НОВАЯ СТРОКА В СПОРТИВНОМ КАЛЕНДАРЕОдним иэ главных «действующих лиц» этого турнира был стадион. Старый, заслуженный московский стадион «Динамо». Зимой 1937 года на его главное поле выехали студенты-мотоциклисты Московского института физкультуры н провели показательную встречу по футболу на мотоциклах. Т ак начинался советский мотобол. Сейчас он у нас приобрел повсеместную популярность. Но в столице, на своей родине, мотобол, к ак это ни странно и ни огорчительно, оказался забытым. И вот в 1970 году «Динамо» проводит зимний всесоюзный мотобольный турнир, посвященный 25-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Призы жур ­ нала «За рулем» (за первое место), отдела спорта Центрального телевидения (за второе место) и Мострансагентства (за третье место) оспаривали шесть команд, из них четыре — класса «А» во главе с четырехкратным чемпионом СССР «Домбаем» и обладателям Мубка СССР элистинской «Кометой». Финальная встреча транслировалась по Центральному телевидению. Со спортивной точки зрения турнир был интересным. Матчи проходили в напряженной борьбе. Достаточно сказать, что {«Комета» с большим трудом одолела дружно игравших шахтинцев, а «Домбай» выиграл у самой молодой в турнире команды — «Темпа» лишь в дополнительное время, и будь москвичи чуть опытнее, к ак знать, добрались бы чемпионы страны до финала или нет. Поле, н сожалению, было слишком скользким, и играть на нем было трудно, даже спортсменам, мастерски владеющим мотоциклом. Трудности эти сузили тактические возможности команд, и зрелищно такой мотобол выглядел беднее летнего. Но втоже время в этих условиях преимущество получили более тактически гибкие команды. Т ак что вполне занономерен успех победителя турнира «Кометы» — команды, где молодежь хорошо усвоила игровые тради8ии. Похвального слова заслуживают деютант нласса «А» «Горняк» и «Темп», который, надо надеяться, положит начало возрождению столичного мотобола. Огорчил «Домбай». Создается впечатление, что четырехкратный чемпион, команда, кстати, одна из самых стабильных по составу, не ищет новых путей к воротам соперников. В целом турнир удался. Это мнение большинства его участников, зрителей, с которыми говорили корреспонденты журнала. Сейчас, когда в спорте стираются сезонные границы, когда летом играют вхоккей , а зимой продолжают выступления легкоатлеты, зимний мотобол надо рассматривать как важное средство поддержания спортивной формы, лучшей организации тренировочной работы. Т ак что вполне закономерным было пожелание утвердить всесоюзные эимние соревнования мотоболистов постоянной строкой в спортивном календаре, предоставляя право его проведения разным городам и приглашая больше команд. Результаты матчей Четвертьфиналы: «Горняк» (Шахты) — «Адажя» (Рига) — 4 : 3 . «Темп» (Москва) — «Омега» (Ленинград) — 3 : 1 . Полуфиналы: «Комета» (Элиста) — «Горняк» — 3 : 0 . «Домбай» (Черкесск) — «Темп» — 2 : 1 . Финалы. За 3-е место: «Горняк» — «Темп» — 4 : 2 . За 1-е место: «Комета» — «Домбай» — 5 : 2 . Эпизод из первого матча турнира. Нападающие «Горняка» атакуют ворота «Адажи».(УРАЛ)СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯТрехосный вездеход, а точнее — автомобиль высокой проходимости «Урал-375» родился девять лет назад. П рошедшие годы показали отличные эксплуатационные качества этой машины в тяжелых дорожных и климатических условиях. Тысячи ><375-х» успешно трудятся на строительстве газопроводов и линий электропередач, в геологических партиях, « а лесоразработках — всюду, где от автомобиля требуются выносливость, высокая мощность, проходимость. Свидетельством тому — диплом I степени ВДНХ СССР 1964 годаи все расширяющийся опрос на уральские грузовики за рубежом . Не останавливаться ни на минуту — девиз уральских автомобилестроителей. Это, конечно, не значит, что нужны все время коренные (нововведения. Речь идет прежде всего о методической модернизации отдельных деталей, что подчас оказывается ценнее. С начала освоения производства «уралов», с 1961 года, коллектив непрерывно совершенствует свои машины. Тысячи километров испытательных пробегов, постоянное наблюдение за автомобилями в десятках автотранспортных предприятий, длительные контрольные испытания, отзывы и предложения водителей и инженеровэксплуатационников определили направление работы по доводкеи усовершенствованию конструкции «Урала-375». Всего за эти годы были внедрены сотни различных изменений. Н евозможно , к о ­ нечно, перечислить их в статье. Остановлюсь лишь на нескольких, наиболее важ ­ ных. Д умая об улучшениях, мы всегда имеемв виду тех, кто трудится на наших ма ­ шинах, стараемся сделать наш «375-й» работоспособным в любых условиях. Чтобы обеспечить надежный пуск двигателя зимой, автомобиль снабжается пусковым по ­ догревателем, к оторогоне было на первых образцах. Теперь даже при 40-градусном морозеи ветре можно быть уверенным, что через 25 — 3 0 минут прогрева мотор заработает. Наши машины должны работать в таких условиях, где обычные автомобили беспомощны. Это, конечно, предъявляет особые требования к прочности агрегатов, в первую очередь узлов ходовой части и трансмиссии. Непрерывное улучшение этих систем — задача номер один конструкторов, технологов и испытателей завода. Возьмем хотя бы раму, к которой с точки зрения прочности предъявляются особо сложные требования. Сейчас вторая ее поперечина крепится клонжеронам штампованными башмаками, а третья и четвертая (трубчатого сечения) — литыми. Это намного усилило раму, увеличило ее надежность и долговечность. Стало прочнее и крепление буксирного прибора. Н о это не все. В перспективе мы наметили изготовлять лонжероны рамы из легированной стали 19ХГС. Тогда пробег машины до капитального ремонта достигнет по крайней мере 100 тысяч километров. Для автомобиля высокой проходимости это хороший показатель. Сегодня на нашей машине стальные кронштейны передних рессор вытеснили старые чугунные, а балки ведущих мостов усилены. Значительные улучшения сделаны в агрегатах трансмиссии. Так, после тщательного изучения условий работы карданных шарниров был изменен угол наклона двигателя назад, а в самих шарнирах уменьшен зазор между иглами и изменена кон ­ струкция сальников. В раздаточной коробке увеличена твердость шлицев проме ­ жуточного вала и передней обоймы. Н а первый взгляд, незначительные переделки,Фото В. Ширшова14