У автомобильной карты Родины АВТОЭКСПЕДИЦИЯЯрослаВлЬ>>fN>*"*«..-НадиоЛкV /Sa/tijueuiЗАВОЛЖЬЕДорога из Кинешмы в Заволжье идет берегом Горьковского водохранилища. Волга в этих местах похожа на море и широтой и синью. Вода блестит, мелькает вдоль дороги за деревьями ив просветах между домами, а то вдруг распахивается до самого горизонта, и солнечный день становится еще ярче. В старых волжских городах •.— Юрьевце, Пучеже, Обжерихе — дорога подступает к самой воде, и не нужно никакой фантазии, чтобы почувствовать: машина идет берегом моря. Заволжье вырастает неожиданно. Уже не отдельные домишки, а целые корпуса стоят, как крепости, почти на воде. Это и есть Заволжский моторный Продолжение. Начало — в № 1, 1969 г.завод. Первые его цехи построены на грунте, намытом рекой. Цехам некуда было расширяться, кроме как в сторону воды — за спиной у завода город. Завод растет, и намываются, уже искусственно, все новые полоски грунта. Завод наступает на водохранилище, завоевывает себе территорию. История Заволжского моторного интересна и необычна. Она теоно связана с Горьковоким автозаводом. Производство моторов для ГАЗа решено было организовать не в Горыком, перенасыщенном промышленностью, а где-нибудь поблизости, на берегу волги. Завод в Заволжье не сразу стал моторным. Сначала он делал велосипеды, потом сельскохозяйственное оборудование, занимался ремонтом. Моторным он стал после того, как была пущена Горьковская гидроэлектростанция. Какая тут связь? Целый городок гидростроителейдостался в наследство заводу, многие из них осели в Заволжье. И тогда сюда было передано с ГАЗа производство двигателей. Питают завод кадрами и соседний Городец, и Чкалов, и Лравдинск, и Балэхна, но основа своя — заволжская. «Весь город '— наш», — говорит главный инженер Н. Ф . Китаев. Да, все тут, исключая, >может быть, сферу обслуживания, работают на моторном заводе. Он дал городу на Волге новую жизнь. Бсгь здесь и свои трудности. «Из гидростроителей, шоферов, парикмахеров, строителей, 'колхозников мы делаем моторостроителей. Если они живут в Заволжье, работать им только у нас. Все это не просто. Мы много внимания уделяем воспитанию рабочих», — рассказывает Николай Федорович. Марка завода 'известна уже не только ближайшим соседям — в Горыком и Павлове. Двигатели из Заволжья идут в Ульяновск, Ригу, Ереван. Их используют, помимо автомобилей, на стационарных установках в лесохозяйствах, геологических партиях. Завод еще не достиг проектной мощности. Он продолжает строиться. Когда входишь в цех, где двигатели проходят испытания, первое ощущение, что попал в гущу автомобильного потока. Ревут моторы. Пока это еще не грузовики, не автобусы, не такси. Двигатели здесь заводятся и проверяются в работе на стендах. И остаются на месте, сколько бы ни делали оборотов. Это первые шаги машины, которой пока еще нет. Каждый из этих моторов дождется дня, 'когда станет автомобилем в Горьком, Павлове или Риге. Многочисленные детали этого автомобиля еще плывут где-то по разным конвейерам. А двигатель — вот он, уже живой, работает. В Заволжье делают не только двигатели. ЗИЛ получает отсюда головки блока цилиндров, 'впускной коллектор, поршни. Вкладыши идут на тот же ЗИЛ и на АЗЛК. Производство их — единственное в Союзе. Этим цехом заволжцы гордятся. ЗМЗ — также один из крупнейших поставщиков цветного литья для автомобильной промышленности. Предприятие строилась в те 'времена, когда от промышленных зданий требовалось одно — максимальный съем продукции с единицы площади. В результате — теснота, недостаток естественного освещения и т. д. Это в старых цехах. А в новых... Именно их имел в виду главный инженер, когда говорил: «Бели посмотреть инженерным глазом — наш завод красавец». Сейчас на заводе действует оборудованный по последнему слову техники цех вкладышей коленчатого вала. Там смонтирована и налаживается автоматическая линия. Две «нитки» линии пущены. Но цех окончательно будет готов к 1972 году. А рядом — старое производство вкладышей. Но старые здесь только стены цеха, а технология — самая современная. .Вкладыши делают из трехслойной ленты: сталь, фольга, алюминий. Оловянная фольга нужна, чтобы алюминий диффузировал — приставал к стали. По ленте с фольгой разливают чистый алюминий. После прокатки на ней выступают светлые капли горячего металла — как пот. Это «выпотевает» олово, которое уже выполнило свою роль. В соседнем цехе мы видим, во что превращается лента — всюду аккуратные стопки готовых вкладышей.мичной работы зависит работа Горьковского и Павловского автозаводов!» В Ярославле мы читали на таких плакатах названия других автомобильных городов. И связывало их одно — Волга, этот гигантский автомобильный конвейер, поставляющий стране сотни тысяч автомобилей, автобусов, двигателей.