В ЮБИЛЕЙНОМ ГОДУ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВАтырнадцать метров в длину, более пяти в ширину и четыре с половиной в высоту. 120 тонн грунта, камня или сыпучего груза — на такую нагрузку рассчитан БелАЗ-549В — тягач с самосвальным полуприцепом. Собственный вес машины составляет 78 тонн, так что полный вес тягача с прицепом и грузом приближается к 200 тоннам. Мощность двигателя базовой модели «549» уже оказалась недостаточной, и на тягаче взамен траЭтот автомобиль появился семь лет назад — в 1963 году — и сразу снискал добрую славу. ГАЗ-66 принадлежит к числу лучших машин повышенной проходимости. И не только у нас в стране, но и за рубежом. Мощный 115-сильный восьмицилиндровый двигатель, гидровакуумный усилитель тормозов, гидроусилитель руля, привод на все оси (колесная формула 4X4), централизованная система изменения давления в шинах в соответствии с дорожными условиями, рессорная подвеска с телескопическими амортизаторами — вот далеко не полный перечень современных агрегатов и систем, примененных на ГАЗ-66. И главное в том, что их характеристики, габариты, вес подобраны в таком удачном сочетании, что образовали органичный комплекс, отличающийся очень высокими эксплуатационными показателями. Расположение центра тяжести, база и колея колес, рационально подобранное распределение веса по осям, большой запас мощности искусно сбалансированы в этой машине. ГАЗ-66 способен работать в любых дорожных условиях — снег, песок, крутые подъемы и спуски, броды —диционного дизеля впервые в стране установлена газовая турбина мощностью 1200 л. с. Если учесть, что за рубежом газотурбинный двигатель применялся на грузовых автомобилях лишь в опытном порядке, то надо оценить БелАЗ-549В как передовую и оригинальную конструкцию. Полностью использовать все возможности нового типа двигателя поможет система электротрансмиссии с тяговым генератором и «мотор-колесами». Несмотря на солидный вес новый БелАЗ довольно быстроходен — он развивает до 60 нм/час. Усилитель руля и мощные тормоза делают автомобиль очень послушным.А что же делается в Сибири? Вот Красноярский край, где по новому плану сеть дорог свяжет многие отдаленные районы с крупными городами. В числе намечаемых к строительству автомагистралей: Енисейск — Красноярск — Абакан — Кызыл и Ачинск — Мажалык. Отдельные участки магистралей уже пригодны для автомобильного движения как в сторону Мариинска, так ив сторону Нижнеудинска. Предполагается реконструировать также дороги Канск — Троицк, Заозерный — Агинское и др. Заканчивается строительство ряда дорог на Урале: Орск — Медногорск, Оренбург — Шарлык. Продолжается строительство дорог Бузулук — Бугуруслан, Оренбург — Соль-Илецк и ряда других. Большой интерес для туристов представляет дорога Краснодар — Джубга. О ведущихся здесь работах журнал уже писал (1969, № 1). С вводом ее в эксплуатацию путь от Краснодара до Сочи сократится почти на 150 километров. Пройдя по живописным берегам строящегося Краснодарского водохранилища, дорога выйдет к курорту Горячий ключ, пересечет Главный Кавказский хребет и соединится на побережье с Черноморской автомобильной дорогой. Автомобилистов ждут новые маршруты.СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГВысокими темпами идет строительство и реконструкция дорог в юбилейном году. Каждая республика, каждая область и район стремятся ввести в строй новые магистрали и организовать автомобильное движение по новым маршрутам. Особенно интенсивно строят дороги на степных просторах Казахстана. Здесь все областные центры уже связаны между собой дорогами с твердыми покрытиями. А сейчас на автомобиле можно проехать из Павлодара в Новосибирсную, Омскую, Карагандинскую области, в Алтайсний край. Один из интереснейших маршрутов проходит вдоль канала Иртыш — Караганда. В настоящее время строится новая дорога Целиноград — Джалтыр — Атбасар — Есиль. По ней можно попасть в Карагандинскую, Кокчетавскую и Кустанайскую области. Отсюда хорошая дорога ведет на Урал в город Челябинск. От Алма-Аты начинается крупнейшая в Средней Азии автомагистраль, идущая через Фрунзе в Ташкент. В Киргизии автотуристы получили полную возможность побывать в замечательных горных районах. Можно проехать от Фрунзе до Оша, объехать вокруг озеро Иссык-Куль, а из Пржевальска попасть в Каркару и из Нарына в Кенеаз. Недавно здесь сдана в эксплуатацию дорога Талас — урочище БешТаш. Сейчас дорожники Киргизии строят дорогу Чаткал — Ойнок, пролегающую по живописной местности на высоте более 3 тысяч метров над уровнем моря. Крупным центром пересечения автомобильных дорог стала столица Узбекистана Ташнент. Здесь открывается автомобильное движение по дороге Ташкент — Аральское море. А отсюда можно проехать через Иргиз и Актюбинсн до города Уральска. В недалеком будущем современная автомобильная дорога пройдет через пустыню Кара-Кумы, соединив города Ашхабад, Дарваз и Ташауз. Так обстоит дело с новыми автомобильными маршрутами на юго-востоке нашей страны.ЯНИС САРС — ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА МОЛОДЫХ ШОФЕРОВЗимой он водит автобус, а осенью и весной, в разгар полевых работ, садится за руль трактора. И за что бы ни брался Янис Саре — все делает с душой, умело. Оттого и производительность труда у него высокая, и техника работает безотказно.ГАЗ-66 — автомобиль, отмеченный Государственным знаком качества. Фого В. Войтенко (ТАСС)все это ему по силам. Высокая проходимость подкрепляется большой надежностью и долговечностью. Семилетняя эксплуатация автомобилей ГАЗ-66 показала, что ив этом отношении они принадлежат к числу лучших современных конструкций. За эти достоинства грузовик ГАЗ-66 первым в канун юбилея отмечен Государственным знаном качества. С 3 января на набине каждого ГАЗ-66 устанавливается эмблема с изображением знака. Мы поздравляем коллектив Горьковского автозавода с большим успехом.120-ТОННЫЙ БОГАТЫРЬИ еще один подарок в юбилейном году. Испытывается автомобиль, подобный которому не выходил даже отсюда, из цехов завода в Жодино, на родине гигантских самосвалов. БелАЗ-549В — дальнейшее развитие семейства сверхтяжелых карьерных самосвалов, родоначальником которого явился 70-тонный БелАЗ-549 (см. «За рулем», 1970, № 2). Новая машина Белорусского автозавода настолько велика, что трудно найти какой-либо эталон для сравнения. Че2*Янис Саре — шофер 1-го класса совхоза «Айнажи» (Латвийская ССР). «Человен с золотыми руками», — говорят о нем товарищи. Янис — постоянный участник и неоднократный победитель автомобильных состязаний, которые регулярно устраиваются в совхозе. В минувшем году Янис Саре стал победителем на Всесоюзном конкурсе молодых шоферов. Он же — обладатель республиканского приза «Янтарное колесо».Фото С. Данилова (ТАСС)