СКОЛЬКО МЫ СТРОИМ АВТОМОБИЛЕЙНаш читатель А. Оленин из Кривого Рога интересуется темпами производства автомобилей в Советском Союзе в послевоенные годы. Выпуск автомобилей (в тысячах штук) советской промышленностью по годам, начиная с 1945 по 1969 год, то есть почти за четверть столетия, приведен в таблице. Все цифры взяты из ежегодных сообщений ЦСУ СССР и «Краткого автомобильного справочника ННИАТ» (Издательство «Транспорт», 1967).А ТОМГоды Всего 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 74,6 102,2 133,0 197,1 276,0 162,9 288,7 307,9 354,2 403,9 445,3 464,6 495,4числе легковые 5,0 6,3 9,6 20,2 45,7 64,6 53,6 59,7 77,4 94,7 107,8 97,8 113,6Годы 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969Всего 511,1 495,0 523,6 555,3 577,5 587,0 603,1 616,0 675,0 728,8 800,9 844,3В том числе легковые 122,2 124,5 138,8 148,9 165,9 173,1 185,2 201,0 230,0 251,4 280,3 293,6щадь, у Покровских ворот, 73 места; № 7. Лужники, у гостиницы «Юность», 114 мест; Hi 8. Фрунзенский вал, 114 мест (тел. 242-89-65); № 9. ВДНХ, у главного входа, 124 места; Н> 10. СонольниЧеский вал, у парка культуры и отдыха «Сокольники», 80 мест (тел. 268-08-23); N» 1 1 . Новочеремушкинская ул., 360 мест (тел. 125-16-67); № 12. Центральный парк культуры и отдыха, Крымский мост, 132 места; № 13. ВДНХ, у обелиска «Космонавтика», 140 мест; Ht 15. Площадь у гостиницы «Украина», 58 мест (тел. 243-38-03); Hi 17. ул. Бирюсинка, 120 мест (тел. 163-12-40); № 19. Л ужники , напротив Дворца спорта, 249 мест; № 2 1 . Новоалексеевская ул., 200 мест; № 22. Варшавское шоссе, у завода им. Карпова, 72 места; № 24. Савеловский путепровод, под эстакадой, 100 мест; № 25. ул. Чкалова, Ульяновская эстакада, 120 мест; N» 27. Химки-Ховрино, ул. Беломорская; № 28. ВДНХ, 280 мест; № 3 1 . Рогожский вал, у рынка, 150 мест; № 32. ул. Эйзенштейна, у ВДНХ, 405 мест (тел. 227-34-41).дуируются в нашей стране в единицах а плотности — г/см . В некоторых странах принята градуировка в условных единицах—градусах Боме (французский химик XVIII века, изобретатель ареометра), определяемых глубиной погружения ареометра в 15-процентном растворе поваренной соли в дистиллированной воде при 15 градусах по Цельсию. Между плотностью ( т ) электролита в г/смз и градусами Боме (Б°) существует такое соотношение:т =14^fи 15ЧС)_145 - Б° Для перевода значений плотности по этим шкалам можно пользоваться таблицей: Градусы Боме (Б°) 16 18 20 22 24 26 Плот(г/смз) 1Д2 1,14 1,16 1,18 1,20 1,22 Градусы Боме (Б°) 28 30 32 34 36 38 Плотность (г/смЗ) 1.24 1,26 1.28 1,30 1,33 1,35ТОЛЬКО СПОРТСМЕНАМ«Очень желательно повысить мощность дорожного мотоцикла. Как это сделать?» «Достаточно ли увеличить степень сжатия подрезкой головки цилиндра?» «Какие работы надо провести, чтобы мотоцикл «ходил» быстрее?» Вопросы, связанные с форсировкой двигателей дорожных мотоциклов, содержатся во многих письмах, поступающих в редакцию. Форсировка любого двигателя — это не только (и не всегда) увеличение степени сжатия, то есть уменьшение объема камеры сгорания. Если идти одним этим путем, очень быстро наступит верхний предел, дальше которого форсировать двигатель уже невозможно без применения вместо бензина специальных спиртовых и некоторых других видов топлива. Поэтому всегда совместно с этим способом форсировки применяются другие, цель которых увеличить вес заряда горючей смеси, поступающей в цилиндры в такте впуска. Проведение таких работ, безусловно, требует хороших знаний и практических навыков, большого труда и определенных затрат. Должны предупредить также, что любая форсировка в той или иной степени сокращает долговечность двигателя. Особенно ощутимо это сказывается на двигателях малого рабочего объема, а устанавливаемые на легких мопедах микролитражные двигатели типа Д-4, Д-5 вообще нельзя форсировать без риска загубить их. Как видим, не случайно заводы-изготовители двигателей в целом отрицательно относятся но всяким форсировкам, проводимым мотолюбителями домашним способом, без заводских рекомендаций, и снимают гарантии на двигатели, подвергшиеся переделкам. По этим причинам многочисленные рецепты форсировки тех или иных серийных мотоциклетных двигателей предназначаются для мотоспортсменов, а не мотолюбителей. Познакомиться с этими рецептами можно в многочисленных литературных источниках. |Вот некоторые из них: А. Н. С илки н. Подготовка мотоциклов к соревнованиям* (Издательство ДОСААФ, 1964). В. В. Б екма н. Гоночные мотоциклы (2-е издание, издательство «Машиностроение», 1969). И. Г, З отов . Подготовка мотоциклов н соревнованиям (Издательство ДОСААФ, 1963). И. Г. З о ­ т ови Б. И. П анферов . Справочник мотоциклиста (Издательство ДОСААФ, 1964). Аналогичные материалы печатались ив журнале «За рулем»: 1964, № 6; 1965, N. 10; 1966, № 1; 1967, Hi 1; 1969, № 1 и 5.