На этот раз только «серебро»Семь лет не знали советские мотоциклисты поражений в официальных международных соревнованиях на ледяных тренах. Начав с победы в розыгрыше Кубка ФИМ в 1963 году, наши гонщики затем неизменно завоевывали полные комплекты медалей всех достоинств на двух чемпионатах Европы и четырех первенствах мира. Нельзя сназать, что успехи эти давались легко. На каждом соревновании советским спортсменам приходилось выдерживать острую конкуренцию со стороны сильнейших зарубежных гонщиков, и прежде всего мотоциклистов Чехословакии и Швеции. Отстаивать передовые позиции в международном ледовом спидвее нам всегда помогал очень ровный по силам состав сборной команды страны. Перед началом каждого очередного чемпионата тренерам нашей сборной приходилось решать нелегкую задачу — выбрать четырех достойных из 10 — 1 2 почти равных по мастерству гонщиков. В нынешнем году тренерам тоже было трудно. Но сложность задачи на этот раз заключалась в другом — кому, кроме Г. Кадырова, доверить место в сборной, переживающей сейчас процесс смены поколений. По разным причинам не смогли принять участие в чемпионате Б. Самородов, В. Цибров, Ю. Дудорин, Ю. Чекранов, не в лучшей спортивной форме находились А. Кучеренко, Ю. Ламбоцний, КЗ. Дубинин. Достойной замены им не оказалось. Было ясно, что Г. Кадырову будет нелегко отстаивать титул чемпиона мира. К тому же из каждого полуфинала в финал допускалось только по два спортсмена одной страны. Международные товарищеские соревнования, состоявшиеся накануне первенства мира в нескольких городах нашей страны, подтвердили опасения. Возросшее мастерство продемонстрировали чехословацкие и шведские гонщики. Особо сильное впечатление оставляла подготовка наших старых знакомых — А. Шваба, К. Вестлунда и новичка в элите сильнейших К. Самуэльсона. Уфимский полуфинал чемпионата-мира делегировал в Швецию следующих гонщиков, занявших места соответственно с первого по восьмое: Ю. Дубинина, Ю. Ламбоцкого (оба СССР), А. Шваба (Чехословакия), К. Самуэльсона, X. Юхансона (оба Швеция), С. Кубичена (Чехословакия),- А. Сержбудээ (Монголия) и П. Петкова (Болгария). Остальные восемь спортсменов получили путевки • финал после выступления в Инцеле (ФРГ). Вот их имена: К. Вестлунд (Швеция), Г. Кадыров, В. Катюжанский (оба СССР), Я. Махач (Чехословакия), А. Росс (Англия), Г. Зигль (ФРГ), И. Нильсон (Швеция) и А. Каспер (Чехословакия). Не удалось пробиться в финал троим нашим гонщикам — А. Кучеренко, В. Кононовичу и В. Чапало. Лучше всех в Швеции выступил Антонин Шваб, набравший 15 очков из 15 возможных. Замечательный чехословацкий спортсмен стал новым чемпионом мира. Советские любители спорта давно знают и любят этого мужественного, бескомпромиссного в борьбе на дорожке гонщика. Антонин Шваб — участник всех первенств Европы и мира. Он был всегда одним из основных соперников наших спортсменов. И вот теперь Шваб завоевал первую золотую медаль за победу в зимнем спидвее. Его успех, несомненно, повысил интерес к чемпионату мира среди зарубежных спортсменов. Всего одно очко проиграл чемпиону Г. Кадыров, занявший второе место. Третьим был швед К. Вестлунд — 12 очков. На последующих местах — К. Самуэльсон, В. Катюжанский. Ю. Дубинин, А. Росс и Ю. Ламбоцний. В спорте всегда так : чем острее борьба — тем почетнее победа. А появление достойных соперников должно послуж ить стимулом для дальнейшего совершенствования мастерства наших ведущих гонщиков, более серьезной работы с молодежью.ТТехника за рубежом^ кМопед •«Балкан МК50-2»4Мотоциклы этой марки появились на дорогах Народной Республики Болгарии немногим более десяти лет назад. Их производство освоило объединенное хозяйственное предприятие «Балкан» в городе Ловеч, которое, кроме мотоциклов, строит и автомобили. Ходовая часть для мопедов и мотоциклов изготовляется в Ловече, а двигатели « ним поступают с завода «Средец» из Софии. Среди различных моделей «балканов» наиболее распространена в настоящее время МК50-2. Это мопед с одноцилиндровым (49 см 3 ) двухтактным двигателем мощностью 3,3 л. с. при 6500 об/мин. Он снабжен трехступенчатой коробкой передач, телескопической передней и маятниковой задней подвесками, шинами размером 2,50—23. Силовой агрегат машины крепится консольно к раме хребтового типа. Мопед весит 60 кг и может развивать до 65 км/час. Расход горючего — около 2,2 л на 100 км пути. Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт по двигателям и автомобилям (НИПКИДА) в Софии за последние несколько лет провел большую работу по созданию нового семейства (50, 75 и 100 см3) легких мотоциклов для завода в Ловече. Первые легкие мотоциклы «БалканМ75» были выпущены к 25-летию Народной Республики Болгарин. На новой машине устанавливается одноцилиндровый (46X44 мм. 73 см 3 ) двухiIалканы» из ЛовечаНаряду с легкими машинами, пред приятие «Балкан» совместно с заводом «Средец» выпускало до недавнего времени 250-кубовые мотоциклы. На них сто3 ял одноцилиндровый (70X64 мм, 247 см ) двухтактный мотор мощностью 12,5 л. с. при 4800 об/мин, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач. Они весили около 150 кт и развивали скорость 110 км/час. На смену этой модели НИПКИДА разработал семейство унифицированных мотоциклов более современной конструкции с двигателями рабочим объемом 125, 3 150 и 175 см и мощностью соответственно — 9, 11 и 13 л.с. при 6000 об/мин. В настоящее время завод осваивает 3 производство мотоциклов класса 175 см . Следующий шаг — переход на выпуск 3 машин классов 50, 100, 125 и 150 см .( 1 ttl^iKmtw* § -адНК -"' •> i£*J^y • ^ ^ И Кеде HHIi^1/Ш JrAsjjt1 IVl .^tiI- . _ ...Д .,'...-^•ii.,^^^r W.: ННвлЛегкиймотоцикл«Балкан-М75».тактный двигатель, унифицированный для всех моделей семейства. Моторы различаются лишь размерами цилиндра и кривошипно-шатунного механизма. Мощность их составляет соответственно 4,7: 6,0 и 7.5 л. с. при 6700 об/мин. Они довольно значительно форсированы — степень сжатия достигает 9,5 — и поэтому требуют бензина с октановым числом 96. Коробка передач теперь имеет четыре передачи, исключен педальный привод, применен герметичный кожух цепи главной передачи. По-иному решена и рама мотоцикла; она представляет собой дуплексную трубчатую конструкцию, к которой снизу крепится силовой агрегат. Как иу других легких мотоциклов, база «Балкана-М75» невелика — 1215 мм, а высота по седлу составляет 805. На новой модели применены колеса и шины уменьшенного размера (2,75—16), в соответствии с последними тенденциями. Мотоцикл, весящий 80 кг, может развивать скорость до 80 км/час. Мощный мотор обеспечивает ему неплохую приемистость — разгон с места до 60 км/час занимает 7,5 секунды. В то же время двигатель обладает достаточно гибкой характеристикой — минимальная скорость на высшей передаче составляет 25—30 км/час. Расход топлива у нового «Балкана» невелик и при скорости 50 вм/час равен 1.7 л на 100 км.Завод БМВ испытал на легковых автомобилях модели «2002ТИК», специально подготовленных в прошлом году для участия в розыгрыше «Трофея Европы» среди серийных машин, установку турбонаддува. Она была смонтирована на форсированном четырехцилиндровом (89Х 3 Х80 мм, 1990 см ) двигателе. Турбина приводится во вращение отработавшими газами. Установленный соосно с ней центробежный нагнетатель при 80 тысячах оборотов в минуту подает горючую смесь во впускной коллектор под избыточным давлением 0,98 атмосферы. Двигатель развивал мощность 280 л. с. при 6000 об/мин, в то время какв форсированном варианте, но без турбонаддува, он показывал 205 л. с. при 7000 об/мин. Наддув не привел к резкому увеличению расхода топлива — он составил 258 г/л. с. в час. Попытки поднять избыточное давление наддува до 1,44 атмосферы позволило увеличить мощность до 330 л. с. при 7500 об/мин. Однако надежность работы резко упала вследствие коробления головки из-за местных перегревов. Легковой автомобиль, снабженный 280-сильным мотором с турбонаддувом, развивал максимальную скорость 250 км/час. Столь высокая форсировка неизбежно привела к сокращению долговечности двигателя. Тем не менее «гот эксперимент по форсировке почти серийного мотора при помощи турбонаддува представляет значительный технический интерес.1нтереснын экспериментТрадиционная анкета, ежегодно проводимая среди технических обозревателей специализированных автомобильных журналов некоторых стран для определения наиболее совершенной конструкции легкового автомобиля (см. «За рулем», 1969, № 9), назвала лауреата за 1969 год. Наибольшее число голосов собрал ФИАТ-128 (см. «За рулем», 1969, Л6 11), который оставил позади такие новинки года, к ак «Аутобьянки-А112», «Рено-12» (см. «За рулем», 1970, Ш 1) -И «ФордКапри» (см. «За рулем», 1969, М 9). Таким образом, за пять лет существования анкеты автомобили ФИАТ дважды (в 1965 и 1969 годах) добивались успеха.автомобиль года30