ОБРАЗЦА 1970 годаВ нашей стране существует сейчас пять категорий водителей транспортных средств: водитель автомобиля, водитель мотоцикла, водитель мопеда, водитель троллейбуса и водитель трамвая. Если же учесть, что водители автомобилей делятся на профессионалов и любителей, а профессионалы, в свою очередь, могут иметь квалификацию первого, второго и третьего классов, то 'всего набирается восемь категорий и квалификаций. И для каждой категории, естественно, свой образец удостоверения, а для водителей первого и второго классов — еще и соответствующие свидетельства. А в конечном счете, даже при всем этом многообразии водительские дипломы не отражают действительной квалификации их владельцев, не являются свидетельством настоящих навыков и умений. В самом деле, в дипломе водителя третьего класса записано, что он может (дословно — имеет право) управлять автомобилями всех типов и марок, кроме автобусов, «скорой медицинской помощи», специальных машин и пожарных. Но ведь в автошколе он изучил одну-две модели грузовиков да легкового автомобиля. Вождению также обучают, как правило, на одном автомобиле, причем не всегда учат управлять тяжелыми машинами. И что греха таить, «имея право» (понимай: умея управлять), водитель зачастую садится за руль совершенно не знакомого ему автомобиля и начинает доучиваться или переучиваться, как говорят, на ходу. Такая наука дается нередко дорогой ценой. Статистики ГАИ знают, сколько дорожных происшествий стоит эта самоподготовка. Те же недостатки обнаруживаются иу водителей высшего класса. Вроде бы они уже должны уметь управлять автомобилями всех типов и марок от «Запорожца» до хотя бы КрАЗа. -И не просто управлять, а знать и применять самые прогрессивные и экономичные методы вождения автомобиля и автопоезда. Но на деле это не так. Высший водительский класс присваивается на основе свидетельства об окончании курсов, на которых занимаются чистейшей теорией. Разве в автотранспортном предприятии, присваивая водителю первый или второй класс, проверяют, может ли новоиспеченный «ас» управлять автомобилями всех типов? Нет. А ведь для безопасности движения это самое главное. В водителе высшего класса мы ценим не просто его знания, а прежде всего умение безаварийно водить автомобиль. И та универсальность, которая заложена сейчас в квалификационных характеристиках водителей первого и второго классов, в общем-то не нужна: в жизни от водителя крайне редко требуется, чтобы он умел управлять всеми существующими автомобилями.ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ PERMIS DE CONDUIREТак нужно ли нам и дальше сохранять старые категории и разряды водителей? Может быть, стоит готовить специалистов более узкой квалификации, но зато уж действительно мастеров своего дела, как это принято в других отраслях хозяйства? Кстати, и за рубежом, во многих странах мира подготовка водителей и присвоение им той или иной квалификации связаны с совершенно определенной категорией транспортных средств. Эти же принципы провозглашены Международной конвенцией о дорожном движении. ОнаВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ PERMIS DE CONDUIRE Фамилия Имя Отчество _ Дата и место рождения МестожительствоСССР(Щ)USSRМесто печатиКатегории транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение•А ВСМотоциклы Автомобили (за исключением упомянутых в категории А), раз» решенный максимальный нес которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо сиденья водители, не превышает восьми. Автомобиля, предназначенные дам перевозки грузов, разрешенный максимальный нес которых превышает 3500 кг (7700 фунтов). Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 ендачнх мест, помимо сиденья водителя. Составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В. С или D, которыми водитель имеет право управлять, по которые не входят сами в одну из этих категорий ИЛИ И ЭТИ категории.АА№ 000000Фото Выдано ГАИ МВД—УВДD Е19-— г.•19--Г.(дета выдача)Действительно доПредседатель комиссии (подпись)"*• "•