КОГДА ОЖИВАЕТ ЛЕГЕНДАБыстро бежит время. Вот уже больше десяти лет, как в нашем спортивном лексиконе появилось словосочетание «автомобильное ралли» и состоялись первые соревнования под таким названием. С тех пор ралли приобрело тысячи поклонников, сложилась его широкая география, изменились, усложнились условия соревнований. Современное ралли — это трудное автомобильное многоборье: многочасовые дорожные испытания, различного рода дополнительные состязания, в том числе так называемые специальные участки (СУ). Автомобильное ралли по праву заняло почетное место в программе юбилейной спартакиады, на старты которой вместе с бывалыми спортсменами выйдет молодежь. И нам хотелось бы в этой статье рассказать тем, кто делает 1 ралли первые шаги, об одном в из важнейших моментов подготовки к соревнованиям. Экипаж, как известно, состоит из двух человек. От умения, мастерства каждого из них зависит успех. Один из .выдающихся гонщиков Европы Рауно Аалтонен так охарактеризовал роль своего напарника: «Если мы добились успеха — это его заслуга. Он правильно указал мне путь. Если мы не закончили соревнование или показали плохой результат — это моя вина. Я не сумел ехать так, как мне диктовал штурман». Вот о роли штурмана, о том, как ему лучше справиться со своими ответственными обязанностями, и пойдет речь в этой статье. Программа большей части ралли строится с таким расчетом, чтобы дать возможность продемонстрировать высокие качества автомобиля и мастерское владение им. В программу включаются либо сложные и трудные дорожные этапы, либо множество специальных участков. Трасса обычно открытая и объявляется заранее, ее можно посмотреть до начала состязаний, а порой и потренироваться на вей. Пользоваться географической картой для определения маршрута неразумно, ибо остановки на перекрестках для ориентировки, чтения указателей и т. п. — верная потеря времени. Чтобы избежать этого, составляют так называемую дорожную легенду, на которую заносят в строгой последовательности при помощи условных обозначений встречающиеся <на пути ориентиры: перекрестки дорог или улиц, железнодорожные переезды, мосты и др. Рядом с этими ориентирами записывают показатели одометра (расстояния между ориентирами, а также от предыдущего KB) и другую нужную информацию. Составляется легенда во время тренировочного проезда трассы. Следует сказать, что наши спортсмены уже много лет пользуются легендами и достигли большого мастерства в их составлении и чтении во время соревнований. В последние годы легенды стали применять ив качестве официальных дорожных документов на наших крупных ралли. Но опыт показывает, что дорожной легенды еще недостаточно для успешного прохождения специальных участков и отдельных этапов с жестким режимом движения. Ведь здесь штурман обязан своевременно сообщать водителю о находящихся впереди поворотах, трамплинах, прямых участках. Для этого•составляется более обстоятельная легенда.На учебно-тренировочных сборах советской команды раллистов автором этих строк была выработана и введена новая система «стенографирования» скоростных участков трассы. Система эта понравилась членам сборной, быстро была освоена и опробована на наших внутренних ралли и на международных соревнованиях. Название «стенографирование скоростных участков» наиболее точно отражает существо дела, ибо предлагает сокращенно записывать, то есть стенографировать условными символами и цифрами всю трассу скоростных участков. Символами могут служить легко записываемые и читаемые знаки. От них требуется ясная, четкая информация, не допускающая задержки или ошибочного чтения. В качестве основных символов предлагаются следующие названия поворотов. «Пр» — правый, «Лв» — левый, которые, в свою очередь, подразделяются на пять разрядов: 1-й поворот — не требующий снижения скорости (не сбрасывать газ); 2-й — требующий осторожности (сбросить газ); 3-й — сложный поворот (притормозить); 4-й — трудный поворот (основательно притормозить, перейти на низшую передачу); 5-й — опасный поворот (почти полностью снизить скорость). Разделение поворотов на разряды я обозначение их только порядковыми числами без указания скорости, оборотов двигателя или передачи вызвано стремлением освободить гонщика во время прохождения трудных участков трассы от необходимости следить за всеми приборами, дать ему возможность сконцентрировать внимание на управлении автомобилем. Кроме того, цифровое обозначение поворотов делает «стенограмму» универсальной — ею можно пользоваться и всухую, и в ненастную погоду, в туман, при езде по снегу и гололеду; при ухудшении погоды скорости движения будут, естественно, ниже, но при этом, например, «Пр-4» так и останется «правым четвертым поворотом», требующим основательного торможения и перехода на пониженную передачу. Важные элементы трассы — трамплины и повороты дороги, ограничивающие обзорность. Они должны найти отражение в «стенограмме». Их предлагается обозначать символом «Т» (трамплин). Прямолинейные отрезки дороги желательно обозначать просто количеством метров, например «150», что значит «прямая 150 метров». Выбоины, ямы или камни, находящиеся с одной стороны дороги, можно помечать звездочкой, поставленной внизу строки, если опасность справа, и вверху — если опасность слева от проезжей части. «Стенограмму» скоростного участка ведем в строку, в стандартном блокноте. Слева оставляем поле, куда целесообразно заносить показания одометра, привязывая их к первому символу в строке. Привязка эта достаточно условная и может колебаться в пределах 20—60 м, задача ее вспомогательная. С одной стороны, при диктовке «стенограммы» штурман сравнивает привязку с истинным показателем одометра, чтобы убедиться в правильности «стенограммы», с другой же, в случае потери ориентира на «стене-«ч«