УЛЬЯНОВСКimiJтШтsS& «- гГu . «TMH£j>^ч^йВГWis 1Границу города наш « М осквич » п ере ­ сек позднимвечером . М ыеще не видели Мемориала , е ще не любовались наб ережной Волги. Но уже чувствовалось во всем — м ы на родине Ильича. К аж ­ дая улица, к аждыйдом готовились к празднику. У троммыедем на автозавод. Над еговоротамишироко развернула стальные крылья чайка — э мблемаУАЗа . Тысячи таких птиц разлетаются отсюдапо всему миру на ульяновских машинах. М ывидим сотни ГАЗ-69, г рузовичков , ф ургонови санитарных УАЗов , п ока от проходной идем к заводоуправлению. Со сборки одна за другойвыезжают скромные темно-зеленые, нарядные желтыеи синие вездеходы , д вигаютсякплощадкам готовой продукции . Нас встречает нештатный корреспон ­ дент журнала на Ульяновском автозавод е Евгений Валерьевич Белокриницкий . О нуже беседовал сдиректором завода Владимиром Алексеевичем ВОЛК ОВЫМипопросилего рассказать отом , с чем коллектив пришелк ленинс комуюбилею , заглянуть в завтрашний день завода. Вот запись этой беседы .%лI 4— Для земляков вождя достойная встреча 100-летия — задача особенно почетная, — говорит Владимир Алексеевич. — Но и вместе с тем сложная. Коллектив нашего завода еще в январе 1968 года выступил инициатором юбилейного соревнования среди промышленных предприятий Ульяновска. Тысячи автомобилестроителей решили досрочно выполнить задания пятилетнего плана. Для этого надо поднять производительность труда на 30—35 процентов и увеличить выпуск автомобилей (по сравнению с предшествующим пятилетием) в 1,6 раза. Слово свое автозаводцы держат. Уже сейчас выпуск автомобилей увеличился в 1,6 раза. В фонд пятилетки с ее начала внесено 6,8 миллиона рублей условной экономии. Многие цехи и отделы у нас заслужили почетное звание «Коллектив коммунистического труПродолжение N 1, 2 и 3). i > (см. «За рулем», 1970.Главный конвейер Ульяновского автозавода. Фого А. Овчинникова (ТАСС) да». На УАЗе сейчас больше пяти тысяч ударников и около трехсот бригад и участков коммунистического труда. Более 1200 передовиков производства уже работают в счет 1971 года и около двух тысяч — в счет второй половины 1970 года. Это наш подарок к юбилею. Очень популярно у нас движение за экономию на каждом рабочем месте, за выполнение бригадных организационно-технических планов, за использование личных производственных резервов. Активно проходит и соревнование за получение права на внутризаводской знак качества. Каждый месяц на заводской площади загорается красная звезда и поднимается вымпел в честь цехов — победителей юбилейного соревнования. * — В нашем журнале уже сообщалось о новом автомобиле УАЗ-469. Расскажите, пожалуйста, как завод пришел к созданию этой модели. — Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в историю завода. Хотя ему от роду нет еще 30 лет, история его богата событиями. Прежде всего, Ульяновский автомобильный — прямой потомок наших ветеранов — ЗИЛа и ГАЗа. Эвакуированное осенью 1941 года оборудование Московского автозавода стало основой материальной базы нашего предприятия. В первые послевоенные годы из Горького в Ульяновск было передано производство «полуторки» ГАЗ-ММ, а спустя несколько лет сюда же переехало производство «зеленых козликов» — ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Вот тогда-то, в 1954—1955 годах и определилась специальность нашего завода — малотоннажные автомобили высокой проходимости. Первым стало семейство УАЗ-450 — грузовик с бортовой платформой и санитарный фургон. В их конструкции нашли применение многие узлы ГАЗ-69, что позволило быстро наладить производство, избежав существенной перестройки завода. Вагонная компоновка машины с колесной формулой 4X4 явилась тогда новинкой в мировом автостроении. Сейчас завод выпускает автомобили семейства УАЗ-452 (тоже типа 4X4) и