ность и позволяет Роберу проходить дистанцию, что называется, «с листа». Любому гонщику известно, что тщат ельнаяпредварительная подготовка к выполнению сложного приема всегда требует дополнительных физическихиморальных затрат. К тому же, сосред оточиваявнимание на предстоящем прыжке или крутом спуске, почти всегда упускаешьиз виду вопросы тактики . Потому-то, в ыполняяприемы очень эффектно, н ашигонщики проигрывают по времени лидерам чемпионата. Это свидетельствует не просто об отсутствии достаточного опыта. Видимо, дают знатьо себе тренерские проочеты. В погоне за «красивостью», чистотой стиля некоторые воспитатели забывают прививать юным гонщикам то, что им необходимо уметь в первую очередь — ездить рационально, экономно, быть выносливым, поддерживать скорость на любых сложных участкахтрассы от началаи до конца заезда. Трудно, конечно, дать молодым гонщикам готовые рецепты, к ак этот опыт приобрести, к ак быстрее повысить мастерство. С итуациявнашем мотокроссе сложилась довольно сложная . В недавнем прошломв каждом из классов машину нас были бесспорные лидеры. С кажем , в классе 250 смз все тянулисьза В. Арбакювым. Молодые гонщики, стремясь выиграть у чемпиона, п ривыкалик высоким скоростям, п еренимали все лучшееиз его технического арсенала, быстро прибавлялив своем мастерстве. Сейчас в сборной команде страны подобрались спортсмены, примерно равные по силам. Соревнуясь между собой по принципу «юегодня ты, а завтра я», они прогрессируют довольно медленно. И ужколь речь зашлао «домашних делах», с кажуонаших тренировочных сборах, которые ежегодно проводятся с наиболее перспективными гонщиками. Н а мой взгляд, н астоящей пользы от этих тренировок не будет до тех пор, п ока не появится на них здоровая конкуренция за право выступать в составе сборной команды . Принцип отбора должен быть справедливым — путевки в сборную вручать действительно сильнейшим на сегодняшний день. У частникичемпионатамира привез-ли с собой в Ленинград все лучшее, что достигнуто в области спортивного мотостроения. Вместе с хорошо известными нам чехословацкими мотоцикл ами «Чезет» и шведскими «Хускварна» м ожно было увидеть испанские «Бультако», английские АЖС, японские «Сузуки». Мощности двигателей всех машин увеличились, на некотор ыхпоявиласьэлектронная система заж игания . З аметны успехи заводов в стремлении какможно больше снизить вес мотоциклов. «Сузуки», например, весит всего около 85 килограммов и обладает отличной мощностью на низких оборотах двигателя. Третье место, занятое в чемпионате на этой машине шведским гонщиком О. Петерссоном, — свидетельство ее достоинств. Помнится, шесть лет назадяи некоторые мои товарищи по сборной команде стартовали в чемпионате мира на кроссовых «Ковровцах». Не скрою, было приятно втаких ответственных встречах выступать на отечественной технике. З атем эти машины иопытывались еще врядезарубежных соревнований ипоказывали порой неплохие результаты. Но вот прошли годы, и что-то не видно советских гонщ иков на многообещающих «Ковровц ах » . Обидно, что наши заводы не воспользовались удобным случаем проверить свои новые экспериментальные образцы. Вот вкратце те мысли, которые возникли уменя после чемпионата мира. К ак расценивать итоги участияв нем советских спортсменов? Не надо забывать, что в нашей сборной происходит процесс омоложения, который никогда не бывает безболезненным. С этих позиций результаты выступлений молодых советских гонщиков, на мой взгляд, вполне удовлетворительны. Стартуя по неполной программе, Влад имирКавинови Геннадий Моисеев попали в число десяти лучших кроссменов мира. Да, мотоциклетный Олимп и на этот раз остался непокоренным нашими спортсменами. Н о вершины, к ак известно, не покоряются только тем, кто их не штурмует. Ю. РОМАНОВ, мастер спорта СССР ЛенинградСоветские спортсмены на зарубежных трассахЗОЛОТОЙ ШЛЕМ У ГЕННАДИЯ КУРИЛЕНКОСезон международных встреч у мастеров спидвея ежегодно по традиции заканчивается в Чехословакии розыгрышем Золотого шлема. Эти соревнования, собирающие всегда лучших гонщиков