грамме», эта привязка поможет отыск атьнужное место. Ориентиры, следующие один за другим, рекомендуется подчеркивать дугой, к ак это показано на рисунке. Запись во второй строке, например, будет читаться так : «левый первый, сразу правый третий на мост», то есть гонщ ик получает информациюо том, что после левого простого поворота ему сразу же предстоит выполнить сложный правый поворот с выходом на мост. В «стенограмме» могут потребоваться и другие символы, которые помогут вести автомобиль и предупредят от ошибок. Н арисункепоказаны основные обозначения . Следует, однако, помнить, что засорение «стенограммы» излишними подробностями усложняет пользование ею, и это, к аки отсутствие нужныхданных , м ожет затруднить действия водителя. Н есколько слов о принципе составл ения «стенограммы» и о том, к ак пользоваться ею во время соревнований. П ри составлении «стенограммы» необходимо медленно, т ак , чтобы штурман успевал записывать, проехать предполагаемый скоростной участок. « П ривязку * первого ориентира лучше всего сделать на ближайшем перекрестке, до места предстоящего старта. Это позволит заранее подготовить «стенограмму» и освободить ее от ошибок в случае, если место старта изменится. От первого ориентира (перекрестка) г онщик диктует штурману «стенограмму», с тараясь представить себе, к ак будет выглядеть этот участок дороги во время соревнований. После записи ее необходимо проверить. П ри проверочном проезде штурман диктует «стенограмму» гонщику, а тот, ведя машину со скоростью примерно в 60 процентов от максимальногорежима , определяет правильность записей, указывает замеченные ошибки, чтобы их можно было устранить. Д иктовка долж на быть четкой, л аконичной . После первого проверочного проезда скоростного участка желательно провести еще две-три тренировки, не обязательно, разумеется, в тот же день. Целесообразно, однако, делать это в те же часы, в которые предполагаются соревнования на данном участке . Н атренировках , когда диктуется «стенограмма», г онщик ведет машину, не доверяясьцеликом штурману. Он ориентируется, исходя из собственного визуального определения обстановки ипомня при этом, что трасса не перекрыта ивозможны разл ичные неожиданности. Только после таких тренировок и достаточной сработанности экипажаможно увеличивать скорости. Следует особо подчеркнуть, что пользование такими «стенограммами» требует достаточного мастерства как от гонщика, т аки от штурмана , натренированности и четкого взаимодействия. Учиться записывать скоростные «стенограммы» и пользоватьсяими полезно всем, кто участвует в автомобильных ралли . Если вы овладеете методикой составления и использования скоростных «стенограмм», т оокажете на ралли неоценимую помощь основному водителю. К. СОЧНОВ, мастер спорта СССРТРУДНОСоревнования аля всехилиЕще немного усилий, и 180 километров скользкой от непрерывно хлеставшего дождя трассы Житомир — Ровно позади. Теперь можно отдохнуть. Мотоциклисты снимают с багажников рюкзаки, спальные мешки, палатки, ставят машины в закрытый парк. Проходит некоторое время, и радио разносит по туристскому лагерю сообщение о том, что на площадке состоятся соревнования по медленной езде *. Главный судья разъясняет условия. И тут начинается горячее обсуждение: трудно или нетрудно проехать медленно тридцать пять метров на мотоцикле. Те. кто уже участвовал в подобных соревнованиях, утверждают, что тут нужно основательное мастерство. Иные же, наоборот, уверенно заявляют: «Ничего трудного здесь нет, за плечами не одна тысяча километров, ездили и так и этак...» ...У предстартовой линии пять спортсменов. Мерно стучат двигатели. Судья скомандовал «Марш1», взмахнул флажком, и мотоциклисты, оторвав ноги от земли, пустили вперед свои машины. Как только передние колеса коснулись стартовой линии, судьи, следующие за каждым спортсменом, включили секундомеры. Кто же проедет медленнее всех по дорожке, ограниченной с обеих сторон четкой белой линией? Вот судья, который шел за Владимиром Шупловым, остановил секундомер, когда до финиша еще оставалось метров десять. В чем дело? Спортсмен наехал на черту. отделяющую его дорожку, и за это снят с соревнований. Не повезло Виктору Кошевому, Всеволоду Чернецкому и некоторым другим. Один сделал остановку на дистанции, другой коснулся ногой земли. На старте очерёдная пятерка. Тут, видно, люди опытные. Они проверяют тормоза, прогревают двигатели. После старта кажется, будто все начали движение одинаково, но тут же замечаю, что парень на крайней правой дорожке пак бы застыл на месте. Хотя, если приглядеться внимательнее, видно, что мотоцикл движется, правда, очень-очень медленно. Прибавит водитель немного газа и тут же осаживает машину тормозами. Расстояние между ним и остальными все время растет. Наконец дистанция завершена. Судья. возвратившись на старт, показывает секундомер секретарю. Объявляется результат: «1 минута 24.5 секунды»! Ребята с трибун аплодируют спортсмену из Днепропетровска Юрию Бедному. Хорошее время показали земляки Юрия Виктор Яковенко (1. 24,3) и Виктор Захаров (1.18.8). На старт вызываются еще пять спортсменов. К одному из них в этот момент подбегает товарищ и советует: «Отводи свой «ИЖ», дадим тебе «Ковровца», на нем лучше». И тут же. повернувшись к судье, спрашивает, можно ли так поступить. — Можно, — отвечает судья, — но надо было подумать раньше. Сейчас уже не успеете это сделать. — Они хотели пройти всей командой на одном мотоцикле. — доверительно сообщает мне стоящий рядом турист из Калуги. — но забывают, что на сво* В декабрьском номере журнала за прошлый год помещена информация оП Всесоюзном слете автомототуристов. На слете проводились широкодоступные соревнования. о которых редакция обещала рассказать. Эта статья — первый из материалов об этих соревнованиях.НЕТРУДНО?ем привычнее и чувствуешь себя увереннее. Прав, пожалуй, калужанин. Вряд ли стоит выступать на чужом мотоцикле. В таких соревнованиях очень большое значение имеет, как водитель «прнсиделся» к машине. «Медленная езда» сразу понравилась участникам слета. Это соревнование подкупает доступностью. Оно под силу любой первичной организации ДОСААФ. любой мотосекции. Площадку длиной 25—35 метров нетрудно найти где угодно. Количество дорожек зависит от площадки. Каждая из них должна быть шириной 1,5 метра. Желательно между ними иметь нейтральные полосы шириной хотя бы 0,5 метра. Разграничительные линии наносятся мелом или краской, так чтобы они были хорошо видны. Предстартовая линия находится в 0,5 метра от стартовой. Спортсмены выстраиваются у предстартовой линии так, чтобы передние колеса мотоциклов касались ее. Двигатели запущены. Старт групповой, в зависимости от количества дорожек. За касание ногой земли, наезд на разделительную линию, остановку мотоцикла на "дистанции спортсмен снимается с соревнований. Вот, в сущности, и все правила. Условия. разумеется, можно усложнять в зависимости от спортивной подготовки участников. мастер А. ОСТАПЕЦ, спорта СССРНа дистанции соревнований. Фого А. Доброхотова13