ЗАСЕДАНИЕ СЕМЬДЕСЯТ ПЯТОЕЗапорожский автомобильный завод, начав в 1960 году производство модели «965», постоянно ее модернизировал. С 1963 года он перешел на выпуск модели «965А» с 27-сильным двигателем взамен 23-сильного. Постепенно подвергались небольшим, но важным изменениям и другие узлы и агрегаты. Многие владельцы (сзапорожцев» ранних выпусков хотели бы усовершенствовать свои машины. Мы пригласили на сегодняшнее заседание «Клуба» специалистов завода «Коммунар» Ю. П. Майдачеаского и Ю. П. Бойко, а также обратились к литературе, чтобы познакомить членов клуба с некоторыми из этих полезных переделок. Позже был введен упор, полностью исключающий это явление и позволивший уменьшить на 15—20 мм ход педали. Одновременно был усовершенствован привод ручного тормоза. Подобную модернизацию владельцы «запорожцев» ранних выпусков могут провести своими силами. Для этого надо установить в тормозах передних колес (разумеется, на обе стороны) увеличенные тормозные цилиндры в сборе (узел 966-3501040-Б). Одновременно необходимо заменить болт М10 опоры колодки усиленным болтом М12Х1.25 длиной 65 мм (1 на рис. 1). Для этого в обоих поворотных кулаках 2 рассверливаем соответствующие отверстия с диаметра 10,1 мм до 12,1 мм. В самих же опорах 4 потребуется перерезать резьбу под новые болты. Надо обратить особое внимание на затяжку этих болтов при сборке и тщательно проверять ее при техническом обслуживании машины. Дело в том, что, если болт плохо затянут, во время торможения опоры колодок перемещаются, и болт может прогнуться, а это приведет к иодтормаживанию и нагреву тормозного барабана. В худшем же случае перемещение колодки окажется настолько большим, что манжета выйдет из тормозного цилиндра и вытечет тормозная жидкость. Последствия понятны каждому автомобилисту. Ограничитель (рис. 2) перемещения главного цилиндра состоит из кронштейна 3, соединенного электросваркой с нижней трубчатой поперечиной 1 подвески и болта 2с контргайкой 4. Кронштейн П-образной формы высотой 29 мм и шириной 40—45 мм изготовляется из стальной полосы толщиной 5—6 мм (если возникнут затруднения с приваркой кронштейна, можно закрепить его и при помощи хомута). Прежде случалось, что при износе тормозных накладок более чем на половину толщины снижалась, несмотря на регулировку (укорочение троса), эффективность ручного тормоза. Для устранения этого явления в 1967 году заводом введена новая распорная планка (рис. 3), в которой сделан дополнительный паз «А», менее глубокий, чем основной. При значительном износе накладок, когда расстояние между колодками увеличивается, планку переставляют относительно колодки на дополнительный паз. Таким образом планка как бы заменяется более длинной, и эффективность ручного тормоза практически восстанавливается. Заменить прежнюю планку новой несложно. В крайнем случае можно сделать ее самому или же приварить к старой детали дополнительный участок (на рисунке он заштрихован), как нередко делают многие владельцы старых «запорожцев».Р ис . 1. Опора колодок переднего тормоза: 1 — болт М12; 2 - поворотный ку лак; 3 — опорный щит тормоза; 4 — опора колодок; 5 — колодка. Р ис . 2. Ограничитель: 1 — трубчатая поперечина подвески; 2 — болт М12; 3 — кронштейн; 4 — контрпайка; 5 — главный тормозной цилиндр.УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЕ ТОРМОЗАС 1967 года на «Запорожце» модели «965А» и его модификациях устанавливаются тормоза, у которых диаметр колесных цилиндров увеличен с 19 до 22 мм. Одновременно в тормозной системе был сделан ряд других, небольших, но важных усовершенствований. В результате для достижения тех же замедлений, что и прежде, к педали тормоза теперь нужно прилагать усилие примерно на 30 процентов меньшее. При экстренном торможении, когда нажатие на педаль достигнет максимального значения, увеличенные тормозные цилиндры на 30 (процентов •сильнее, чем прежние, прижимают колодки к барабанам. Поскольку возросли нагрузки, действующие на колодки, их опоры сделаны более прочными. У «запорожцев» первых выпусков при торможении несколько перемещался вперед главный тормозной цилиндр.