28
29
ЗАКАЗЧИК —ЦК ДОСААФДля обеспечения спортивно-технических клубов, культивирующих автомобильные кольцевые гонки и нартинг, Центральный Комитет ДОСААФ разместил крупные заказы по изготовлению спортивной техники >на двух предприятиях. Одно из них, Ленинградский завод спортивного судостроения, должен изготовить в нынешнем году 700 картов модели АК-3. Большую партию картов — 200 штук — построит Таллинский авторемонтный завод № 1. Эти машины помимо своего спортивного назначения важны икак средство обучения школьников автоДелу.Материал под таким заголовком, опубликованный в прошлом году («За рулем», № 6), судя по письмам в редакцию, заинтересовал читателей-мотоциклистов. Они единодушно высказались за оснащение мотоциклов указателями поворота, но отметили недостатки предложенного в статье реле-прерывателя — возможность использования лишь маломощных ламп (от карманного фонаря], трудность регулировки, неприспособленность для работы от сети переменного тока. Выпускаемые промышленностью автомобильные электротепловые реле-прерыватели типа РС-57 при установке на мотоцикл имеют слабые стороны: они работают только на постоянном токе, значительно изменяют частоту «мигания» при колебании напряжения в сети. Кроме того, наличие контактной системы снижает их надежность. Однако для мотоциклистов, не знакомых с радиомонтажными работами, при оборудовании мотоцикла указателями поворота проще всего использовать именно такое реле, уменьшив величину добавочного сопротивления в нем до 8—9 ом (отмотать 10—12 витков нихромовой проволоки). Тот, кто обладает радиомонтажными навыками, может применить более подходящие для мотоцикла электронные реле-прерыватели, о которых по просьбе читателей рассказывает инженер Д. А. Кочетоз.Наиболее простая схема электронного реле для указателей поворота приведена на рис. 1. О на предложена И. Верзиным (журнал «Радио», 1966, № 6). Реле состоит из генератора прямоугольных импульсов на транзисторах Ti и Т2, усилителя на транзисторе Тз и выходного электромагнитного реле Р. Применение вспомогательного электромагнитного ре ­ ле, хотя и понижает надежность схемы, зато дает возможность несколько упростить ее, а также позволяет наиболее простым образом подключать поочередно лампы одной стороны. Это снижает максимальную нагрузку источников питания, что особенно важно при неполностью заряженной аккумуляторной батарее. Для такого соединения необходимы два переключающих контакта реле. Электронная часть реле собрана на отдельной изолированной плате (пластине) и соединяется с остальной схемой только двумя проводами 1—2 и3 — 4 . На тех мотоциклах, где с корпусом соединен «минус» батареи, з ажим1 нужно соединить сзажимом 4, а зажим3 — с зажимом 2, чтобы на зажим1 подавался по-прежнему «минус» источника пи ­ тания. В реле могут быть применены любые низкочастотные маломощные транзисторы, например, от П13 до П16 и от МП39 до МП41 . Сопротивления Ri , R 2 , R 3иR4 — любого типа (МЛТ, У ЛМ ) , конденсаторы Ci и Сг — электролитические, на рабочее напряжение 12 — 1 5 в, желательно типа К-50 или ЭМ . В качестве электромагнитного реле Рможно применить любое малогабаритное 6-вольтовое реле с током срабатывания не более 100 ма « максимально допустимым током через контакты не менее 2а. Пригодно, например, реле РЭС-9 с паспортом РС4524203 или РС4524202. При наличии реле РЭС-6 или РСМ, не подходящих по напряжению срабатывания, их обмотки можно перемотать проводом ПЭЛ-0,15 или ПЭЛ-0,13 до заполнения каркаса. В качестве переключателя Л использован стандартный мотоциклетный пере' ключатель (П-25, П-201, П-200) света фары. Налаживание реле сводится к тому чтобы установить одинаковое время горения передней и задней ламп указателя подбором резистора R2 . Подобное реле можно приспособить и для работы от генератора переменного тока. .Для этого между точками 1, 2, 3, 4 следует включить выпрямитель, как по ­ казано на рис. 2. Напряжение мотоциклетного генератора переменного тока сильно изменяется в зависимости от его нагрузки иско ­ рости вращения ротора — от 2,5—3 в при работе двигателя на холостом ходу и включенной лампе дальнего света фары до 16 — 1 8ви более при работе ге ­ нератора без нагрузки м езде с большой скоростью. Поэтому без довольно сложных стабилизаторов не удается заставить удовлетворительно работать указатели поворота при всех возможных режимах нагрузки генератора и скорости вращения ротора. Однако, применяя в указателях поворота лампочки от 3 до 6 вт (напряжение 12 в), а реле Р — с возмож ­ но более низким напряжением срабатывания ( 4 — 5 в), удается обеспечить удовлетворительную работу указателей почти во всех условиях ( к роме довольно редкого случая, когда двигатель работает на холостом ходу и включена лампа дальнего света фары). Лампочки в3 — 6 вт/ рассчитанные на напряжение 12 в, горят довольно ярко уже при напряжении 5 — 6 ви не перегорают при его повышении до 14 — 1 6 в. Электронная часть схемы вступает в Действие при напряжении примерно 3 — 4 в, и дальнейший его рост почти не сказывается на ее работе. Желательно лишь для защиты транзистора Т от возможного пробоя включить параллельно обмотке реле Р плоскостной диод (серии Д7 или Д226 с любым буквенным индексом), как показано на рис. 1 пунктиром. Наилучшие результаты можно получить, если коренным образом изменить схему электрооборудования мотоцикла с генератором переменного тока, переведя систему освещения на работу от аккумулятора, подзаряжаемого через выпрямитель (см. «За рулем», 1966, № 9). На мотоцикле с такой системой электрооборудования (или с обычной системой постоянного тока) можно установить более совершенное бесконтактное реле указателей поворота (рис. 3). О но отличается от изображенного на рис. 1 тем, что вместо электромагнитного выходного реле внем применен усилитель постоянного тока на транзисторах Тз и Т4. Благодаря отсутствию контактной системы такое устройство надежнее и долго-Сборка автомобилей «Эстония-15».