ГОРЬКИЙТерриторию ГАЗа можно измерять трамвайными остановками. Когда наш «Москвич» двигался вдоль заводских корпусов, мы читали на улице названия остановок: «Комсомольская проходная», «Шестая проходная», «Северная проходная»... Кончается улица, открывается железнодорожное полотно с площадкой, уставленной новенькими грузовиками, а трамвайная линия все еще продолжает отсчитывать остановки, в названии которых есть слово «автозавод». Да и весь этот самый крупный район Горького именуется Автозаводским. Собственно, и ГАЗ по праву называют самым большим автомобильным конвейером страны. ...Ранним утром мы стоим у главной проходной. Сопровождать нас по конвейеру будет председатель цехового комитета сборки легковых автомобилей Иван Яковлевич Мальцев. Он работает здесь с довоенных времен, знает цех, как свой дом. — Вы увидите, как из голого кузова мы делаем товар. Пока еще до обеда далеко, покажу вам живую работу... В своеобразной этой речи, с волжским выговором (мы услышали его еще в Ярославле), в каждом слове чувствуется гордость за свой завод, за «товар». Иван Яковлевич начинал еще с «эмки». Он строил «победы» и грузовики, и с первого кузова осваивал «Чайку». История завода для Мальцева — это его собственная биография. ...Под потолком над нами желтый от грунтовки кузов «Волги» поворачивается на бок и повисает, мы видим его теперь в профиль. — Конвейер с поворачивающейся подвеской, — объясняет Иван Яковлевич. Рабочий ведет «Волгу» на весу «за нос» к окрасочной камере. Там ее покроют четырьмя слоями краски и поставят на сушку. Потом смонтируют оборудование, приборы, обивку, сиденья. На участке сборки кузовов в основном молодежь. Галя Лаптева освоила здесь восемь смежных операций и вырабатывает 118 процентов. Недавно ее выбрали депутатом районного Совета. А ей всего двадцать один год. Она из потомственных автозаводцев, как и многие ее сверстники. Много молодых судеб решится на этом конвейере. Сегодняшние юноши и девушки станут хорошими специалистами, сменят старших в цехах и конструкторских бюро. А пока они учат-ся. Не только в институтах и техникумах. Они учатся у старейших работников завода гу А. И, МясцОвой, которая здесь вот уже двадцати два года. Если говорить о наследственности профессии, то ее семья — яркий тому пример. И муж Александры Ивановны и два ее сына работают на ГАЗе. Она начинала с «эмки», сейчас обивает сиденья для новой «Волги». Как и Мясцова, долгие годы работает тут же М. Костромитина — лучший маляр. Она награждена орденом Ленина. Конвейер сборки кузовов кончается. Сверху опускаются гигантские лапы в круглых перчатках, похожих на боксерские. Они мягко подхватывают кузов и ставят на конвейерную ленту. Из рук механических он попадает опять в руки человеческие. Их много. Их можно сосчитать, не упустив ни одной операции — все важны. И тогда получит-•Иг^ЧиЩ, ч шШк:.••••• . - .' . • - : '•*Щг \Mm-""IT- ^ ^ ^ Я ИР ^<\ ~ИГ1 >fs*s*^bN-:— ДV ^ J SB ^ I HF1\*ik^«История нашего завода интересна и необычна», — говорит главный инженер Заволжского моторного Николай Федорович Китаев. Интересно в Заволжье и литейное производство. Алюминиевые блоки двигателей весом 35 килограммов, детали сложной конфигурации, отливаются под давлением на. новейшем оборудовании. В глааном — моторном производстве заволжцы сумели создать технологию, какой нет на других наших автозаводах. Здесь есть стайки с программным управлением, с автоматическими контролем и подналадкой. Уже работает 65 крупных автоматических линий. Проектируется вскоре полностью перевести на такие же линии испытание двигателей и сборку, а в литейном цехе — все потоки. Через три года завод должен выйти на проектную мощность. Здесь уже сегодня думают ио его внешнем виде. — Мы не будем вешать салфеток и цветочков, не будет у нас на улице пестрых газончиков, — сказал нам на прощанье главный инженер. — Должна быть другая, техническая эстетика. Пусть будет строго — песок, трава, но — хорошая планировка, хорошее освещение, современная технология, которая позволит ив будущем безболезненно перестраиваться. Ведь то, что хорошо сегодня, завтра уже плохо. Постарайтесь это хорошее увидеть сегодня. Завтра о нем уже не нужно будет писать... Прощаясь с заводом, мы еще раз проходим через сборочный цех. Прямо над нами большой плакат: «Товарищи сборщики! От вашей ритВ новых цехах ЗМЗ почти нет людей — все заботы возложены на автоматы. Еще несколько десятков метров — и эти кузова попадут на главный конвейер. «марок», как «Выропаев и К°», «Братья Кондратьевы», «Михаил Щелоков с сыновьями». В 1932 году тут было организовано производство шоферского инструмента и кузовной арматуры для комплектации первенцев ГАЗа. Разные ключи, отвертки, домкраты. И по сей день продолжает Павлове снабжать