В ближайшем будущем резко увеличится выпуск легковых машин. За руль сядут новые сотни тысяч водителей. Мы должны научить их грамотной эксплуатации машины, искусству безаварийной езды. И тут не последнее слово, мне думается, принадлежит автоспорту, разнообразным соревнованиям, рассчитанным на широкие массы водителей. — Какими Вы хотели бы видеть эти соревнования? — Я бы рекомендовал многоборье, в которое могут войти фигурное вождение, состязания на знание правил движения, ралли, но не в том виде, в каком оно существует сейчас, а упрощенное — с дистанцией 300—400 километров и более низкими средними скоростями. Такие состязания должны быть рассчитаны на водителя средней квалификации с тем, чтобы опыт, полученный в соревнованиях, мог быть использован в повседневной работе. Очевидно, чтобы создать стимул, надо разработать нормативы спортивных разрядов для облегченных ралли. Уверен, многоборье такого рода получит широкую популярность ив автотранспортных предприятиях и среди любителей. Автоспорт станет массовым. Значительно возрастет и мастерство «среднего» автомобилиста. — Но Вы ничего не сказали об автокроссе... — Прямо скажу, я не в восторге от этих соревнований. Условия, в каких проводился кросс, не реальные. Даже во время войны по такому бездорожью не ездили. Вот почему мы слишком много ломаем машин. — В соревнования по автоспорту были введены военно-прикладные элементы. Что можно сказать об этой стороне спартакиады? — Каждый советский человек должен быть готовым с оружием в руках выступить на защиту Родины. Сегодняшний водитель такси, городского автобуса, грузовика завтра может сесть за руль боевой машины. Он должен не только безукоризненно знать вверенную ему технику, но и уметь метко стрелять, бросать гранату, ориентироваться на местности. Особенно это относится к юношам, которым предстоит воинская служба. Военно-прикладные элементы широко внедряются в автоспорт. В программу спартакиады, например, была включена стрельба из малокалиберной винтовки. Результаты, правда, оставляют желать лучшего. Очевидно, на. местах следует больше уделить внимания огневой подготовке автоспортсменов. Хотелось бы также, чтобы в программу соревнований были включены новые прикладные элементы. Например, это могли бы быть упражнения по замене и монтировке колеса, устранению каких-то неисправностей. У военных большое значение придается умению водить машину в составе автоколонны, ночью, с прицепом. Может быть, следует подумать о таком упражнении — езда в автоколонне с определенными интервалами и скоростью. Одним словом, здесь имеются неограниченные возможности.Древний Таллин с его средневековой архитектурой, живописными парками, узкими улицами не видел такого нашествия автомобилей. Сюда, в столицу Эстонии съехались сильнейшие спортсмены-автомобилисты Советского Союза, чтобы на дорогах республики разыграть первенство страны по ралли. Всего прибыло 106 экипажей из 11 союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Соревнования открылись в тире, где участники должны были продемонстрировать свое мастерство в стрельбе из малокалиберной винтовки. Все промахи, все потери, допущенные здесь, на огневом рубеже, спортсменам предстояло уже отыгрывать на трассе соревнований. Дорожные испытания начались, когда экипаж Р. Сильд — Т. Мяндве с единицей на передней двери автомобиля по сигналу судьи ушел на трассу первого круга. Спортсменам предстояло преодолеть около 3300 километров. Живописные дороги Эстонии стали ареной большого многоборья, в котором гонщикам, кроме дорожных соревнований (разделенных на 51 участок) с трудными режимами движения между пунктами контроля времени, нужно было пройти и 50 дополнительных состязаний, в том числе 34 специальных участка, стартовать в восьми линейных шоссейных гонках, гонке на ипподроме, слаломе и фигурном вождении.деров наших раллистов. В то же время между ними и массой спортсменов образовался своего рода вакуум. Это тревожит. Многие участники и их автомобили оказались недостаточно подготовленными к столь трудному экзамену. И вот результат: три медали — одна серебряная и две бронзовых остались неразыгранными. Случай беспрецедентный ив нем, нам думается, предстоит еще разобраться федерации и руководителям автоспорта на местах. Нельзя не отметить большую и полезную работу в развитии автомобильных ралли, которую ведет спортивная лаборатория Ижевского автопроизводства. Эта работа уже приносит плоды. Ижевцы не раз побеждали в ралли и вот теперь, на первенстве СССР, оба заводских экипажа успешно закончили соревнование и заняли в своем классе третье и четвертое места. А вот Горьковский автозавод ослабил спортивную работу и утратил свои былые позиции. Недостаточно активно занимаются спортом на Запорожском автомобильном и Мелитопольском