ШАРНИРЫ РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙАвтолюбитель Б. Семенов из Ростова-на-Дону спрашивает, что такое шарнир равной угловой скорости и зачем он нужен. Шарниры равных угловых скоростей применяются в случаях, когда нужно передать крутящий момент валами, расположенными под углом более 30 — 4 0 градусов. Это бывает необходимо на автомобилях с передними ведущими колесами. Дело в том, что обычный карданный шарнир с крестовиной, хорошо знакомый автомобилистам, при больших углах между валами конструктивно не обеспечивает равномерности вращения «ведомого» вала, вызывает значительные динамические нагрузки на подшипники. На наших автомобилях повышенной проходимости, у которых все оси (в том числе и передняя) ведущие, в основном применяются шарниры равных угловых скоростей шарикового типа. Конструктивно такой шарнир выполнен как две вилки с канавками на внутренней поверхности, между ноторыми размещены пять шариков. Четыре — в канавках, а пятый, центральный, — удерживает их на рабочих местах и центрирует.машину, к ак ГАЗ-51. Освоенная заводом в 1946 году, она выпускается с некоторой модернизацией вот уже двадцать четвертый год. Знаменитая трехтонка ЗИС-5 тоже отличалась солидным стажем. Ее начали стоитьв конце 1933 года, реконструировали в годы войны (модель ЗИС-5В), модернизировали в 1956 году («УралЗИС355»), обновили в 1958 году кабину и оперение («УралЗИС-355М») и только в 1965 году (через 32 года!) заменили полностью новой машиной. Среди «долгожителей» надо упомянуть «Форд-Т», весьма примитивную, но надежную машину, производившуюся в США с 1908 по 1927 год. За девятнадцать лет было изготовлено более 15 миллионов экземпляров этой модели. До сих пор, начиная с 1948 года, выпускает свою модель «2 CV» французский завод «Ситроен». Этот, к ан называют его в просторечии, «жестяной автомо3 бильчик» с мотором в 425 см весьма неприхотлив и прост в уходе. Интересно, что другая модель завода — «Ситроен-11» просуществовала тоже немалос 1934 по 1955 год. В семью «долгожителей» входит инаш ГАЗ-69, любовно называемый «козликом». Его отличные ходовые качества, кажется, не стареют с годами, а ведь машина стоит на производстве с 1952 года до настоящего времени. К ак видно из примеров, продолжительность производства одной модели определяется не только экономическими соображениями завода-изготовителя, но и ее эксплуатационными начествами.ходит по присоединительным местам. Кроме того, старая крышка центрируется по подшипнику коробки, удлинитель же — по буртику на его картере. Конечно, принципиально возможно переработать конструкцию крышки модели «401» для установки на коробку модели «407». Но сделать это удастся, лишь изготовив новую деталь в хорошо оборудованной мастерской. Причем, ломимо крышки , такая переделка потребует одновременно переработать конструкцию вторичного вала, изменить заднюю опору двигателя. Вывод: усилил и затраты, необходимые для приспособления коробни передач «Москвича-407» для установки ее на модель «401», совершенно не оправданы.ДУГИ БЕЗОПАСНОСТИАвтоспортсмен Ю. Костин из Ленинграда просит сообщить новые требования ФИА к дугам безопасности на гоночных автомобилях. На этот вопрос отвечает председатель технического комитета Федерации автоспорта СССР А. А. Сабинин. Согласно новым техническим требованиям, утвержденным в прошлом году Международной автомобильной федерацией (ФИА), дуги безопасности на откоытых гоночных автомобилях должны отвечать следующим условиям. Высота, измеренная вдоль спинки сиденья водителя, — не менее 920 мм, считая от основания сиденья до вершины дуги. При нормальной посадке водителя между дугой и шлемом гонщика обеспечивается зазор не менее 50 мм. Минимальная ширина дуги, на высоте не менее 600 мм от основания сиденья, составляет 380 мм. Сама дуга изготовляется из стальной трубы с наружным диаметром не менее 35 мм и толщиной стенок не менее 2 мм и снабжается не менее чем одной распоркой, наклоненной к горизонтали под углом не более 60 градусов. Дуга должна выдерживать боковой удар силой в 1,5В, удар в продольном направлении — 5,5В ив вертикальном направлении — 7,5В (В—полный вес автомобиля), Таким же требованиям, начиная с 1970 года, должны отвечать и дуги всех гоночных автомобилей в нашей стране. Поэтому Таллинским авторемонтным заводом № 1 на гоночных машинах «Эстония-ЭМ» у же устанавливается защитная дуга нового типа. Она является частью рамы и представляет вместе с ней одну жесткую систему. Такие дуги могут быть установлены и на ранее выпущенных автомобилях «Эстония-9».