УАЗ-451М (4X2). У них более мощный двигатель (72 л. с ) , четырехступенчатая коробка передач, раздаточная коробка улучшенной конструкции и усиленные ведущие мосты. Одновременно мы готовимся к производству нового легкового автомобиля повышенной проходимости, который придет на смену ветерану ГАЗ-69. Коллектив конструкторов, испытателей и рабочих экспериментального цеха несколько лет работал над этой машиной. Много раз меняли форму кузова, опробовали не один вариант узлов силовой передачи и ходовой части. Конструктивные решения, заложенные в УАЗ469, во многом оригинальны и ставят его в один ряд с лучшими образцами зарубежных машин этого класса. Сейчас идет технологическая подготовка к массовому производству, и в ближайшее время новый автомобиль выйдет на дороги страны.— В середине прошлого года принято решение о реконструкции ряда автомобильных заводов. В какой степени этот документ повлияет на судьбу УАЗа? — В ближайшие годы наш завод должен увеличить мощности по выпуску грузовиков в четыре раза, а по общему производству автомобилей в 1,8 раза. В течение трех лет строителям предстоит сдать новые механосборочный и прессово-кузовной корпуса, второй кузнечный цех, дополнительные площади получат инструментальный и экспериментальный цехи. Для подготовки кадров завод построит новое профессионально-техническое училище. Как представить себе это более наглядно? За три года в реконструкцию завода будет вложено столько средств, сколько затрачено за 27 предшествующих лет его истории. Реконструкция предусматривает прогрессивную технологию, комплексную механизацию и автоматизацию. Введение новых площадей будет сопровождаться активным внедрением научной организации труда. Впереди у нас, конечно, и много трудностей, связанных с быстрым ростом завода и его реконструкцией. Но мы уверены, что сумеем справиться с нашей главной задачей — значительного и быстрого увеличения выпуска автомобилей. — Мы часто говорим: «Если бы это видел Ильич!» Чем же гордятся автомобилестроители Ульяновска, родины вождя? — Нам известно, что в 1887 году, когда семья Ульяновых покидала Симбирск, в губернии было лишь несколько десятков маленьких фабрик и заводиков, причем половину из них составляли мельницы. А перед самой революцией наиболее крупным металлообрабатывающим предприятием был «Автомобильный завод Пузырева Ивана Петровича», на котором работало... 54 человека. В 1917 году этот «гигант ин-Vавтомобильной карты Родины АВТОЭКСПЕДИЦИЯМжква*£ti/ty.ii'.iiЯ(<Ь*ЬЯтл-^2дустрии* произвел 28 тонн чугунных отливок для деталей двухтактного лодочного мотора, а также ремонтировал примусы, велосипеды и кастрюли. Сегодня Ульяновск — один из промышленных центров страны. Здесь, кроме автомобилей, производятся уникальные станки и автоматические выключатели, точнейшие приборы и стационарные малолитражные двигатели. Ульяновская область является поставщиком цемента и строительных материалов. Вырос и УАЗ. Мы гордимся своим заводом. Рожденный в суровые годы Великой Отечественной войны, он стал крупным современным предприятием. Автомобили с маркой «УАЗ» очень популярны — их покупают в 60 странах мира. На заводе своими силами спроектирован, построен и успешно действует комплексно механизированный цех сборки автомобилей. Его основная рабочая лента протянулась почти на 200 метров. Подача на сборку рам, рессор, двигателей, мостов и колес осуществляется системой толкающих конвейеров с автоматическим адресованием. Благодаря их применению максимально используется объем здания — рабо-После окончания Отечественной войны в Ульяновск из Горького было передано производство «полуторок».2. «За рулем» № 4 та одновременно ведется на трех уровнях, и, кроме того, в цехе созданы подвесные склады кузовов и мостов, а в подвале — колес, рессор, радиаторов и двигателей. Говоря об Ульяновском автомобильном, надо назвать еще два завода, находящихся в нашем городе, — моторный и «Автозапчасть». Оба они сейчас тоже переживают период реконструкции. В ближайшее время моторный завод начнет выпускать для наших автомобилей двигатели ГАЗ-21, которые пока делают в Заволжье. А завод «Автозапчасть» с пуском новых корпусов в несколько раз увеличит производство карданных валов, раздаточных коробок, других запасных деталей и узлов к нашим машинам. Да, ульяновцам есть чем гордиться. 