Будет пополняться в 11970 году и парн гоночных автомобилей. Таллинский завод запланировал построить еще 30 машин «Эстония-15» {см. «За рулем», 1969, №10) с форсированным двигателем «ИЖ-Юпитер». Кроме того, он должен выпустить партию из 20 гоночных автомобилей «Эстония-16», снабженных двигателем автомобиля «Москвич-412». В общей сложности к концу года спортивные коллективы страны получат около тысячи гоночных машин.НАГРАДА ВЕТЕРАНАМВ Московском автомобильно-дорожном институте состоялась встреча ветеранов моторного спорта с молодежью. В гости к студентам пришли те, кто стоял у истоков отечественного автомобильного и мотоциклетного спорта и сейчас делает немало для дальнейшего его развития. Перед собравшимися выступили многократный чемпион страны А. Силкин, председатель президиума Федерации автомобильного спорта СССР Л . Афанасьев, заместитель командора каракумского пробега Н. Катушнин, рекордсмен по автоспорту Б. Удольский, неоднократный чемпион и рекордсмен страны Н. Шумилнин и другие. В торжественной обстановке многим участникам вечера были вручены нагрудные знаки ветеранов авто- и мотоспорта. Среди получивших награды известные мотогонщики И. Озолина, П. Баранов, участник каракумского автопробега Ф. Кузнецов, спортивные судьи А. Сабинин, О. Сивицкая, В. Березкин и другие.Л. Афанасьев вр>чает нагрудный знак ветерана чемпиону и рекордсмену СССР К. Минкнеру (слева). Фото В. Хватова ПОВОРОТОВвечнее. В качестве приборов Ti иТ2можно применить транзисторы от П13 до П16 или же от МП39доМП41 , а для Т3 — П213, П201 идля Т4 — П214 ( п римощно - , сти сигнальных ламп до6 вт каждая ) , П4 или П217 ( п римощности сигнальных ламп до 10—15 вт каждая). Транзистор Т4 желательно установить на небольшом2 радиаторе (80—100 см ) . Д иод Д1 — т ипаД303 — Д 305 . К онденсаторы С, и С2 — электролитические, л юбого типа, р або ­ чим напряжением 10—15 в. Резисторы от R, д оR5 , R7—МЛТ-0,5; У ЛМ — 0 , 1 2 ; Re — М ЛТ или ВС мощностью 1—2 вт. Ц ^ ф рывскобках на схеме обознача ­ ют номинальные параметрырезисторов при 12-вольтовой системеэлектрообору ­ дования. Если применитьв указателях лампы мощностьюдо3 вт каждая , м ожноиск ­ лючить из схемы ( с м . рис. 3) т ранзистор Тз, р езисторыR6lR7идиодДг , а правый ( п о схеме) в ыводрезистора Rs при ­ соединить к базе транзистора Т4, В этом случае Т4можно взять типа П201, П213. Н едостатком схемы, п оказанной на рис. 3, является необходимостьвсложномпе ­ реключателе П) (сдвоенный тумблер со средним фиксированным положением или телефонный ключ ) . В том случае, к огдав фонарях поворотов оба вывода сигнальной лампы изолированы от кор ­ пуса, для переключения сигналов можно применить стандартный переключатель П-200 (рис. 4) света фармотоцикла . Такие жефонари следует применить, если с корпусом соединен положительный полюс источников тока. О бе схемы можно упростить, но тогда значительно усложнится их наладка. М онтажная схема электронной части контактно - т ранзисторного реле ( р асполо ­ ж енной слева от точек 1и2 на рис. 1) приведена на рис. 5, а аналогичная схема бесконтактногореле ( с м . рис. 3) — на рис. 6. Реле собирают на плате — панели из гетинакса или текстолита толщиной 1,52 мм . Д ляподпайки выводов деталей исп ользуютмонтажные столбики — к усоч ­ ки луженой медной проволоки диаметр ом 1—1,5 ммидлиной 8—10 мм , к ото ­ р ые плотно вставляют в отверстия, п рос ­ верленные в плате. С оединениямежду выводами деталей показаны на рис. 5 и6 ( п унктиром — с оединения на лицевой стор оне панели, т очками — на оборотной ) . Размеры платы определяются габаритами деталей, п оэтомунужно сначала приоб ­ рести необходимые детали, а затем , расп оложив их на листе бумаги , уточнить положениемонтажныхстолбикови габар иты платы. Не следует располагать де ­ тали слишкомблизкои оставлять их вы ­ в одыменьше 8—10 мм , иначе возмож ­ ны короткиезамыканияв схеме или пор ­ ча деталей примонтаже . О риентировоч ­ ные размеры платы обоих реле: 5 0 — 6 0X80 —110 мм. Н апоминаем , что лампы мощностьюдо6 вт можно использовать тольковфо ­ нарях, с набженныхотражателем (типа велосипедной фары), иначе днем их не будет видно. Д . КОЧЕТОВ, инженер Рис . 1. ного реле, Схема контактно-транзисторР ис . 2. Выпрямитель для питания реле от бортовой сети переменного тока. Рис. 3. Схема бесконтактного указателей поворота. релеР ис . 4. Вариант с применением стандартного переключателя типа П-200. Р ис . 5. Монтажная схема электронной части контактно-транзисторного реле. Р ис . 6. Монтажная схема бесконтактного рзле.