28
29
апреля ня Венгрии ских]— 25 лет со освобождения от фашистзахватчиковЧетверть века назад армия первого в мире социалистического государства изгнала с нашей земли фашистских угнетателей. Венгерский народ под руководством своей коммунистической партии вступил на новый путь, стал строить социалистическое общество. Начинать пришлось практически с нуля. Страна переживала большие экономические трудности. Когда началось восстановление народного хозяйства, одной из первоочередных задач стало развитие автомобильного транспорта. Уже к сентябрю 1946 года — всего через полтора года после освобожденияпарк грузовых автомобилей республики увеличился в полтора раза. А вскоре Венгрия заложила основы отечественной автомобильной промышленности. Из небольшого автобусного завода, национализированного в 1948 году, выросло современное предприятие «Икарус». После окончания войны завод делал в день по одной машине, которая базировалась на шасси грузовика. Сегодняшний «Икарус» выпускает сотни автобусов в месяц, тысячи в год, причем значительная часть продукции идет на экспорт. Большие партии «Икарусов» поставляются в Советский Союз и другие социалистические государства, а также в развивающиеся страны Азии и Африки. Это современные машины с мощным дизельным двигателем (расположенным сзади на междугородных и под полом на городских модификациях), пневматической подвеской колес (независимой спереди), рамой платформенного типа и комфортабельным кузовом. В семидесятых годах «Икарус» планирует перейти на выпуск нового семейства («200») автобусов из одиннадцати модификаций. В нынешнем году в Венгрии будет произведено более 6 тысяч автобусов, а к 1975 году, в соответствии е договором, заключенным между странами, членами СЭВ, уже 10 тысяч. Другой наш большой автозавод — Чепельский — вырос на развалинах Дунайского авиационного завода в 1949 году. Тогда он дал народному хозяйству молодой республики первые дизели, а в апреле 1950 года из его ворот вышел первый грузовик. Завод «Чепель» стал с тех пор не только ведущим автомобильным предприятием страны, но и основным поставщиком дизелей для автобусов, тракторов, речных судов, строительных и дорожных машин. Здесь строятся четырех- и шестицилиндровые моторы мощностью 91 и 145 л. с , освоено производство 170сильных дизелей с турбонаддувом, ведется подготовка к выпуску двигателей мощностью 180 л. с. Помимо моторов на заводе были разработаны многочисленные модели грузовиков, поднимающих от 3,5 до 5 тонн. В начале шестидесятых годов предприя-В Будапеште у Варошлигета возвышаете монумент В. И. Ленина. Фото Т. Вереша ПО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПУТИтие стало специализироваться на седельных тягачах, работающих с полуприцепами для цемента, строительных панелей, нефти, молока, контейнеров. В программе перспективного развития на ближайшие годы важное место отводится трехосным грузовикам повышенной проходимости с независимой подвеской всех колес. Намечено развернуть выпуск тяжелых грузовиков и на заводе «Раба», который сегодня производит дизельные двигатели, передние и задние мосты для грузовых автомобилей и автобусов. И, наконец, наше четвертое автомобильное предприятие, «Дутра», специализируется на самосвалах для строительства. Мотоциклетная промышленность, которая в нашей стране имеет давние традиции (еще в 20—30-е годы пользовались популярностью машины «Мераи»), свою первую послевоенную продукцию — 100-кубовый «Чепель» — дала уже в 1946 году. Ныне венгерские «паннонии» широко известны во многих странах. Последняя модель «П20» класса 250 смз имеет двухцилиндровый двигатель мощностью 22 л. с. Кроме автомобилей и мотоциклов, наша национальная промышленность производит различные агрегаты и оборудование для автомобилей. Значительная их часть поставляется по кооперации в Советский Союз, Польшу, Югославию. Благодаря развитию автостроения намного увеличился парк машин, и, как результат, — перевозки грузов в настоящее время превысили довоенный уровень в 80 раз. Возросшие масштабы производства автобусов в немалой мере способствовали развитию пассажирского транспорта — сегодня в стране протяженность регулярных маршрутов превышает 21 тысячу километров, а поездки на автобусах дальнего следования увеличились в 32 раза. В ногу с автомобилестроением шло интенсивное развитие дорожного строительства. За двадцать пять лет народной власти была модернизирована сеть старых дорог, проложены современные автострады, сооружены, тысячи мостов, пересечений в разных уровнях, повсеместно выросли заправочные станции, авторемонтные мастерские. В свою очередь, разветвленная дорожная сеть, наличие сервисных станций явились стимулом для широкого размаха автотуризма в стране. Этому в немалой мере способствует и большое число гостиниц, мотелей и кемпингов, построенных в разных городах за минувшие годы. В прошлом году Венгрию посетило свыше трех с половиной миллионов иностранных автотуристов. Наряду с. туризмом большую популярность приобрел у нас автомобильный и мотоциклетный спорт. Имена венгерских гонщиков Л. Сабо, Д. Куруца, Ш. Течи и их товарищей хорошо известны за пределами республики. Четверть века народной власти преобразили весь облик нашей родины. И сегодня, оглядываясь на достижения и успехи минувших двадцати пяти лет, мы приносим слова благодарности нашим советским друзьям, которые помогли открыть перед нами новый путь развития, путь социализма. И. ПОР-БЕРНАТ, главный редактор журнала «Ауто-Мотор» г. БудапештЗавод «Икарус» в настоящее время выпускает автобусы трех базовых моделей (снизу вверх): междугородный «55», городской «620» и городской сочлененный«180».Новинка завода «Паннония-П20».«Чепель» • мотоцикл1944-й год. Бой за освобождение Будапешта. Фотохроника ТАСССедельный тягач «Чепель-Д705-Н3»Строительный самосвал«Дутра-Г116».29