30
31
ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ фТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ фТРХНИКА ЗА РУБЕЖОМ ©ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ#«РАБА»-ГРУЗОВИКИ ИЗ ДЬЕРАРаба — река, которая течет через старый венгерский город Дьер. Название ее было выбрано для марки вагонои машиностроительного завода. И именно как название завода известно слово «Раба» далеко за пределами Венгрии. Расскажем об автомобильной продукции этого предприятия. Начнем с двигателей. Здесь по лицензии известной фирмы МЛН производится шестицилиндровый четырехтактный дизель мощностью 215 л. с. в вертикальной И горизонтальной компоновке. Второй вариант этого 10-литрового двигателя особо удобен для установки на автобусы. «Лежачие» цилиндры, «плоское» размещение топливной аппаратуры! и фильтров помогли снизить высоту мотора. Двигатели «Раба» ставят на автобусы «Икарус», которые широко экспортируют в социалистические страны. Известность получили и задние мосты Дьерского завода. По программе экономической взаимопомощи они идут в СССР (на ликинские автобусы, троллейбусы ЗИУ и минские грузовики), в Польшу и ГДР. Грузовые автомобили завод начал производить с нынешнего года. Это дизельные машины большой грузоподъемности, необходимые народному хозяйству Венгрии. Компоновка их удобна. Отличная кабина с регулируемым сиденьем и дополнительной индивидуальной амортизацией места водителя расположена над двигателем. Она откидывается вперед, что очень удобно при техническом обслуживании. На модификациях машины, предназначенных для дальних рейсов, предусмотрены два спальных места. В семейство автомобилей «Раба» входит целый ряд модификаций. Среди них двухосные модели: «831» — бортовой10-тонный грузовик с базой 4600 мм и «835» — седельный тягач (база 3500 мм), рассчитанный под нагрузку на седло 9,8 тонны. Среди трехосных машин — 13-тонный бортовой грузовик модели «832» с базой 4500 мм и седельный тягач «833» с укороченной (2800 мм) базой и нагрузкой на седло 14 тонн. На всех моделях применяются 215сильные дизели, шестиступенчатые коробки передач, задние мосты с колесными редукторами и самоблокирующие дифференциалы. Максимальная скорость достигает 86 км/час. Широкая гамма автомобилей «Раба» предусматривает применение различных специальных прицепов и полуприцепов ив состоянии удовлетворить разнообразные нужды народного хозяйства.Седельный тягач «Раба-833» с полуприцепом.Грузовой «Раба-831». Дизель «Раба», в цилиндров, Hi 350 см», 215 л. с. при 2200 об/мин.автомобиль«ДАНИЯ-1300»Завод легковых автомобилей в г, Питошти (Румынская Народная Республика) начал выпуск новой машины — «Дачия-1300». Она должна постепенно заменить модель «1100». По лицензии французской фирмы «Рено» в Питешти был создан современный автозавод, где ведется сборка машин ив дальнейшем будет налажено полное их производство. Аналог «Дачии-1300» — одна из последних моделей «Рено» — «Р12». Большое внимание уделено создателями машины требованиям комфорта и современным тенденциям развития конструкций. ш ирокие лобовое и заднее стекла,боковые стекла дверей без промежуточных стоек, «падающая» линия капота • — все обеспечивает хороший обзор. Двигатель верхнеклапанный, 3рядный, объем цилиндров 1289 см . Мощность 54 л. с. при 6250 об/мин. Максимальная скорость машины — 145 пм/чяс при хорошей экономичности. На 100 Им пути расход топлива всего 7л при скорости 80 км/час и -8,3 л при 100 км/час. 50литровый бензобак обеспечивает запас хода более 600 км. Но бензин для «Дачии» годится только с октановым числом не менее 90: степень сжатия у двигателя 8,5. Немало сделано для снижения шумности машины в целом и отдельных агрегатов. Кузов отлично защищен от коррозии специальным составом — грунтовкой на основе синтетических смол и двумя слоями глифталевой краски при горячей сушке. Колесные ободы покрыты пластиком. Применение современных материалов и удачная конструкция кузова сделали машину легкой — рассчитанная на пять пассажиров, она весит всего 880 кг.