Четыре фотографии из альбомовАлександраБУНИНАЭти альбомы не похожи на традиционные, «семейные», где собрана фотохроника жития хозяина или хозяйки. Десятки фотографий рассказывают не только о семье Бучииых, но ио разных этапах развития отечественного автомотоспорта. Потому что на протяжении почти семидесяти лет история семьи и история отечественного автомотоспорта сливаются воедино. Вместе с Александром Николаевичем Бучиным мы отобрали из богатейшего архива всего четыре фотографии. Фотография первая. 1902 год. Москва. За рулем роскошного по тем временам и очень смешного по нынешним «Панар-Левассора» сидит молодой человек с щеголеватыми усиками. Это — Николай Борисович Бучин. ...Появление автомобиля на улицах Москвы в 1902 году неизменно сопровождалось восхищенными восклицаниями мальчишек и возмущенным ржанием лошадей, очевидно, чувствовавших в странной тарахтящей повозке опасного конкурента. Правда, конкурент был малочислен — на всю Россию 198 автомобилей, а в Москве — несколько десятков. Среди владельцев этого чуда был и коммерции советник П. Люкке. Семнадцатилетний Николай Бучин стал его шофером. Прошло немного времени, и страстная любовь к спорту, к скорости привела Николая на трассы первых автомобильных гонок. Москва — Петербург, Москва — Орел, Петербург — Севастополь — одно за другим выигрывает он эти соревнования, и вот уже о замечательном русском гонщике знает спортивная Европа. Бучина приглашают на соревнования во Францию, в газетах его имя появляется рядом с именами известнейших спортсменов. В 1909 году Николай устанавливает рекорд России — одна верста за 43 секунды. Так начинался спортивный путь Бучииых — путь, на котором было еще много побед, много рекордов. Но были у них дела и поважнее. В девятьсот семнадцатом Николай Борисович вел красногвардейский броневик на штурм Кремля. Затем был начальником гараж а орловской губавтосекции, работал в ВЧК, участвовал в борьбе с белобандитами. После окончания гражданской войны Бучин переехал в Тулу — восстанавливать, а точнее, создавать автомобильное хозяйство в городе. Семья уже была большая — сыновья Сергей, Алексей, Александр, Виктор, дочь Зинаида. Однажды улицы города огласил оглушительный треск. Это девятилетний Сережа потихоньку вывел со двора мотоцикл и... поехал. Поступок юного мотоциклиста был по достоинству оценен родителями — его примерно наказали. Но все же Сергей доказал, что не зря носит фамилию Бучииых. В 15 лет его можно было видеть мчащимся на мотоцикле — он развозил почту на старом «Харлее». Жизнь Сергея уже навсегда была связана с мотоциклом... Фотография вторая. 1938 год. Москва. Слившись с машиной, мчится по трассе чемпион и рекордсмен Советского Союза по мотоспорту Сергей Бучин. 30 июля 1938 года на мотоцикле, сконструированном Олегом Кучеренко, мужем Зинаиды Бучиной, Сергей уста- , навливает новый всесоюзный рекорд. Один километр с места — за 38,07 секунды (скорость — 94,562 км/час), а 100 километров — за 1 час 7 мин. 54,2 секунды. Самозабвенно влюбленный в мотоцикл, в гонки, он был не только выдающимся спортсменом, но и изобретательным человеком, настоящим импровизатором. В 1937 году на ледяную дорожку стадиона «Динамо» выехали... мотоциклисты. Ничего подобного еще не видели любители спорта. А мотоциклы, управляемые Сергеем и его товарищами, набирая скорость, мчались мимо трибун. Затем — целый каскад трюков, фигур. Вот Бучин поднимается во весь рост, раскидывает руки и стоя продолжает ехать по льду. Десятки тысяч людей аплодируют смелости, виртуозной технике динамовца. А впервые он проехал стоя на мотоцикле несколькими месяцами раньше — по Красной площади, открывая парад физкультурников. В тридцать седьмом году у Сергея появился опасный соперник — младший брат Александр. Большие друзья в жизни, они были непримиримы на трассе. В семье сложилась традиция — лучшему из братьев после соревнования вручался семейный приз. Это был мотоцикл, шутливо называемый «Жучка». Нередко он доставался и Александру. Последний раз Сергей и Александр вышли вместе на старт 22 июня 1941 года. На нашей земле уже шла война, но спортсмены еще не знали об этом. Вскоре они ушли на фронт. А через год, летом 1942 года, во время боев погиб чемпион и рекордсмен Советского Союза, заслуженный мастер спорта рядовой Сергей Бучин. Фотография третья. 1945 год. Берлин. У военного автомобиля стоит лейтенант Александр Бучин. Осенью 1941 года в сторону Малоярославца двигалась цепочка автомобилей. Вокруг непролазная грязь, выбоины, остатки шоссе вытянулись в узкую, петляющую полосу. Неожиданно первая машина, в которой ехал генерал армии Г. К. Жуков, медленно сползла в кювет и остановилась. Несмотря на все попытки водителя вывести машину на дорогу, она не трогалась с места. Тогда кто-то предложил позвать Александра Бучина, который вел другой автомобиль. Александр сел за руль, и ГАЗ-61, лениво дернувшись, стал медленно выползать из хлюпающей грязи. Через несколько дней Бучина назначили водителем машины командующего. О войне Александр Николаевич рассказывает скупо. «Я в атаку не ходил, даже ранен не был, — смущенно улыбается он. — Ездил все время». Что ж, он действительно не ходил в атаку. Но дело свое делал отлично, не раз проявлял и мужество, и смекалку в самых сложных обстоятельствах. А их у фронтового шофера хватало. Это было на Калининском фронте. Зимой командующий спешно возвращался в штаб. Машина неслась со скоростью 120 километров в час. На коротком обледенелом участке ее стало заносить то в одну, то в другую сторону. Мгновенье — и автомобиль оп-10