Горьковский автомобильный этими изделиями. Но сам он уже совсем не тот, что во времена первых пятилеток. В 1950 году Павловский завод стал преемником ГорьковсКого завода автобусов (помните, была такая марка — ГЗА). С этого времени, собственно, и начинается биография Павловского автобусного. Первая модель ПАЗ-651 базировалась на горьковском грузовике. Полностью собранные шасси ГАЗ-51 шли своим ходом в Павлове, где на них ставили кузов, рассчитанный на 24 пассажира. Новой специальностью завода стал автобус для районных и межрайонных сообщений — прочный, выносливый, неприхотливый. Постепенно креп коллектив, росли конструкторские и рабочие кадры. Назревала необходимость создания новой модели, не «приспособленной», чисто «автобусной». Сменяют одна другую все более совершенные машины: в 1958 году ПАЗ-652 — первая самостоятельная модель с кузовом вагонного типа, в 1964-м — ПАЗ-652 Б — усовершенствованная модификация этого автобуса, а сегодня — ПАЗ-672. Теперь Павловский завод — одно из самых производительных в мире предприятий по количеству выпускаемых автобусов. Эмблема Павловского автобусного — железный цветок — встречается на его машинах всюду: на Крайнем Севере ив Средней Азии, в центральных районах, во многих зарубежных странах. Сегодня в конструкции машины используются только коробка передач, задний мост и рулевое управление новой горьковской модели ГАЗ-53А. Другие важнейшие узлы делают здесь, на Павловском автобусном. «Младший брат» ГАЗа вырос... И-вот мы снова в дороге. Позади остались Заволжье, Горький, Павлово. Мы увозим фотографии, рассказы о людях заводов, о большом горьковском конвейере. Наш путь — на Ульяновск. А. БРОДСКИЙ, Н. СЕМИНА, спецкоры "«За рулем» Фото В. Ширшова Заволжье — Горький — Павловося, что через тысячу пар рук проходит каждая «Волга», которую мы видим на улице. Две тысячи рук — чтобы поставить автомобиль на колеса. Пять тысяч деталей... ГАЗ сегодня — крупнейший из автозаводов страны. Сотни автомобилей выходят из его ворот каждые сутки. Это было бы невозможно без четкой организации труда. Производственный ритм на заводе задается конвейером. Горьковчане дают большую долю грузовиков для народного хозяйства страны. Современные ГАЗ-53А. Они пришли на смену ГАЗ-51, модели, освоенной заводом двадцать четыре года назад, но до сих пор пользующейся уважением шоферов. Производство ее еще продолжается, а вот ГАЗ-63 с обоими ведущими мостами уступил место современному ГАЗ-66. Конвейер грузовых автомобилей — старейший на ГАЗе. Здесь все выглядит иначе, чем там, где делают «Волги». Под потолком, над лентой конвейера плывут «вверх колесами» рамы грузовиков. Они аккуратно встают на ленту, и машина начинает свой путь на конвейере «на спине». На лонжеронах и поперечинах появляются кронштейны, тормозные трубки, детали подвески. Вслед за ними становятся на свои места задний и передний мосты. Под слаженный голос пневматических гайковертов, шипение сжатого воздуха, лязганье тельферов раму подхватывают стальные руки опрокидывателя, поднимают и ставят «на ноги». «Ног», конечно, еще нет. Колеса появятся через несколько постов. Агрегаты стекаются к .конвейеру со всех сторон. Сверху спустили двигатель, за ним последовала кабина, потом оригинальный многопозиционный автомат («робот», как его здесь называют) установил и закрепил буксирное устройство, дождались своей очереди колеса, доставленные подвесным транспортным конвейером с автоматической разгрузкой. Все, что можно механизировать, здесь механизировано. Миг, когда рождается машина, наступает незаметно. Вот рабочий открыл дверцу кабины, селно уже не затем, чтобы что-то смонтировать, привернуть или проверить. Первый раз человек берется за руль, чтобы ехать. Вздохнул мотор. Закрутились задние колеса. Пошел. Теперь это уже автомобиль. Конвейер позади. Как представить себе общую длину пути, который проходит на ГАЗе автомобиль, прежде чем получит право им называться? Ведь увидеть этот путь весь сразу нельзя — он теряется в многочисленных цехах. Вообразите себе, что вы плывете по Волге со скоростью конвейера. Вы успеете на своей лодке спуститься вниз по течению «а 57 километров. Вы проплыли бы несколько городов и множество причалов. Если бы растянуть все цепи конвейера в одну, то начало ее по карте пришлось бы на Заволжье, а конец — на Горький, между которыми 54 километра. Вот что такое самый большой автомобильный конвейер страны. А из Горького прямой путь в Павлово. И в прямом ив переносном смысле. Павловский автобусный завод получает с ГАЗа многие агрегаты. По их пути движется и наша автоэкспедиция.ПАВЛОВОЭто старый город, бывший центр кустарной промышленности, мастеров ножовщиков и замочников, купцов и мелких заводчиков. Молодые автобусостроители и не знают, конечно, таких