25
26
УДАЛЯЕМ НАКИПЬПроходит несколько лет, и двигатель вашего автомобиля начинает заметно перегреваться. На стенках водяной рубашки блока, бачков и трубок радиатора отложилась накипь — соли кальция и магния, ухудшился отвод тепла от цилиндров. В зависимости от «жесткости» воды, температурного режима и того, как часто вы доливаете воду, этот процесс идет быстрее или медленнее, но в общем неизбежен. Как бороться с накипью? Удаление ее щелочными или кислотными растворами требует особой осторожности, так как эти составы опасны для здоровья, разрушают ткани, да и для материалов двигателя (алюминиевая головка, резиновые шланги, медь и припои радиатора и т. п.) не безвредны. Предлагаем безопасный и надежный способ очистки системы охлаждения от накипи. Вместо воды заполните систему молочной сывороткой (продукт отхода на любом молокозаводе, стоящий около 0,3 копейки за литр). С такой «охлаждающей жидкостью» нормально эксплуатируйте автомобиль два-три дня, после чего слейте ее и промойте систему чистой водой. Молочная кислота, которая в слабой концентрации присутствует в сыворотке, растворяет составляющие накипи СаСОз и MgCOa, не оказывая никакого вредного воздействия на металл или резину. Способ проверен уже более чем на десятке различных автомобилей. Результат — заметное увеличение емкости системы и улучшение охлаждения. Кроме того, этот способ подкупает простотой и гарантирует от засорения трубок радиатора или сливных краников отслоившимися частицами накипи, так как она от сыворотки не разрыхляется, а растворяется в ней. А. КИРОВ, Л. БУШЕВ Куйбышевская область, г. Кинелъ, пос. СХИ, ул. Спортивная, 2, кв. 6 (А. Киров)целесообразно. Не обязательно, конечно, искать именно молочную сыворотку. Подойдет и техническая молочная кислота, Надо взять ее 600 ги растворить в 10 л воды. Раствор готов — заливайте его в систему на 2—3 часа.ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТВ журнале «За рулем» (1969 г., № 1) рассказывалось, как установить запасное колесо на ИЖе между мотоциклом и коляской. Предлагаю другой простой способ установки запасного колеса на мотоцикле «ИЖ-Юпитер» с коляской БП-64.Советы бывалыхКолесо в откинутом положении. Текстолитовую (или из плотной древесины) пластину толщиной 10 мм и размерами 300X450 мм крепим при помощи угольника и двух подвижных кронштейнов к декоративным накладкам багажника коляски (см. фото). Спереди она опирается на кронштейн, привернутый к спинке сиденья. Чтобы колесо плотно лежало на пластине, делаем в ней отверстие под выступающую часть ступицы. Для крепления служит болт с декоративной головкой. Р. НАГАЕВ Башкирская АССР, г. Сибай, пр. Горняков, 1, кв. 18рукава. А иной раз и обожжешься о горячий двигатель. Несложное приспособление позволяет мне без помех проворачивать рукоятку. Для этого я купил гибкую тягу в оболочке, вроде тех. которые применяются для ручного управления воздушной и дроссельной заслонками карбюратора. Длина тяги около 750 мм. На одном из ее концов укрепил кнопку с направляющей трубкой. В верхней панели облицовки радиатора ив его боковом щите просверлил отверстия по диаметру тяги, продел ее через них и закрепил конец с кнопкой на панели. Лучшее место для этого — на уровне верха левого окна звукового сигнала, миллиметров на 30 правее его. Противоположный конец оболочки тяги я вставил в скобу (наподобие той, которая стоит для этой цели на карбюраторе). Прикрепил скобу винтами по металлу к продольному коробчатому профилю рамы в 100—150 мм от фильтра грубой очистки. В рукоятке фильтра просверлил отверстие и. отведя ее в крайнее положение назад, закрепил тягу на рукоятке болтиком. После этого закрепил оболочку на скобе. Чтобы очистить фильтр, достаточно несколько раз вытянуть