б улыжник сменяется грейдероми выбитым асфальтом. Д о ­ р ога нелегкая. Только к вечеру добира ­ емся до цели.День и ночь на строительной площадке в Кинешме кипит работа (фото слева). И вот уже поднялся один из корпусов филиала автозавода имени Ленинского комсомола (нижний снимок). Фото В. ШиршоваКИНЕШМА...Маленький городок на берегу Волги, с узкими , к рутыми от берега улицам иицерквями . На некоторых улицах можно , ничего не меняя , снимать фильмы из жизни русской провинции хотите восемнадцатого , хотите девятнадцатого века. А вот — новая площадь, с овре ­ м енныедома . Стоит выехать немного за черту города , к аквы увидите большуюстроительнуюплощадку . На по ­ вороте указатель — «Филиал АЗЛК » . В первых жекорпусах , что возведены на недавнем пустыре и на месте деревень ­ к и , чувствуется масштаб промышленнойстройки , И рядом начинается город — м икрорайон из пятиэтажных домов . Это новая Кинешма , ее будущее . Здесь стро ­ ится филиал столичного автозавода. Первая очередь — литейный цех и главный корпус . Тут сосредоточатся ин ­ струментальное производство , р емонт ­ ная база, изготовление деталей и узлов тормознойсистемы , автоматный цех. 'В ближайшиегодыбудутпостроеныкузнечный цех ивторой главный корпуссмехано - с борочным , п роизводством . Отс юда на комплектацию для основногоза ­ вода ив запчасти начнут поступать уз ­ лы переднейподвески , к оробкипере ­ дач, к арданные валы, у злызаднегомо ­ ста ирулевого управления, арматура кузова (стеклоподъемники, дверные замки , различные пружины ) . В цехах этой, в торойочереди строительства бу ­ дет использоваться для изготовления де ­ талей фторопластовая лента. П родукция отсюда пойдет не только на АЗЛК . Почему именно в Кинешме решил АЗЛК строить свой филиал? П омимогео ­ г рафического удобства — завод-то бу ­ дет связан со столицей дешевым водн ымпутем — были идругиесоображе ­ ния. — Наш город возлагает на это строи ­ тельство большие надежды , — г овори ­ ли нам тгоркомепартии . — Т екстильноепроизводство — на нем заняты воснов -н омженщины . С пуском завода решается сложнаядемографическаяпробле ­ ма — д испропорциимужскогоижен ­ с кого населения. Э то стройка номер одинв Ивановской области. Итак, с тройка , н еобходимая для автомобильной промышленности и для города. А ЗЛКуже позаботился о кадрах. Многие будущие автомобилестроители Кинешмы , п окасооружается филиал, р а ­ ботают на московскомзаводе . — С тройка трудная, — рассказывает нам Александра Ивановна Лобанова, парторг. — Грунт у нас тяжелый . Л омо ­ вая глина — л омом ее не возьмешь. Ну, это так, считайте, в шутку. З десь , к о ­ нечно, не ломамиорудуют , а машинами. Работа идет, и многоеуже сделано. — Э томы сейчас вглавномкорпу ­ се, — поясняет А. И. Л обанова . — П ока здесь только колонныи плиты. Будет — в семь пролетов цех. М ыстоим на месте третьего пролета. А журные переплеты современногоза ­ в одского здания. Строительство корпу ­ са задерживается . — Ч емможнопомочь стройке? Ведь нуждав запасных частях огромная . — Если бы на строительстве постоянно присутствовала комплексная группа представителей институтов, и меющих отн ошениекпроекту , дело пошлобыбы ­ стрее. Сейчас мытеряемвремя на то , чтобы скоординировать тот или другой вопрос. — П ри всех трудностях первая оче ­ редь будет сдана всрок , — заключает беседу главный инженер филиала А. П. Шайкин. М ыприводим эти слова длямного ­ численных владельцев «Москвичей». З а ­ пасных частей к их машинам пока, к ак известно, не хватает. Но спрос на них будет удовлетворяться, к ак только вступит встрой филиал АЗЛК . А. БРОДСКИЙ, Н. СЕМИНА, с пецкоры «За рулем» Москва — Ярославль — Кинешма№Шз£*г одня , не выявит происхожденияполом ­ ки. — Сломалось там , г дебыла течь. К акмыи думали... — она показывает намде ­ таль. З ояАфиногеновна — р овесницаце ­ ха, пришла в день егооткрытияивме ­ сте сцехом отметила четверть века ра ­ боты. М ного опытных специалистов на Ярос лавскоммоторном . К огда - т о весь кол ­ лектив завода { э тобылиещемастер ­ ские) уместился на однойфотографии на фонемаленькогодеревянногодома . Она хранится взаводскоммузее . С егод ­ ня тысячи рабочих идут утромкпроход ­ н ой ЯМЗа. Завод гордитсясвоимилюдь ­ м и . Здесь трудилсяв 20-х годах первыйкомиссаркрейсера « А врора » в . Белышев, трудятся и сейчас герои Отечественной войныН . М . К орнев , Н . К. Иванов, л юди их поколения . Н е хотелось уезжать из Ярославля. Но редакционное задание зовет нас вдоро ­