КАК ЗАКЛЕИТЬ ТРЕЩИНУАвтолюбители Б. Павлов из Ленинграда, М. Баранов из Минска и многие другие читатели хотят знать, можно ли заклеить треснувшую банку аккумуляторной батареи и, если можно, то какой клей для этой цели наиболее пригоден. Предлагаем два очень доступных рецепта клея для ремонта треснувших аккумуляторных банок. Первый — замазка из 45 процентов (по весу) размельченного асбеста, 24 процентов битума, 1 процента канифоли и 30 процентов размельченного материала старой аккумуляторной банни. Технология приготовления замазки таная: сначала расплавьте битум, добавьте в него канифоль, затем, непрерывно размешивая, засыпайте туда же асбест и размельченный материал, из которого сделана банка. Клей готов. Наносим его шпателем на поврежденное место. Перед этим трещину нужно разделать на глубину 2 — 4 мм. Второй состав, пожалуй, даже проще. Для него потребуется 10 мл ацетона, 5 г целлулоида и столько лома из старой банки, сколько нужно, чтобы образовалась тестообразная масса. Способ применения тот же, что ив первом случае.Таким образом, наша промышленность быстро оправилась от последствий войны и по сравнению с 1945 годом производство автомобилей в целом увеличила в 11,3 раза, а легковых машин в 58,7 раза.ДЛЯ ТРАНСМИССИИ «МОСКВИЧА-408»«Чем заменить гипоидное масло (ГОСТ 4003 — 53), которое применяется всесезонно в задних мостах и коробках передач «Москвича-408»? — спрашивает И. Миргородский из г. Белгород-Днестровский. — Не подойдет ли для этого масло ТАп-15?» Прежде всего заметим, что в самом вопросе содержатся две ошибки. Во-первых, масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003 — 53) годится только для заднего моста «Моснвича-408», и его нельзя применять в других агрегатах трансмиссии. Это масло — осерненная смесь экстрактов селективной очистки остаточных масел (смолки) и веретенного дистиллята. Во-вторых, оно предназначено только для летнего времени. Масло ТАп-15 (ГОСТ 8412—57) — автотракторное трансмиссионное (старое название — «нигрол»), разбавленное маловязким маслом с присадкой 5 процентов ЛЗ-6/9 или 0ТП, — совершенно не пригодно для гипоидных передач. В коробке же передач «Москвича-408» его применять как раз можно (даже нруглый год). В этом случае оно является заменителем масел: всесезонного ТС-14,5 без присадок (М1РТУ № 38-1-150—64) или летней «смолки» (ГОСТ 3781 - 5 3 ) .О РОТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХЧитатель Н. Перетятько спрашивает, где найти описание работы роторного двигателя и какая есть литература по устройству таких двигателей. Устройство и принцип работы роторного двигателя типа «Ваннель» были описаны в нашем журнале в 1960 году (№ 2). Рассказывали мы ио других роторных двигателях: Рзджкаруны (1963, № 6), Ружицкого (1961, № 12), Меркера и «Реио» (1965, № 12). О применении моторов этого типа на йвтомобилях и мотоцинлах шла речь в статьях, опубликованных в 1965 году (№ 12) и 1966 году (№ 9). Краткое описание отдельных двигателей можно найти в следующих номерах «За рулем»: НСУ-Ро80 — Hi 4 за 1968 год, «Мерседес-Бенц-К111» — № 1 за 1970 год и «Мацуда» — № 2 за 1970 год. У нас {выпущены, правда, небольшим тиражом, две специальные книги. Первая — «Автомобильные роторно-поршневые двигатели» Н. Ханина и С. Чистозвонова (Машгиз, 1964), вторая — «Новые конструкции роторно-поршневых автомобильных двигателей» Б. Лучинина (НИИНавтопром, 1968).ГОСТЯМ СТОЛИЦЫРедакция получает много писем от автомототуристов, желающих посетить Москву. Они спрашивают, где остановиться на несколько дней, чтобы познакомиться со столицей, с ее историческими памятниками, где поставить автомобиль или мотоцикл на хранение и т. д. Специально для автомобилистов и мотоциклистов предназначены два мотеля — на Варшавском шоссе (тел. 119-89-15) и на Минском (тел. 249-75-81). Оба — на /пересечении с Московской кольцевой дорогой. Кроме того, в Управлении высотных домов и гостиниц имеется так называемая группа размещения, где круглосуточно по телефонам 241-11-00 и 241-10-90 можно узнать о наличии свободных мест в гостиницах. А вот адреса охраняемых стоянок: Нг 1. пл. Революции, у Китайской стены, 63 места (тел. 228-29-36); № 3. пл. Пушнина, 78 мест; № 4. Кропотнинская набережная, у бассейна «Москва», 57 мест; Hi 5. ул. Серафимовича, у кинотеатра «Ударник», 39 мест; № 6. Хохловская плоГРАДУИРОВКА КИСЛОТОМЕРОВН. Столбов из г. Волжского спрашивает, как перевести плотность электролита, указанную в градусах Боме (инструкция к мотоциклу «Лапнония»), в значение плотности, принятое у нас. Специальные кислотомеры (денсиметры), применяемые для определения плотности электролита в аккумуляторах, гра