Четвертую страницу обложки этого номера журнала «оформили» юные живописцы ГДР, Италии, Советского Союза и Японии. В июне — Международный день защиты детей, а наши художники — участники Международного конкурса детских рисунков, посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Понятно, что мы обратились к темам, которые так близки и дороги всем читателям «За рулем». 120 тысяч рисунков из 52 стран мира рассмотрело жюри, 1500 лучших было выставлено в Москве в залах Академии художеств СССР. И название конкурса — «Я вижу мир», на наш взгляд, подходит к нему как нельзя лучше, отражает самую его суть. Да, дети по-В помощьавтомотоклубамПЛЮС ИНИЦИАТИВАПринятая ныне программа подготовки водителей автомобилей для армии в автомотоклубах ДОСААФ требует, чтобы наряду со старыми моделями ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и ЗИЛ-164А обязательно изучались новые — ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и ЗИЛ-130. Многие коллективы автомотоклубов устанавливают связи с автотранспортными и авторемонтными предприятиями, приобретают там из числа выбракованных отдельные агрегаты, узлы, приборы, детали новых моделей автомобилей и постепенно оснащают ими классы. Есть учебные организации, в которых занятия полностью переведены на новые модели машин. Так сделали, непример, а Краснопресненском автомотоклубе Москвы. Однако во многих клубах новая техника изучается слабо, особенно на практических занятиях. Объясняют это, как правило, отсутствием полных комплектов учебного оборудования новых образцов. Обновление учебно-материальной базы — процесс постепенный, требующий определенного времени и последовательности. И не надо ожидать полного обновления. В передовых учебных организациях правильно поступают: как только получат какой-то агрегат или узел новой модели, сразу устанавливают его в классе и включают в учебный процесс. При этом стараются расписание занятий, график практических работ строить так, чтобы с новыми агрегатами ознакомились все курсанты. Примером в этом отношении может служить Омский автомотоклуб. Когда там получили двигатели ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, их сразу же пустили в дело. Ло теме № 1 «Двигатель» {упражнения 1и2 — «Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы») дополнительно к восьми рабочим местам (четыре ло двигателям ЗИЛ-120 и четыре ло двигателям ГАЗ-51) создали еще два рабочих месте. На рабочем месте № 9 установили двигатель ГАЗ-53, а на рабочем месте № 10 — двигатель ЗИЛ-130. Оба были предварительно частично вскрыты с тем, чтобы за один час работы курсанты могли хорошо изучить конструктивные особенности механизмов. Приведем полностью график работы бригад.Я ВИЖУ МИРзнают окружающий мир ив нем себя, свой дом, город, страну. Мы не собираемся оценивать здесь художественные достоинства их работ — образы, форму, краски, а хотели бы обратить внимание читателей на то, что объединяет участников конкурса. Многогранна жизнь, раскрывающаяся в детских рисунках. Пытливым взором смотрят маленькие граждане на мир, по-своему его воспринимая. Кажется, чем может жить человечек, ко-. торому минуло от рождения лишь несколько лет? Своими играми, радостями, увлечениями. Так оно и есть. Но оказывается, дети очень серьезно приглядываются ик происходящему вокруг, к сложной жизни взрослых. И конечно же, моторизация планеты, бурно развивающийся мир автомобилизма не остаются незамеченными. Буквально нет страны из представленных на конкурсе, среди работ которой не было бы рисунков на автомобильные, если можно так сказать, темы. Мы видим на них, как люди водят и ремонтируют машины, регулируют движение, переходят (и по правилам!) шумные магистрали, делают десятки других дел, решают десятки вопросов, связанных с автомобилизацией. Картины эти, в чем нетрудно убедиться и вам, настолько верны и подробны в деталях, что беа сомнения обнаруживают у их авторов не только острый глаз, но и неплохое знание предмета. Что очень важно, и вот почему. Дети, конечно, должны расти счастливыми и здоровыми. И мы обязаны защитить их не только от губительных войн, но и от всяких других бедствий, в том числе и от бессмысленной гибели под колесами на улицах и дорогах. По данным Всемирной организации здравоохранения, несчастья подстерегают здесь их гораздо чаще, чем эпидемии и болезни. И этой печальной закономерности пора положить конец. Дисциплину и науку безопасности детям должны преподать взрослые люди — и водители, и пешеходы. Дело это нельзя откладывать, не стоит и сомневаться в его результатах. Мы показали вам только четыре рисунка, на выставке их было по крайней мере в десять раз больше. Вот этот-то интерес, который дети проявляют уже с самого раннего возраста к автомобилю и всему, что с ним связано, верная гарантия успеха пропаганды правил движения.Занятие первое, 4 часа Бригады Рабочее место JA 1 Двигатель ЗИЛ-120 Рабочее месте. № 2 Двигатель ЗИЛ-120 Рабочее место № 3 Двигатель ЗИЛ-120 Рабочее место № 4 Двигатель ЗИЛ-120 Рабочее место JA 5 Двигатель ГАЗ-51 Рабочее место N> 6 Двигатель ГАЗ-51 Рабочее место МЬ 7 Двигатель ГАЗ-51 Рабочее место М5 8 Двигатель ГАЗ-51 Рабочее место № 9 Двигатель ГАЗ-53 Рабочее место № 10 Двигатель ЗИЛ-130Занятие второе, 4 часа—2 3411 21 23—6 78555—3 4—.7 81в—.8 12в7—4 56—6 7851•5—5—1 23 ,—2 3415—7 8е7—3 426—8 73—4 37—8 4—4 8в2Таким образом, на каждом четырехчасовом занятии бригады в течение часа изучают двигатели новцх машун — ГАЗ-53 и ЗИЛ-130, а три часа — двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-120. Думается, опыт омичей могут перенять другие клубы, располагающие узлами машин новых моделей. Конечно, в каждом отдельном случае график должен соответствовать наличию агрегатов. А вот другой пример. В Курганском автомотоклубе на практических занятиях по теме № 2 «Приборы системы питания» (упражнения 1и2 — «Карбюраторы двигателей автомобилей ГАЗ и ЗИЛ») были использованы имеющиеся в автомотоклубе два новых карбюратора — К-126Б и К-88. Здесь тоже образовали два дополнительных рабочих места — 9-е и 10-е. На каждом из них поставили по одному карбюратору. Бригады работали по графику, аналогичному тому, что приведен выше. Будущие водители получили возможность освоить наряду со старыми новые карбюраторы, а это и есть то, к чему надо стремиться, чтобы достичь нужных результатов в обучении технических специалистов. Так, на наш взгляд, должны поступать педагоги во всех автомотоклубах. Нужно только тщательно продумать и разработать конкретные графики работы бригад. Новая техника сама по себе еще не обеспечит успеха. Для этого надо приложить I инициативу. К. ШЕСТОПАЛОВ, начальник учебно-методического кабинета ЦК ДОСААФ по подготовке водительских кедров6