моторном заводах, хотя там и существуют спортивные лаборатории. В связи с этим хочется несколько слов сказать о тех трудностях, которые испытывают автомобильные предприятия при комплектовании своих команд. КакТРИ НЕРАЗЫГРАННЫХ МЕДАЛИТри ночи итри дня не прекращалась упорная спортивная борьба. Дороги Эстонии с различным профилем и покрытием, часто довольно узкие и извилистые, сделали трассу ралли трудной, но интересной. Если добавить к этому, что средняя скорость дорожных соревнований составляла 72 км/час, а на отдельных этапах достигала 80 км/час, то станет ясным. что только высокие волевые качества, настойчивость и выносливость в сочетании с незаурядным мастерством и отличной подготовкой автомобиля могли привести к успеху. Трудности соревнований усугубила дождливая погода. Последняя ночь встретила участников непроглядным туманом. Росла усталость спортсменов, чувствовалась «утомленность» автомобилей, а режим ралли требовал все того же напряжения сил, все тех же высоких скоростей. Один за другим выбывали из соревнований участники. Часть из-за поломки автомобилей, других подвели водительские или штурманские ошибки, а порой и просто чрезмерная усталость. После второго круга на трассе продолжали гонку только 42 экипажа, а на финиш прибыло 23. Восемь из них были сняты, так как их опоздание на трассе дорожных соревнований превысило разрешенные 2 часа. Среди участников, получивших зачет в этих трудных соревнованиях, оказались, как и следовало ожидать, наиболее подготовленные. закаленные бойцы, имеющие опыт выступления во всесоюзных и международных ралли. Чемпионами страны заслуженно стали спортсмены из Москвы участники раллу-марафона ЛондонСидней Э. Лифшиц и В. Щавелев на автомобиле «Москвнч-412». На автомобилях «Москвич-408» победу одержали молодые эстонские спортсмены А. Каю и Ю. Тайм. В классе «Запорожцев» соревнования закончил только экипаж из Эстонии — Р. Сильд и Т. Мяндве. Свой титул чемпиона СССР (в классе «Волг») отстоял один из авторов этих заметок с молодым штурманом Е. Повилайгиеом. Соревнования закончены, спущен флаг. Впереди новый этап упорной работы спортсменов, новые искания и тренировки. подготовка к следующему спортивному сезону, к первенству СССР, которое явится одновременно финалом юбилейной спартакиады. В связи с этим считаем нужным высказать некоторые замечания и предложения, родившиеся на трассе ралли в Эстонии. Отрадно, что первенство СССР по сложности и насыщенности скоростными испытаниями не уступает уже крупным международным ралли, и в том числе тем соревнованиям, которые входят в чемпионат Европы. Растет мастерство лиизвестно, на наших чемпионатах существует зачет среди заводских коллективов. При этом выдвигается весьма сомнительное по своей правомерности требование — в заводскую команду должен входить только тот спортсмен, который работает на данном предприятии. Нам кажется необходимым изменить условия зачета заводской марки — разрешить предприятиям заявлять в свои команды любых гонщиков (естественно, при их согласии), выступающих на автомобилях этого завода. Спортивные лаборатории получат тогда возможность сконцентрировать усилия на подготовке автомобилей к ралли, а также на обслуживании «фирменных» гонщиков в ходе соревнований. Предлагаемая система дала бы возможность принять участие в чемпионате таким известным мастерам, к ак К. Гирдаускас, Ю. Козлов, В. Мясотс. В. Егоров, Е. Андреев, членам сборной команды страны, которые оказались без машин и не смогли выйти на старт первенства страны. Ведь это потеря для нашего автоспорта в целом. Л . ПОТАПЧИК, чемпион СССР по авторалли, К. СОЧНОВ, заместитель председателя комитета авторалли ФАС СССР Таллинг.Результаты соревнований Личный зачет. «Запорожец»: 1. Р. Сильц — Т. Мяндве (Эстонская СССР); «Мооивкч-408» " . 1 . А. Каю — Ю. Тайм (Эстонская ССР), 2. А. Ламин — В. Кроник (Москва); «Москвич-412»: 1. Э. Лифшиц — В. Щавелев (Москва), 2. Г. Хольм — X. Рюютель (Эстонская ССР), 3. С. Врундза — А. Брум (РСФСР); «Волга»: 1. Л. Потапчик — Е. Повилайтис (Литовская ССР). 2. А. Озолинь — А. Краваль, 3. У. Мадревиц — Б. Путане (все — Латвийская ССР). Абсолютный зачет: 1. Э. Лифшиц — В. Щавелев, 2. Г. Хольм — X. Рюютель, 3. Л. Потапчик — Е. Повилайтис. Командный зачет. Среди команд реепублин: 1. Эстонская ССР, 2. РСФСР, 3. Литовская ССР; среди команд ДСО и ведомств: 1. «Даугава». 2. «Жальгирис», 3. «Труд»; среди команд автомотоклубов: 1. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР; 2. 1-я команда автомотоклуба работников автотранспорта Латвийской ССР. 3. СТК «Темпо» Эстонской ССР; среди команд автозаводов: 1. Ижевское автопроизводство, 2. 1-я команда Московского автозавода имени Ленинского комсомола, 3. 2-я команда Московского атвозавода имени Ленинского комсомола.13