кнопку, преодолевая сопротивление пружины. Обратно она утапливается без усилия. Такие же неудобства, как с фильтром, возникают, когда нужно подкачать вручную топливо в карбюратор. Я привязал к рычагу ручной подкачки бензонасоса гибкий провод диаметром около 2 мм и длиной около 600 мм. В рычаге, как будто специально для этого, сделаны два отверстия. Одно — для оттяжной пружины, а второе • для того, чтобы привя— зать провод или тросик. Свободный конец этой своеобразной тяги я прикрепил к кронштейну так, чтобы она висела свободно, не мешая работе насоса. Теперь для подкачки нужно только несколько раз потянуть за провод. В. КОЛОГНОМОСОт редакции. Специалисты Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), к которым мы обратились с просьбой прокомментировать это предложение, дали такой ответ. Способ очистки системы охлаждения автомобиля от накипи при помощи молочной кислоты известен давно. Если есть возможность, этот метод применятьСТАЛО УДОБНЕЕНесколько простых операций входят в ежедневное обслуживание автомобиля. Одну из них — проворачивание пластинчатого фильтра грубой очистки масла в конце дня на «Волге» довольно редко удается проделать, не запачкав руки илиг. Москва, К-9, ул. Станкевича, 9, кв. 3ПЕРЕДАЧА ВКЛЮЧАЕТСЯ ВНОВЬПосле пробега около 90 тысяч километров на моем «Запорожце» модели «965» задняя передача стала включаться с трудом. Дело оказалось в износе контактных поверхностей деталей, соединяющих рычаг переключения с ползуном коробки. Для этого узла я изготовил новые детали (см. рисунок). Дополнительная шайба 4 компенсирует износ поверхности ползуна и предохранит его от дальнейшего износа. Чтобы защитить трущиеся детали от попадания грязи и воды, их можно закрыть куском велосипедной камеры. Теперь узел работает надежно. Б. САМОРОДСКИХ Москва, Ж-125, Саратовская, 10, стр. 2, кв. 19Узел соединения планки с ползуном (разрез) и его детали: 1 — болт (сталь 35, HRC-30-—40); 2 — втулка (сталь 40Х, HRC-33 —42); 3 — соединительная планка (сталь 45. HRC-30—40); 4 — шайба (сталь 40Х, HRC-35—42); 5 — гайка (сталь 45); В — шплинт. ЛЕГЧЕ ИЗГОТОВИТЬРазбирать амортизаторы «Москвича» моделей от «402» до «412» приходится не часто. Но когда разборка необходима, вам не обойтись без специального ключа для гайки резервуара амортизатора. В книгах по ремонту «Москвичей» дается чертеж этого нужного приспособления (рис. 1). Предлагаю упростить его конструкцию.ся ненадежный, зачастую его нет, а водитель, не зная этого, крутит ручку впустую. Советую изготовить удобную и надежную легкосъемную перемычку для контактов катушки. Возьмите два приборных зажима типа «крокодил». Они продаются в магазинах радиодеталей. Зажимы нужно соединить (спаять) отрезком изолированного многожильного провода длиной 50—80 мм (см. фото). Такое несложное приспособление избавит вас от поисков подходящего проводника, гарантирует надежное замыкание клемм катушки и поможет пускать двигатель рукояткой.А. ПОЛОВИНКИНКрасноярск-126, ул. Свердлова, 40, кв. 8ТАК ПРОЩЕДля замены неисправного контакта лампы указателя нейтрали в коробке передач некоторые владельцы «ИЖ-Юпитера» разъединяют половины картера и разбирают коробку. Это большая, а главное, ненужная работа. Я заменил вышедший из строя контакт старой конструкции новым — более надежным и долговечным, воспользовавшись менее сложным способом. Сначала сливаем масло из картераи осторожно, чтобы не повредить прокладку, снимаем левую его крышку. После демонтажа ведущей звездочки, сцепления и пускового механизма открывается доступ к контакту нейтрали через окно в картере. Чтобы при замене не уронить контакт в картер, следует привязать его бечевкой. Контакт легко надевается на ось, если его развернуть по часовой стрелке, растянув немного пружину. В. БОГДАНОВ Свердловская область, г. Серов, ул. Энергетиков, 18, кв. 8Р ис . 