100-летие со дня рождения своего великого земляка они встречают хорошими трудовыми подарками.М ы хотим рассказать читателям олю ­ дях славного коллектива Ульяновского автомобильного. ...Здесь тихо. И все-таки дажечерез стены слышно, как дышит цех. Иногда он врывается в комнату шумоми стук ом — к аждый раз, к огда открывается дверь. На стене висят полотенца ичер ­ ный рабочий халат хозяина комнаты — Константина Владимировича Калашнико ­ ва. Он только что оттуда — из цеха. Собственно, это не совсем точно. К аби ­ нет главного механика — частица цеха. И жизньего — цех. И биография — завод, его послевоенная история. В 1949 году, к огда Константин Владим ирович заканчивал автомеханический техникум при УАЗе, предприятие тоже только вставало на ноги. Родившийся в самые тяжелые дни сорокпервогого ­ да, У АЗ вел массовое конвейерное производство «полуторок» Г АЗ - М М . Но на смену шли уже новые модели . С тро ­ ились новые цехи, завод расширялся , п о ­ лучал станки, п рессы , автоматические линии. К о всему этому Калашников имел самое прямое отношение. Ведь на плечах ремонтников (он связан с этой служ ­ бой все время) не только заботы о восстановлении исвоевременном «лечении»Скоро на смену ГАЗ-69 придет новая модель, УАЗ-469, которая сейчас проходит всесторонние испытания.заводского оборудования . Без них не обходится ни одно новое строительство, ни одна реконструкция . М онтажи наладка новогооборудования (кое-что им подчас приходится изготовлять сам им ) — т оже дело ремонтников . — Здесь нужна высокая квалификация и универсальность, — г оворитКонстан ­ тин Владимирович. — От нас зависит, как будут работать новые станки или прессы. Мы должны предвидеть, к огдануж ­ но заменить деталь, к оторая «состарилась» или «устала», п оддерживать станочный парк завода в «форме». Сейчас на заводе создан специальный ремонтный фонд основных узлов уникальных станков имолотов . Бригады ре ­ м онтников по строгомуграфикузаменя ­ ют детали. П ричем делается это впразд ­ ничные и выходные дни, так что замена никак не мешает выполнениюпрограм ­ мы. Двадцатилетний труд Калашникова, вклад егов развитие завода отмеченор ­ д еном Ленина. Вместе сКонстантиномВладимировичеммыидем по цехам. Нас ждут здесь новые встречи. По пути Кал ашников рассказывает нам о людях, об их достижениях. Эта тема близкаему — ведь он член парткома завода. Служба главного механика сейчас взаимодействует со многими автомобильными предприятиями страны. У од ­ них ульяновцы учатся — на Горьковском автозаводе, З ИЛе , заводе имени Ленинскогокомсомола . У других ульяновцы сами в шефах, как, н апример , у Ереванского автозавода. На УАЗе (мы видели это ужеуеговолжских собратьев) профессия автостроителя становится наследственной. У пенсионера В. А. С лободнюка , к оторыйипоныне трудится в цехе шасси, на заводе трое сыновей, работала здесь и дочь. Д ругуютакуюсемьюмы встретили вкузнице . Лучший кузнец области (есть такое звание) Борис Яковлевич Кострыгин — на Ульяновскомавтомобильномуже двадцать лет. А в день, к огда мы встретились, е го шестнадцатилетний сын Дима , т ожеработающийвкузнечном цехе, п о ­ лучал первую зарплату. У Бориса Яковлевича большая семья. Сам он родом из Приморскогокрая , из Уссурийска, бывший «ремесленник». Не сразу стал кузнецом , не