мира, имеют богатую историю. Впервые они состоялись в 1929 году и проводились в течение последующих восьми лет. Затем врозыгрыше этого популярного приза наступил перерыв, вызванный второй мировой войной. В 1947 году соревнования были возобновлены ис тех пор уже стали регулярными . До прошедшего спортивного сезона организаторы успели выдать победителям двадцать золотых шлемов. Любопытно, что за всю историю приза двум гонщ икам , в том числе нашему Игорю Плеханову, удалось дважды выиграть почетный приз. Его владельцем является еще один советский спортсмен — Фарид Шай нуров. Теперь стал известен хозяин двадцать первого по счету Золотого шлема. Им стал советский гонщик Геннадий Куриленко. В упорной борьбе случшими зар убежными мастерами спидвея он одержал убедительную победу. Второе место занял танже наш спортсмен Валерий Клементьев. Формула проведения этих соревнований имеет свою специфику и рассчитана на большое число участников . В этот раз на старт вышли 26 гонщиков из шести стран. Они были разделены на две группы , к аждый стартовал в трех четвертьфинальных заездах. Затем были проведены полуфиналы, в которых выступали двенадцать сильнейших. Г. Кур иленкои В. Клементьев успешно справились с предварительными стартами и получили право продолжать борьбу в финальном заезде, куда, кроме них , попали чехословацкие гонщики М. Вернер и Я. Голуб, швед Л . Энекрона и представитель Австралии Миддльтон. Им предстояло пройти шесть кругов . Сразу же после старта советские спортсмены вырвались вперед. Все попытки Вернера, а затем Голуба обойти наш «дуэт» окончились неудачей. На финише первым был Г. К уриленко , мгновением позже дист анцию занончил В. Клементьев. Третье место занял М. Вернер. У фимскийгонщик Геннадий Куриленко вот уже несколько лет постоянно входит в состав сборной команды Советского Союза. Он был участником финала личного чемпионата мира по спидвею, успешно выступал во [внутренних первенствах. И вот теперь всписке побед спортсмена появилось еще одно замечательное достижение — в ыигрыш Золотого шлема.Ковровскому заводам. По наименьшему сходу из-за технических неисправностей наши мотоциклы заняли третье место. Несколько уступая лучшим зарубежным машинам в мощности и скоростных качествах. ИЖи и «Ковровцы» зато превосходят их в надежности. Это говорит о том, что наши мотоциклы дают возможность рассчитывать на места в призовой тройке. Значит, причины неудачи кроются в другом. Обращает на себя внимание слабая подготовка почти всех наших многодневщиков. Приятное исключение составили лишь А. Козырчиков и А. Дежинов. И это объяснимо. Оба регулярно выступают во всесоюзных мотокроссах и поддерживают отличную спортивную форму. Не случайно, например, Козырчиков занял на мотоолимпиаде в своем классе 13-е место среди 96 стартовавших. Это хороший результат. Остальные наши гонщики сидят на «голодном» спортивном «пайке». В самом деле, календарь по мотомногоборью состоит всего из двух соревнований — чемпионатов РСФСР и страны. Практически ничего не дают и тренировочные сборы, проводимые по облегченной программе. А вот. например, как готовились к щестидневке спортсмены ГДР. Они участвовали в 11 этапах первенства своей республики, в пяти этапах чемпионата Европы и, кроме того, стартовали в ряде традиционных международных соревнований. Правда, наши мотоциклисты выступили в личном первенстве Европы и показали обнадеживающие результаты. Но выезжали они только на два этапа — в ГДР и Чехословакию. Такое сокращение программы лишило их возможности бороться за высокие места в общем зачете. Мотоолимпиады занимают особо важное место в спортивном календаре. Они служат важным показателем развития мотоспорта и подытоживают деятельность заводов в области спортивного мотоциклостроения. К этому соревнованию нужно готовиться особенно тщательно, и прежде всего ширить популярность мотомногоборья у нас в стране. привлекать на трассы наиболее перспективных молодых гонщиков. Е. ГРИНГАУТ. заслуженный мастер спорта СССР заслуженный тренер СССР Гармиш-Лартенкирхен—Москва29