Спортивноеобозрение„'Зарулем"Стартуют участники юношеского первенства страны. Фото В. ШиршоваРЕЗЕРВЫ ЮНОШЕСКОГО КАРТИНГАПомнится, десять лет назад, когда на спортивных трассах появились первые карты, новый вид соревнований был воспринят поначалу кое-кем просто как забава. Но шли годы, росли и развивались в ншшей стране тонки на микроавтомобилях. Крепло и убеждение в том, что среди военно-технических видов спорта картинг по своей доступности для молодых, начинающих гонщиков не имеет равных. Первые всесоюзные соревнования по картингу среди юношей состоялись в 1963 году. Их инициатором и организатором выла экспериментальная лаборатория (микролитражных автомобилей курского Дворца пионеров. Сюда приехали почти все ребята, увлекшиеся картингом. Их было немного. В следующем сезоне дебютировали уже (Всероссийские соревнования, проведенные Министерством просвещения РСФСР. На специальном семинаре руководители кружков картингистов внешкольных учреждений Российской Федерации впервые познакомились с наиболее удачными по тем временам конструкциями машин, особенностями в подготовке двигателей, с изготовлением особо сложных узлов, правилами проведения соревнований. Все это быстро дало положительные результаты. Свои чемпионаты стали проводить многие республики. Окончательное признание юношеский картинг получил в 1967 году, когда в каждой республиканской команде, участвовшей в IV Спартакиаде народов СССР, из шести гонщиков трое были юношина машинах классов 50 и 125 см 3 . И их вклад в общекомандную копилку оказался весьма весомым, а в ряде случаев — решающим. Эти соревнования явились своего рода творческим отчетом, смотром достижений юношеского картинга. Причем результаты были для многих неожиданными. Некоторые молодые спортсмены, стартовавшие в классе 125 ом3, почти не уступали своим взрослым коллегам. Юношеские чемпионаты, состоявшиеся в Москве (1968 г.) и в Грозном (1969 г.), лишний раз убедили в большом 'росте мастерства молодых гонщиков. За пять-шесть пооледних лет они достигли заметных успехов ив конструировании. Вместе с тем отчетливо стало видно и то, что мешает дальнейшему развитию юношеского картинга. Прежде всего тревоясит положение дел в Российской Федерации. По числу молодых картингистов РСФСР значительно превосходит остальные наши республики. Но посмотрите, как распределились командные места на прошлогоднем чемпионате страны. Победили картингисты Украины, вторыми были спортсмены Москвы, третьими — Латвии. Юношей из Российской Федерации не оказалось ив числе тех, кто выиграл первые места в личном зачете. Причину этих неудач, на мой взгляд, не так уж трудно заметить. Спортсмены всех.республик прибыли на чемпионат страны, "предварительно проверив себя в кескольких соревнованиях, в том числе й- з- республиканских первенствах. И лишь в РСФСР юноши были лишены такой возможности: для них всесоюзный чемпионат стал одновременно и республиканским первенством. Тренеры очень смутно представляли себе степень подготовки 'своих подопечных. Не случайно уже на тренировках некоторые из них показали себя совершенно не готовыми к ответственным соревнованиям. Судейская коллегия, с своей стороны, либерально относилась к тем, кто создавал аварийные ситуации на трассе, допустила она и ряд ошибок при подсчете пройденных участниками кругов. Словом, юношеский чемпионат не стал, к сожалению, настоящей школой для молодых спортсменов. Я остановился на этих вопросах потому, что любое соревнование для молодых гонщиков должно быть организовано и проведено особенно тщатель-но, на самом высоком уровне. Каждое нарушение на трассе, каждая ошибка со стороны судей может дать начинающему гонщику неправильное представление о оути спортивной борьбы. Когда мы говорим о юношах, особенно большое значение приобретает воспитательная сторона спорта. В короткой статье трудно затронуть все проблемы. Остановлюсь еще лишь на одной, на мой взгляд, самой важной. Речь пойдет о той основе, на которой должен развиваться юношеский картинг. Сейчас он культивируется во внешкольных организациях — клубах, Дворцах пионеров, станциях юных техников. Это правильно. Но база его может быть значительно расширена, если картингом заинтересуются школы и училища профтехобразования. Здесь, на мой взгляд, есть все, благодаря чему картинг мажет получить широкую популярность и добиться более значительных успехов. Чем он хорош для школьных организаций и профессионально-технических училищ? Прежде всего, ребят привлекает в нем техническое творчество. Уже через год-два юноши получают твердые навыки в конструировании, технологии изготовления отдельных узлов, работе со слесарным инструментом, в приемах форсировки двигателей. С выходом на трассы соревнований эти навыки развиваются и совершенствуются. Юноши приучаются слышать мотор. А как важно все это сейчас — ведь в школах вводится изучение автодела, и большой подмогой в этом может стать микролитражный автомобиль. Оборудовать простейшую трассу со знаками под силу каждой школе. И первое знакомство с правилами движения юные водители смогут получить на такой трассе за рулем карпа. Интересную инициативу проявили руководители пионерских лагерей Гидропроекта и МВТУ имени Баумана. Здесь успешно действуют кружки картингистов. Юные автомобилисты изучают машину, правила движения, участвуют в простейших соревнованиях. А в лагере Гидропроекта решили и более сложную задачу: в течение одной смены ребята сами еще и делают карт. Надо ли говорить о том, что многие из них приходят потом в секции и продолжают занятия спортом. Для развития картинга в школах многое могли бы сделать наши заводы. Прежде всего надо расширить производство отдельных узлов и агрегатов микроавтомобиля, на основе которых ребята могли бы сами завершать его постройку. В нынешнем году наши картингисты будут держать ответственный экзамен на юбилейной спартакиаде. И вновь в командах республик мы увидим лучших юных гонщиков. Будем надеяться, что спартакиадныо старты послужат и дальнейшему развитию юношеского картинга.И. снитко,член комитета картинга ФАС СССР28