1. водом.Ключ,рекомендованныйза-Р н с. 2. Предлагаемый ключ.•пz==z*щ£ZTS\ь^цо» |_Т К|Уусtv L5^ L^2JiiЧ *БЛ-«"О«МЫаУ%.мша мим*4QемЕсли расположить штыри специального ключа по его оси, инструмент станет меньше, легче и значительно прощев изготовлении (рис. 2). В эксплуатации такой ключ не уступает рекомендованному заводом. В. ХАБАРОВ Московская область, г. Жуковский, ул. Гагарина, 33, кв. 36РЕМОНТИРУЕМ РЕГУЛЯТОРНа автомобиле «Запорожец» модели «965» за тепловым режимом двигателя «следит» автоматический регулятор, который установлен вкрышке моторного отсека. На моей машине этот агрегат вышел из строя — в термостате образовалось маленькое отверстие, и через него вылилась жидкость. Рекомендую для такого случая простой и достаточно надежный способ восстановить работоспособность прибора. Наполните термостат при помощи медицинского шприца спиртом-ректификатом. Сожмите термостат, чтобы удалить из него воздух и лишний спирт, и, не отпуская сжатый баллон, запаяйте отверстие, которое вывело термостат из строя. Вот уже больше года работает на моей машине восстановленный таким образом регулятор температуры двигателя. Ю. МАТЕВОСЯН Ереван-56, Н. Норк, 4-я улица, 2-й тупик, 4, кв. 1777777/?, .Y////A *205 .<2(Н«ИТАТЬ}-103D 04DПОМОГАЮТ «КРОКОДИЛЫ»Зимой частенько приходится пускать двигатель заводной рукояткой. В этом случае необходимо замкнуть контакты ВК и ВКБ катушки высокого напряжения — «закоротить» ее дополнительное сопротивление. Водители пользуются для этого всевозможными случайными проводниками. В ход идут отвертки, мелкие гаечные ключи, гвозди, куски провода и тому подобное. Контакт получает-Крепление антенны: 1 — антенна; 2 — специальная гайка; 3 — шайба из плотной резины; 4 — шайба из пористой резины; 5 — шайба из дюралюминия; 6 — гайка: 7 — кузов. нул. Установил и окончательно закрепил антенну в нижней точке крепления. Гайку 2я сделал из нержавеющей стали и отполировал наружную ее часть. шайбу 5и гайку 6 выточил из дюралюминия. В. ПЕТРОВ г. Калининград-5, ул. Дзержинского, 13/2, кв. 37НАДЕЖНЕЕ И КРАСИВЕЕКак только не защищают автолюбители антенны радиоприемников своих машин! Иногда все же увидишь торчащий из гнезда обломок телескопической антенны. На «Москвиче-408» антенна скрыта специальной пластмассовой гайкой и не вытаскивается снаружи. Но гайка сравнительно легко отворачивается просто рукой, и все ее преимущества идут насмарку. Я защитил антенну так. Снял пластмассовую гайку, плоскую металлическую гайку и большую шайбу. Вынул антенну. Развернул отверстие в кузове до диаметра 20,5 мм. Предварительно изготовил специальную гайку 2, шайбу 5и гайку 6 (см. рисунок). На антенну надел гайку 6, шайбу 5и прокладку из пористой резины 4. Вставил все это снизу в отверстие кузова. Сверху на резьбовую часть корпуса антенны надел шайбу 3 из плотной резины (из комплекта антенны) и навернул гайку 2. Прижал сверху рукой и навернул изнутри кузова на наружную резьбу гайки 2 гайку 6. Затя-ЕСЛИ НЕТ НОВОГО ПОРШНЯС износом поршней гидравлического амортизатора мотоцикла ухудшается их работа и появляется характерный стук. Если нет нового поршня, можно восстановить старый, облудив его рабочие поверхности оловянно-свинцовым припоем (ПОС) при помощи «паяльной» кислоты. Излишки припоя сначала снимаем напильником, а затем они срезаются трубами, в которые вставляем поршни. После непродолжительного вращения поршни приобретают нужный диаметр. Несмотря на то, что припой — материал мягкий, поршни изнашиваются очень мало. После 5000 км пробега на моем мотоцикле амортизаторы работают хорошо. Н. МЕДВЕДЕВ Астраханская область, г. Ахтубинск-6, ул. Зеленая, 6, кв. 49[ 1Советы бывалых1 i26