10
11
Совместный десант на побережье Балтики. ШШЯМКЯЯШШг • • :" ~\:>~&ЯШДОРОГИ. ЗАКАЛЯЮЩИЕ ДРУЖБУКаждое учение войск имеет неповторимые особенности. Одно отличается от другого своим размахом, остротой обстановки, оригинальностью тактических действий. Но есть у них сегодня и нечто общее — одновременное участие огромного количества боевой техники. Это яркий штрих нового в современном военном деле. Теперь все на колесах — и люди, и оружие. По полю боя движутся бронированные крепости. Они грохочут, изрыгают огонь... А кто ведет эти крепости? Воины, патриоты социалистической Родины, умелые шоферы — целая армия людей, от которых зависит многое. Помнится, на учении «Днепр» Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко сказал нам, журналистам: — Обратите самое пристальное внимание на водителей. Вот кто играет первую скрипку на дорогах учений! На учении «Днепр» мы убедились в этом. А спустя ровно два года снова восхищались мастерством военных водителей. Это было на учении «Одра—Ниса», проходившем на территории братской Польши в сентябре прошлого года. Учение было совместным. На полях, где завязались напряженные «бои», действовали танки и бронетранспортеры Советской Армии и Войска Польского, Национальной народной армии ГДР и чехословацкой Народной армии. Водители четырех дружественных армий показывали свое искусство вождения боевых машин. Это учение было для них серьезнейшим экзаменом на боевую зрелость. В те дни в Польше стояла тихая солнечная погода. Настоящая золотая осень. Казалось, лучших условий для водителей и не надо. А они сетовали на погоду и откровенно мечтали хотя бы о «маленьком дождичке». Правда, эти слова были не по душе авиаторам: — Век бы вашего дождичка не видеть. — Дождичек все же нужен, — стояли на своем водители. Пусть хоть пыль прибьет, иначе в «бою» трудно будет ориентироваться.Танки форсируют водную преграду.Для наведения моста потребовались минуты, и военная техника двинулась на противоположный берег.|Й'It• Так онои было. К актолько начинался «бой», з емля содрогалась от разры ­ вов. Над полем повисали густые облака дымаи пыли. И в эту, казалось, н епро ­ н ицаемую пелену смело шли сотни бое ­ вых машин . П ростоумунепостижимо , к ак водители находили ориентиры . Во встречном « б ою » м астерски вел танк Григорий Солоух. «Бой» был жар ­ к ий , и от механика-водителя зависело многое. Григорий старался использовать каждуюскладку местности, к аждыйбугорок . Благодаря этому танк все вре ­ м я занимал выгоднуюпозициюипервым открывал огонь. А когда «противник» д рогнули начал отходить, Солоух стре ­ м ительно повел машину по кратчайшему пути. За ним последовали остальные. Вскоре вся рота охватила открытый фланг «противника». После «боя» я побывал у советских танкистов. — Не у вас ли служит механик - в оди ­ тель Солоух? — с просиля замполита. — У нас. Сейчас мыегоразыщем . В скорепередомной стоял среднего роста коренастый парень. — Вы и есть Григорий Солоух? — п о ­ интересовался я. — Н икак нет. Я Виктор Солоух. — А мне Григорий нужен. И тут вмешался замполит. — О шибки не будет , — заверил онменя . — Виктор иГригорий — братьяб лизнецы . У обоих специальность оди ­ наковая — механик-водитель: В иктор — п ервого класса, а Григорий — в торого . Оба они отличились во встречном « б ою » . Л естнуюоценку заслужили и польские механики-водители из танкового батальона, к оторымкомандовал капитан Евгениу шМайдан . И мпришлось действовать каквнастоящембою . П о «противнику», о бозначенномумишенями , с неба наносили удары самолеты. В тех местах, г де находились огневыеточки , то и дело рвались бомбыиракеты . М ощными залпами била реактивная артиллерия. Над землей метались огненно - к расные светл ячки ПТУРСов. В округ стоял невообра ­ зимый грохот. Огонь бушевал несколько минут, азатем перекинулся дальше, в глубину обороны «противника». И тогда вперед двинулись танки. Г оловнуюмашину вел ЭдвардЛупино . Это один из лучших ме ­ хаников-водителей батальона. О н мастерски преодолевал многочисленные воронкиирвы . А за ним шла вся ротаЗаместитель командира по техничес кой части Ян Понтек с похвалой отзы ­ вается о механике-водителе Лупине . — Танк хотя и стальной, н о чувствует умелыеруки . К огдаЭдвард берется за рычаги, машина становится покорной. Таких, как