сразу попал на самый сложный участок тяжелых моло ­ тов. Свободная ковка требует не про ­ сто мастерства — артистизма. О н «лепит» из куска металла деталь, п орой очень сложную , и весящуювдобавокбо ­ лее тонны . Д остаточно увидеть эту работу, чтобы понять — здесь требуется уменье представить себе вкуске металла то, ч ем он должен стать, увлечься процессом этого превращения , чувствовать, как свои руки , трехтонный молот. Таким видит свой трудкузнецКостры ­ гин, кавалер ордена ТрудовогоКрасно ­ го Знамени. Не раз избирали его член омрайкома партии вЗасвияжском районе, ч леномцеховогопартийногобюро . ...Мы снова на заводскомдворе . Навстречу катит новенький санитарный УАЗ . Свои первые километры он делает подуправлениемстарейшего водителяиспытателя завода П. Ф . Белова. Знак омствопроисходитв машине. — Я ведь ив войну на «санитарках» ездил, — говорит Павел Федорович . С самого начала оноказалсяв ее пек ­ ле — п од Вязьмой. Война застала дере ­ в енского парня вродном совхозе, вУльяновской области. М ашину , на ко - . т орой он работал шофером , направили на фронт. Белов, как и все, рвался на передовую . Под Наро - Ф оминскомфор ­ мировали автомобильный полк для отправки восажденныйЛенинград . О н не попал. Ему досталась скромнаяработа — перевозить раненых и санитарные гру ­ зы. Четыреста километров от Вязьмы доМосквы за грузоми — по санитарным пунктам . О нговорит об этом тихо. На передовой не был, в боях не участвовал. — А случалось попадать под бомбеж ­ ку? — Д а , «мессершмитты» поливали оче ­ р едями , ездили мыс ними наперегон ­ ки. Там главное было, чтобы не попал в колеса. Колеса целы — уйдешь. Он говоритоб этом так жеспокойнои медленно. Но все-таки, с «мессершмиттами» н аперегонки — это же не ти ­ хая работа. Полтора месяца Белов «шоферил» в Вязьме. И это были как раз те дни, к огдагородбомбилинепре ­ рывно, почти целикомразрушили . О н помнит сбитого немецкого летчика, к о ­ т орый был удивлен тем , что его сбили в Вязьме: «мы считали, что городауже нет». Белов помнит раскиданныежелез ­ н одорожные составы, г орящие вагоны сбоеприпасамии раненых, раненых. О н возил санитарные грузыикровь для раненых со складов на передовую — во Ржев, Великие Луки . Под бомбежкой , наперегонки с немецкими самолетами, с утками не отпускал руль. С егодня Павел Федорович испытывает санитарные машины на Ульяновскомавтомобильном заводе. С покойно , точно, как всегда. О чем он думает на дорогахвзеленом УАЗе? Что вспоминает? О н лучший водитель области. Самая хорошая машина, самые четкие записи, самый большой километраж... Наши встречи сульяновскими автомобилестроителями подходят кконцу . Впер еди — последний пункт волжского маршрута — г ород Тольятти, строительство Волжскогоавтомобильного завода. Последний вечер в Ульяновске. Улицы украшены флагами, транспарантами. Яркие колоннымолодежи стекаются к центру. О собенноторжественноу памятника В. И. Ленину. У льяновскиекомсомольцыпришлисюда , чтобы отметить 50-летие областной организацииВЛКСМ . Ч еткимстроем поднимался на трибунынеобыч ­ ный отряд. Это были пожилыелюди . Нар ядныеи взволнованные, шли они по площади. П ервыекомсомольцы Ульяновска, с обравшиеся со всей страны. Они помнят этот городещеСимбир ­ ском. Тот вечер был согретпеснями , о гня ­ ми факельного шествия, аплодисментами на площади . Ульяновский комсомолу памятника Ленину рапортовал о своих делах. С егодня , к огдамыподводим итоги автоэкспедициипозаводам на Волге, все ульяновцы рапортуюто своих успехах, вместе со всем советскимнародомторжественно встречают знаме ­ нательный день столетия со дня рожде ­ ния своеговеликого земляка. И в числе первых, кто достойнопришелк этому дню , — Ульяновский автомобильный завод, его замечательные люди . А. БРОДСКИЙ, Н. СЕМИНА, спецкоры «За рулем»Ульяновск