НЕОПРАВДАННЫЕ ТРУДНОСТИЧитателя А. Такаева из поселка Протвино Московской области интересует, к ак приспособить коробку передач «Москвича-407» для установки на модель «401». «Возможно ли это?» — спрашивает он. Мы попросили дать такую консультацию специалистов АЗЛК. Устройство шарнираравных угловых скоростей шарикового типа: 1 — полуось; 2 и3 — вилки; 4 — приводной вал колеса: 5 — рабочие шарики ; 6 — центральный шарик : 7 — стопорная шпилька; 8 — палец. Вращение передается четырьмя рабочими шариками. Причем шарики располагаются в канавнах в плоскости, которая делит угол между валами пополам. Поэтому вращение передается равномерно. Это обеспечивает нормальную работу переднего ведущего моста при углах между валами не свыше 36 градусов. Известны также конструкции шарниров равной угловой скорости кулачкового типа итак называемые двойные шарниры — из двух простых карданов, установленных зеркально. Установка коробни передач модели «407» на автомобиль «Москвич-401» — работа сложная и трудоемкая. Н ужны будут изменения, в конструкции кузова и расположении задней опоры двигателя, придется укоротить карданный вал и выполнить ряд мелких переделок. Все это вызвано различием в конструкциях коробок «401-й» и «407-й» моделей. В первом случае она «заканчивается» задней .крышкой, во втором — удлинителем. Поставить на коробку передач «407-й» модели вместо удлинителя крышку от прежней модели нельзя — она не подРАСЦВЕТКА ПРОВОДОВС. Кривонос из Алтайского края, Б. Грибов из Петрозаводска и другие читатели просят рассказать о расцветке, принятой для изоляции электропроводов, связывающих стартер, катушку зажигания, реле стартера, замок зажигания и другие приборы. Провода, входящие в систему автомобильного электрооборудования, заключены в изоляцию разной онрасни. Т ак делают для удобства при монтаже и устранении неисправностей. На схемах электрооборудования, которые есть в каждой заводской инструкции, в ннигах по устройству и ремонту автомобилей обязательно указывают цвета проводов. Для тех, кто не имеет возможности достать вовремя нужную книгу, мы помещаем таблицу 9 обозначением цветов проводов в «электрохозяйстве» наиболее распространенных моделей легковых машин. Практический совет. При демонтаже любых электрических приборов и агрегатов автомобиля, отсоединяя провод, укрепляйте на нем бумажную бирку с обозначением клеммы, откуда вы его только что сняли. Потом не всегда удастся это вспомнить, а разобраться по схеме неспециалисту тоже не всегда легко. Провод Марна и модель стартера ЗАЗ-965 ЗАЗ-966 «Москвич-407», «408» ГАЗ-21 оранжевый оранжевый зеленый голубой пучок проводов реле стартера с реле стартера со стартером соединяет стартер ска ­ тушкой высокого напряжения желтый желтый желтый краснозеленыйМОДЕЛИ-ДОЛГОЖИТЕЛИ«Сообщите, сколько лет без существенных изменений может выпускаться одна и та же модель автомобиля» — с таким вопросом обратился в редакцию шофер из Пензы С. Левыкин. Обычно одну модель, автомобиля выпускают шесть — восемь лет. За это время окупаются расходы на капитальное оборудование и оснастну, необходимые для ее производства — специализированные станки, штампы, автоматические линии, сварочные кондукторы. Случается, что модель умирает раньше. Так, английсний легковой автомобиль «ФордКорсар», появившийся в 1962 году, оказался неудачным по конструкции, и всноре его выпуск был прекращен. Напротив, удачные модели живут очень долго. Взять такую популярнуюкрасный белый белый оранжевыйголубой голубой черный фиолетовый (клемма «Б») оранжевый (клемма «С»)20