Лупина , у нас много . В этомбылолегко убедиться. Я видел, как советские ипольскиеподраз ­ деления форсировалиОдру . Боевые ма ­ шины нескончаемымпотокомподходи ­ ли кберегу . О дни шли по мосту, к о ­ т орыйвнесколько минут навели саперы, другие переправлялись вплавь, а танки — п однуреки . Это был комбини ­ рованный бросокогромного количества техники. И втом , что все прошло , к ак говорится, без сучка, без задоринки, в удивительно короткийсрок , большая за ­ слуга водителей. Я слышал, к ак на три ­ б уне , г де находились руководительуче ­ ния имногочисленные гости, кто-то восхищенно заметил: — С колькомашин , и ни одной « п роб ­ ки», ни однойполомки . Видно, д обрыехлопцы сидят за рулем . На дорогах учения «Одра—Ниса» у водителей братских армий было много интересных встреч. И каждый раз они старались глубжепознакомитьсясдо ­ с тижениямидрузей , взять на вооруже ­ ние все лучшее, п ередовое . О собенно запомнилась встреча в стенах Высшей офицерскойвоенной автомобильной школы, к оторая носит имя польского генерала Героя Советского Союза А. Вашкевича. Это одно из луч ­ ших военно-учебных заведений Войска Польского . Здесь готовят квалифициро ­ ванных специалистов по эксплуатации автомобильной ибронетанковой техники. В один из дней учения школа гостеприимно распахнула двери перед представителями четырех братских арм ий . Гости судовлетворениемосмотрелипо - с овременномуоборудованные классы, м етодические кабинеты, физические и химические лаборатории. Внимание многих специалистов при ­ влек оригинальный тренажер, который помогает готовить механиков-водителей. Опробовать его вызвался старший лейтенант Советской Армии Владимир Вор онков . И вот, повинуясь его воле, неб ольшоймакет танка помчался по среднепересеченному рельефу миниатюрно ­ г отанкодрома . О н взбирался на возвы ­ шенности, двигался по полямидоро ­ г ам , перебегал через «колейный мост», лавировал среди габаритных ограничителей. С ловом , все былокак на настоящемтанкодроме . Это «чудо» обеспечивала электроника. — Замечательный тренажер , — такой вывод сделал старший лейтенант Ворон ­ к ов . А он знает толк втренажерах . Сам офицер — м астервождения , опытный ме ­ тодист, воспитавший немало отличных механиков-водителей. Все, что видели гости в аудиториях и классах, представляло для них прежде всего практический интерес. И не случайно офицеры доставали записные книжки , чтобы увезти ссобойдрагоцен ­ ные крупицы опыта товарищей по ору ­ жию. Возле действующего стенда, на кото ­ р ом были видны , п ожалуй , все доедино ­ го винтики гусеничного тягача, они задержались особенно долго. Двигатель завели, и все эти винтики всвоем взаимодействии оказались словно на ладони. — В озьмем на заметку . Учить на так ом стенде удобно , — сказал советский лейтенант Михаил Коваленко . О фицерыдружественныхармий знак омились со всем солидно , обстоятельно, с ознанием дела. О т них не ускользали никакие мелочи. Заместитель командира автомобильного батальона чехословацкой Народной армии майор Леош Шевчик быстро прикинул, на сколько человек рассчитаны классы. — В учебнойгруппедолжно быть, п о ­ ж алуй , м еньшелюдей , так будет удоб ­ нее, — з аключилон . Трудно перечислить все, что привлек ­ ло вэтомучилище внимание тех, к токомандуетротамиивзводами , кто лично обучает солдат. И все отмечали хорошую организацию учебного процесса, в ысокуювоенную культуру. Это было заметно не толькопотому , с ка ­ к имвкусомоформлены классы, но и по манерам , элегантности самих препода ­ вателей иинструкторов , что, разумеется, играет не последнюю роль вобуче ­ нии и воспитании. А потом , после посещения школы, снова были дороги . Д ороги нелегкие, к ак на всякомкрупном учении войск. Ш ли ^ машины сразными опознавательн ымизнаками . Разными были и эмблем ы на головных уборах водителей. Но всех их объединяло одно — братство пооружию , верность идеям социализма. Это братство и эту верность они дока ­ зали на деле, с честью выполнив поставленные перед ними задачи. Подполковник Н. ВАСИЛЬЕВКороткая передышка. Теперь в кругу друзей можно отдохнуть, обменяться приветствиями, пошутить...КШНВНЯВИВННЯНИОИН9НЯИВВН^Н1^^^^И1ИИВ1^^^ВН1НННН^НЁРайон учений «Одра — Ниса» Написано' специально для журнала «За рулем» Фото Г. Шутова, АПН и ТАСС11