Да, вопрос стоит именно тек. Хотя не надо, конечно, понимать его прямолинейно, в смысле справится ли водитель с обязанностями автоинспектора. Заголовок статыи предполагает другое. М ожет ли водитель управлять движением, оставаясь на своем рабочем месте — в кабине грузовика, автобуса и вообще любого автомобиля. Не опешите отрицательно качать головой. Нетрудно доказать, что возможностей для этого у .него более чем достаточно. вы мажете сказать, что водитель помогает порядку на улицах и дорогах уже тем, если сам всегда дисциплинирован, всегда следует правилам движения. И будете отчасти правы. Забота о своей безопасности способствует и безопасности окружаю ­ щих. И все-таки не всегда то, что хорошо одному, удобно и всем остальным. Нельзя не принимать во внимание общие интересы. Равнодушие к ним часто и рождает всякие аварийные ситуации и конфликты. Конфликты, которые вовремя урегулировать не представляло большого труда. Вот довольно распространенный, к сожалению, пример, воплощенный художником в первом рисунке. Узкая улица, одна за другой идут машины. А у самой осевой застыл автомобиль:МОЖЕТ ЛИ ВОДИТ ЕЛ Ь РЕГУЛИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ?надо повернуть налево, да вот никак не получается. Вроде бы, и поток не очень плотный, но все-таки дистанция невелика, и вот проходит минута за минутой, а водитель все ждет момента, «просвета»... И никто из проезжающих почему-то не решится притормозить на несколько секунд, приглашающе махнуть ему рукой. И стоит машина... Формально — все «по правилам». А всем неудобно. М а ­ шина у осевой мешает обгону, возле нее вынуждены снижать скорость и попутные и встречные: всякое может случиться — ведь обзорность ограничена. Будь поблизости инспектор ГАИ, он наверняка приостановил бы поток и устранил явную помеху на пути многий. Ну а сами водители не в состоянии что ли оценить сложившуюся обстановку? Да нет, просто не задумываются, не обращают внимания. Или вот второй рисунок, который без сомнения мог быть сделан с натуры в любом городе. П о улице можно двигаться в два ряда, но, увы, не получается. И только потому, что некоторые водители « е думают о других, тянутся, как говорят, ни тут, ни там. Оправа не объедешь — слишком узко, слева — опасно, выхо-дишь на полосу встречного движения, мешаешь другим. А в результате — ползут, как черепахи, все. К о ­ нечно, стоит нанести здесь разделительные линии, и пропускная способность дороги сразу же резко возрастет. Но ведь разметить краской все улицы невозможно. Надо, извините, и самим соображать. И дело не только в том, что при таком стиле езды не избежать заторов даже на самых широких проспектах. Он просто небезопасен. К ое кто этому утверждению, может быть, и удивится: мол, тише едешь — дальше будешь. Не всегда. Обязательно найдутся водители (да и осуждать их трудно), которые в конце концов не выдержат ритма этой «процессии», рискнут пойти на обгон, и очень возможно, в самых неблагоприятных условиях. Тогда в аварийной обстановке нередко оказывается и тот, кто, вроде бы, ехал не спеша, не рискуя. А подумайте, с чего все началось. Ну что стоит держаться правых рядов, если едешь неспеша? Да ничего не стоит, виной всему зачастую наша безалаберность. Вы помните, конечно, что всех, кто движется со скоростью менее 30 км/час, правила движения обязали занимать только первый ряд. Но это не означает, ведь, что при скорости 35 — 4 0 км/час об этом требовании можно забыть. К сожалению, у мнопих наших водителей прямо какая-то страсть к езде в левых рядах. Д аже на довольно широких магистралях посмотришь, справа все свободно, а у осевой — буквально расталкивают друг друга локтями. Кто же « р оме самих водителей должен регулировать здесь движение? Хорошо еще, если сигнал-напоминание возвращает такого водителя к действительности и он быстренько освобождает дорогу. А сколько еще попадается упрямцев, которым сигналь—не сигналь, они и знать ничего не хотят — им так удобнее. Честное слово, таких людей стоило бы на время лишать водительских прав, ибо нет ничего страшнее в человеке за рулем, чем неуважение и грубость к другому. И не только в отношении водителей, но ик пешеходам. Мы, водители, мечтаем о пешеходе, относящемся к нашей нелегкой работе с пониманием и уважением, не создающем помех движению. Желание понятное. Но для этого надо проявлять внимание ик пешеходам. Посмотрите, например, как вольготно устроились (так и хочется сказать — разлеглись) эти водители на пешеходном переходе (третий рисунок). Спросите: удобно ли им? Наверное, не сразу поймут, о чем и речь. Потому что просто не смотрят себе под ноги, а точнее под колеса. И зря. Разве не ясно, что в такой ситуации надо было остановиться перед пешеходным переходом. Ведь впереди у светофора горит красный аипнал, и ехать IB общем-no .некуда. А сейчас получилось ни себе, ни людям в прямом смысле слова. Пользуясь паузой, пешеходы могли бы перейти улицу быстро и безопасно. Теперь же они вынуждены лавировать между автомобилями, как слаломисты, поминая водителей недобрым словом. А ведь как аукнется — так и откликнется!Четвертый рисунок тоже не домысел художника. Взгляните «а этого мечущегося по проезжей части человека. Как он очутился в гуще машин? Конечно, иногда в таком незавидном положении люди оказываются по собственной воле. Пытаются перебраться через улицу при красном сигнале светофора, махнув рукой на всякие правила. Эти сами себя наказывают. Но чаще такие ситуации складываются потому, что у иных водителей просто