«ПРОМОТ» ДЛЯ МНОГОДНЕВКИТехнический центр Польской федерации автомотоспорта разработал конструкцию и построил опытные образцы спортивного мотоцикла «Промот-НК125», предназначенного для соревнований по мотоциклетному многоборью, Группа конструкторов, возглавляемая Е. Янковским, поставила перед собой задачу создать очень легкую ив то же время надежную конструкцию, способную конкурировать с лучшими «многодневными» мотоциклами. Жесткая и легкая рама дуплексного типа сварена нз стальных труб размером 22X1,5 мм. Подвеска переднего колеса — телескопическая вилка типа «Чериани» (спереди) с ходом 120 мм. заднего — маятниковая вилка с амортизаторами «МЦет-125». Для экономии веса обода колес сделаны из дюралюминия. На них монтируются шины размером 2,75—21 (спереди) и 3,50—18 (сзади). Бензобак, каркас сиденья, грязевые щитки, корпус воздушного фильтра ифары — из стеклопластика. Ваза мотоцикла 1320 мм, вес (без заправки) — 86 кг. Опытный образец снабжен одноцилиндровым двигателем «Пух» (125 см»: 12,5 л. с. при 7000 об/мин; шесть передач). Машина развивает 115 км/час.Фото ЦАФ—ТАСС30 ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ ® ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ•ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМАЛЮМИНИЕВЫЕ КОЛЕСАКолеса, отлитые из алюминиевых или магниевых сплавов, до недавнего времени казались привилегией гоночных автомобилей. Несколько лет назад их стали широко применять для машин, участвующих в ралли. Сегодня же промышленность заимствовала из автомобильного спорта конструкцию литого колеса, и в ряде стран (Англия, Италия, Франция) выпускаются алюминиевые колеса, которые можно установить на серийный автомобиль вместо стальных. Такое колесо не боится ржавчины, в полтора раза легче стального, жестче по конструкции и, кроме того, благодаря хорошей теплопроводности снижает температуру тормозного барабана. Отлитое под давлением алюминиевое колесо, однако, в два—два с половиной раза дорож е стального, что препятствует пока широкому распространению новинки.Вышли в светАвтомобили МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504. «Транспорт», 1969, 127 стр., 15 000 экз., цена 5 р. 65 к. Это альбом, в котором показаны устройство и работа узлов новых автомобилей. На многокрасочных рисунках изображены двигатель ЯМЗ-236 (в продольном и поперечном разрезе), схемы систем смазки и охлаждения, конструкции фильтров и радиатора. Показаны шасси, кабины и органы управления. передний и задний мосты, сцепление, коробка передач, карданные передачи, главная и бортовая передачи, рессорные подвески и их детали, телескопические амортизаторы, рулевой механизм, тормоза, приборы освещения и др. Здесь же приведены краткие технические характеристики автомобилей и их узлов. В альбоме содержатся также указания по эксплуатации и регулировке узлов, обнаружению и устранению неисправностей. Гоникберг В. М., Гольбрейх A. А. Рулевое управление грузового автомобиля с гидроусилителем. «Транспорт», 1969, 78 стр., 20 000 экз., цена 26 коп. Авторы знакомят читателей с устройством и методами эксплуатации рулевого управления с гидроусилителем. Описывают приемы технического обслуживания, диагностирования и ремонта узлов. Рассмотренный в книге насос гидроусилителя устанавливается на автомобилях ЗИЛ-130, «Урал-375», МАЗ-500, ГАЗ-66, КрАЗ и автобусах ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-677. В ялобжеский Г. В. Дорога и грозные явления природы. «Транспорт», 1969, 94 стр., 10 000 экз., цена 15 коп. В популярной форме автор освещает физическую сущность таких явлений, как снежные заносы и лавины, ледоход, половодья и паводки, обвалы, осыпи и оползни, гололед и наледи, селевые потоки и песчаные заносы; описывает случаи вызванных ими стихийных бедствий и катастроф; рассказывает, как дорожники предотвращают эти бедствия или устраняют их последствия. Б орисов В. И., Г ор А. И.. Г удов B. Ф„ Г уткин С. Г., Д ехтяр В. А., К альмансон Л. Д., М орозов Ю. А., Н евзоров А. М„ Э варт Г, В., Ю шМ аиов Н. А. Автомобиль ГАЗ-21 «Волга». «Транспорт», 1969, 360 стр., 50 000 экз., цене 1 р. 38 к. Книга посвящена конструктивным особенностям, техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобиля. В ней рассказано также о неисправностях узлов и агрегатов, возникающих в процессе эксплуатации, показаны причины их появления и способы устранения. Д авыдов И. А„ О рлов Э. Н. Автомобили УАЗ-451М и УАЗ-452. «Транспорт», 1969. 