пульта, т акжесконструированногоииз ­ готовленного впарке . П роходит 40—45 минут — и операто ­ р ы заканчивают заполнение учетной карточки , в которойотражены 14 раз ­ ных исследований технического состояния автомобиля и даны рекомендации по его ремонту. На диагностическомпункте продолжается и научная работа, е го дальней-Небольшую информацию стаким названием поместили «Известия» и ряд республиканскихга ­ зет. В ней говорилось о предложенном Б. Григорьевым методе улучшения качества моторных масел. В. Никифорова из Ленинграда, С. М ихайлюка из Донецкой области, К. Алексеева из Свердловска, москвича Ю. Боровикова имногихдругих автолюбителей и профессиональных водителей интересует, нельзя ли применить этот метод к маслам для автомобильных двигателей. О «чудо-смазке» рассказывает инженер И. Васи.WИнженеры ОТВеЧЗЮТ ЧИТЭТеЛЯМ„ЧУДО-СМАЗКА"Пожалуй, автомобилистам не надо подробно объяснять, какое значение имеет долговечность и безотказная работа агрегатов автомобиля, и прежде всего двигателя. Проблема увеличения моторесурса (снижением износов трущихся деталей) без больших финансовых и трудовых затрат является делом крайне соблазнительным, ею занимаются многие научно-исследовательские институты, лаборатории, заводы. Одним из решений этой проблемы и является метод Б. Григорьева. Сущность предложения — взаимодействие масла в системе смазки двигателя с твердым ингибитором и соединениями йода. Ингибиторы (буквально — замедлители) — так называются вещества, замедляющие или приостанавливающие ход химических реакций. Ингибитором в данном случае служит сплав натрия с оловом. На поверхности частиц или крупинок такого соединения происходят химические процессы, приводящие к замедлению окисления («старения») масла и длительному сохранению его физико-химических свойств, что, естественно, должно увеличивать срок его службы. Одновременно эти процессы замедляют и износ деталей двигателя. Присутствие в моторном масле йода, в свою очередь, дополнительно повышает стойкость трущихся частей против износа и ржавления. Ингибитор в виде крупинок размером 5—7 мм в специальном устройстве — антиокислительном (контактном) патроне помещают в систему смазки двигателя. Йод же вводится в масло из специального фильтра-дозатора, находящегося в том же патроне в шерстяных нитях, пропитанных раствором йода в бензоле. Ленинградский институт водного транспорта, «Гипрорыбфлот», завод «Русский дизель» и ряд других организаций провели испытания метода Григорьева на судовых дизелях. Результаты весьма удовлетворительные: межремонтные сроки двигателей удается увеличить в два — два с половиной раза, а срок службы масел в пять-шесть раз, при этом их расход сокращается на 25—45 процентов. . По результатам испытаний на судовых двигателях, казалось, можно было ожидать значительного экономического эффекта при массовом внедрении «чудосмазки» на автомобилях. Однако условия работы моторов на судах и автомобилях резко различны. Если корабельные дизели работают в основном на установившемся режиме и вдобавок скорость вращения коленчатого вала у них сравнительно невелика, то на автомобилях все иначе — и режим работы, и число оборотов. Без всесторонней проверки широко внедрять здесь метод Григорьева нельзя. В одном из автохозяйств Москвы уже идут сравнительные эксплуатационные испытания. Их цель — определить эффективность применения изобретения на автомобильных карбюраторных двигателях. Подобные испытания (твердого ингибитора другого состава, но на основе тех же веществ) ранее проводились Севастопольским приборостроительным институтом совместно с другими научно-исследовательскими организациями. Они показали возможность повышения моторесурса на 15—20 процентов при увеличении срока службы моторного масла до 20 тысяч километров. Эти данные в некоторой степени подтверждаются предварительными результатами испытаний. Нельзя, однако, закрывать глаза на важный недостаток «ингибиторно-йодного» метода. Это в первую очередь — увеличение трудоемкости технического обслуживания системы смазки. Иод, как уже сказано, вводится в масло через специальный фильтр-дозатор. Сменяют его при завершении так называемого полного цикла обновления масла в системе смазки (то есть когда количество долитого масла в сумме равно емкости системы смазки двигателя). Для современных автомобильных моторов периодичность цикла равноценна пробегу машины порядка 3—3,5 тысячи километров. Следовательно, с одной стороны, ингибитор позволяет реже заменять масло, а с другой — требует введения дополнительной операции, причем довольно трудоемкой: замена фильтра-дозатора связана с необходимостью приготовления раствора йода в бензоле и пропиткой им «набивки». Кроме того, преимущества, которые дает увеличение срока службы масла, на практике не удастся полностью использовать. Дело в том, что независимо от повышенной «сохранности» свойств моторных масел ^благодаря твердому ингибитору) при работе двигателя происходит угар смазки, окисление и загрязнение ее продуктами неполного сгорания топлива. В масле накапливаются примеси органического и неорганического происхождения. На вид такое масло нуждается в замене, и, как следствие, многие водители, следуя правилу «кашу маслом не испортишь», будут менять его раньше, чем это фактически требуется, поскольку иного критерия, скажем, у рядового автолюбителя нет. Предварительные результаты испытаний не позволяют пока решить вопрос, насколько полезна на автомобилях «чудо-смазка» Григорьева. Окончательные выводы и рекомендации по применению твердого ингибитора с йодом на автомобильных двигателях будут сделаны по окончании испытаний, когда станут известны совокупность затрат на материалы и трудоемкость технического обслуживания, расходов на необходимые дополнительные операции, короче — экономическая эффективность. И. ВАСИПо количеству прорвавшихся в картер двигателя газов или по величине утечки сжатого воздуха из цилиндров приборы позволяют определить степень износа цилиндро-поршневой группы.шее совершенствование. Все свое вре ­ м я проводит здесь сотрудник ленинг радского филиала НИИАТа А. Т. М иро хин. М ного внимания уделяет пунктуи опытный инженер-механик директор таксомоторного предприятия А. П. Одинцов. К аждая «Волга» попадает на прове ­ р очный стенд передочередным ТО-2. Д иагностический пункт позволил свести обслуживаниеиремонтавтомоби ­ лей до действительной потребности. Теперь можно не трогать исправные уз ­ лы и агрегаты. Так сократился объем работ, уменьшились трудовые затраты ив результате — о коло 20 тысяч рублей годовой экономии.ЛенинградВ. КИРКОВ, спецкор «За рулем»7Ш&* ..JMШЪУЗШМЙНв,PLfP^^^^BИДЁТ*!•%lj|g;''jSLttШШШ&*-Л.---4№*/&Щ17