295 стр., 30 000 экз., цена I р. 19 к. В этом практическом пособии изложены особенности устройства, технического обслуживания и ремонта автомобилей УАЗ-451М, УАЗ-452 и их модификаций, приведены возможные неисправности узлов и агрегатоЬ, причины их возникновения и способы устранения. С ироткин 3. Л., К азяре ,ч А. Н., Ш уйский М. Ф„ В ойтов В. Т.. Б ут ыиский В. Э.. X омчеико Н, М. Автомобили БелАЗ. «Транспорт», 1969, 397 стр., 25 000 экз., цена 1 р. 55 к. Книга содержит основные технические данные автомобилей БелАЗ-540, БелАЗ-540А и БелАЗ-548А, краткое описание устройства, сведения по регулировкам и техническому обслуживанию. В ней приведены основные правила эксплуатации карьерных автомобилей большой грузоподъемности, особенности техники безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании.Это алюминиевое колесо для автомобиля «Остин-мини» рассчитано на шину размером 5,00—10 и весит 3,15 кг. Стальное колесо для той же машины весит 4,5 кг, а магниевое — 2,6 кг.СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМВ ФРГ создан электронный регулятор, при помощи которого можно плавно изменять скорость действия стеклоочистителя в пределах 2—30 ходов в минуту. Регулятор предназначен для автомобилей, у которых напряжение в сети электрооборудования 6—12 ви минусовый полюс аккумуляторной батареи соединен с массой.Модели 1970РОТОРНЫЙ «СИТРОЕН»годаДесять лет назад все автомобильные журналы мира рассказали своим читателям о двигателе нового типа, разработанном инженером Феликсом Ванкелем. Мотор обладал многими достоинствами. Но, как известно из истории техники, любая, даже самая перспективная конструкция требует многих лет доводки, прежде чем попадает на конвейер. С тех пор лишь два завода, НСУ и «Мацуда», смогли освоить серийное производство автомобилей с роторно-поршневыми двигателями. Известно было, что усиленно работает в этом направлении и французский «Ситроен». Первые осторожные шаги в налаживании производства машин с «ванкелями» будут сделаны заводом в нынешнем году. «Осторож ные» потому, что при общем годовом выпуске 300 тысяч автомобилей «Ситроен» планирует изготовить только 500 маДвигатель со снятой передней крышкой. охлаждение, один горизонтальный кар бюратор и две свечи. Рабочий объем отсека эквивалентен 9S5 смЗ поршневого двигателя. Имея степень сжатия 9.0, дви гатель «Ситроен-М35* развивает мощ ность 49 л. с. при 5500 об/мин. Фазы газораспределения, или, иными словами, размеры окон, выбраны с расчетом, что бы мотор оказался умеренно форсиро ванным, но гибким в работе. Свидетельством тому невысокое число оборотом (2750 в минуту), при которых достигается максимальный крутящий момент (7 кгм). Новая машина снабжена четырехсту пенчатой коробкой передач, дисковыми тормозами передних колес, независимой гидропненматической подвеской. Как и ббльшая часть «ситроенов», автомобиль имеет необычный внешний вид. При базе 2400 мм и колее колес 1260 мм (спереди) и 1220 мм (сзади) четырехместная модель «М35» весит Н15 кг. Ее максимальная скорость составляет 144 км/час. Дистанцию 1000 м со стартом с места машина проходит за 39 секунд. Расход топлива — 9,7 л нн 100 к.м пути.('• «i*se«Ситроен-М35», шин «М35». Они будут проданы избранным покупателям, которые много лет ездили на «ситроенах» разных моделей, имеют высокую квалификацию и за год «накручивают» не менее 30 тысяч километров. Однако многим из этих водителей «М35» окажется не по карману — ведь он дорои«е самого дорогого «Ситроена-ДС21». С технической точки зрения новая машина представляет собой дальнейшее развитие массовой модели «Ами-8». Двигатель установлен спереди, ведущие колеса — передние. Он очень похож на мотор НСУ-РойО и по существу отличается лишь тем, что имеет один рабо чий ОТСРК вместо двух. У него водяное31